- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О состоянии и экспорте бронетехники турецкого производства

В настоящее время всё больше образцов бронетехники, спроектированной и произведенной турецкими компаниями, находят собственные экспортные рынки.

В течение многих лет Сухопутные войска ВС Турции имели в своих арсеналах большое количество боевых бронированных машин (ББМ) зарубежного производства. Их основу составляли американские основные боевые танки (ОБТ) M48 и M60 и бронетранспортеры (БТР) серии M113 и их варианты. Совсем недавно Германия поставила СВ ВС Турции значительное количество излишков ОБТ «Леопард 1» от компании Porsche и «Леопард 2» производства оружейного концерна Krauss-Maffei Wegmann (KMW).

По оценкам турецких аналитиков, сегодня страна может считаться самодостаточной во всех классах ББТ, от ОБТ до гусеничных и колесных БТР, а также колесных транспортных средств, подходящих для роли автомобиля внутренней безопасности (internal security vehicle, ISV).

Крупнейшими производителями ББМ в Турции являются компании FNSS (г. Гельбаши, пров. Анкара) и Otokar (ил Сакарья). Они изготовили большое количество ББМ для внутренних потребителей и все более требовательных экспортных рынков. Помимо проектирования боевой техники, оба предприятия разрабатывают и выпускают боевые модули с дистанционным управлением (RWS) как для своих собственных платформ, так и  для экспортных заказчиков. Относительным новичком в области ББМ считается компания ВМС (г. Измир), уверенно занимающая свое место в этом секторе.

Помимо основных поставщиков турецкой бронетехники на рынке присутствует пара ключевых турецких субподрядчиков, в лице компаний Aselsan и MKEK (обе имеют штаб-квартиру в г. Анкара). Первая специализируется на системах управления огнем и оптико-электронной продукции (оптронике), а вторая – на оружии и боеприпасах.

Компания FNSS Savunma Sistemleri (далее – FNSS) является совместным предприятием американской BAE Systems (49 % акций) и турецкой Nurol (51 %). Первоначально FNSS создавалась для выпуска турецкой боевой машины пехоты (Turkish Infantry Fighting Vehicle, TIFV). Изделие разрабатывалось на базе боевой машины пехоты AIFV (Armoured Infantry Fighting Vehicle), спроектированной в США инженерами компании FMC (ныне BAE Systems), как дальнейшее развитие БТР М113. В Европе AIFV поставлялась армиями Бельгии и Нидерландов. ВС Турции получили 2249 TIFV в четырех базовых конфигурациях.

Дальнейшее развитие экспортного направления привело к созданию БМП ACV-15, где 15 соответствует стандартной полной массе транспортного средства в тоннах. Экспортные продажи ACV-15 до сих пор осуществляются в Малайзию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Расширенная версия ACV-15, получившая обозначение ACV-19, имеет больший внутренний объем и, соответственно, полезную нагрузку. Предпринятые доработки позволяют машине выполнять более широкий спектр боевых задач. БМП ACV-19 продана в Малайзию (причем, часть оснащена 120-мм минометами Thales), Саудовскую Аравию и ОАЭ. Отдельным проектом для FNSS стало участие в модернизации БТР M113 до версии A4. Крупнейший заказ был получен от Саудовской Аравии.

В качестве собственной разработки компания представила две новых гусеничных БМП, позиционируемые, как боевые машины нового поколения (Next Generation Armoured Fighting Vehicle, NGAFV). Первоначально, на выставке IDEF-2015, дебютировала более легкая БМП Kaplan 20NG (в классе боевого веса 20-24 тонны). На IDEF-2017 состоялась презентация более тяжелой версии Kaplan 30NG (в классе боевого веса 30 тонн). К особенностям конструкции обоих БМП специалисты отнесли их пригодность к оптимизации в соответствии с конкретными эксплуатационными требованиями конечного пользователя.

Для удовлетворения потребности СВ Турции в высокомобильном средстве для борьбы с танками в FNSS разработали гусеничный самоходный комплекс «Каплан-10» (Kaplan-10) и бронемашину «Парс» (Pars, 4 × 4). Обе модели пригодны для движения по воде и оснащены дистанционно управляемой башней, оснащенной противотанковым ракетным комплексом. Причем, в качестве основного вооружения может использоваться либо ПТРК российского производства «Корнет-Э», либо турецкий «Мизрак-У» (Mizrak-U) от Roketsan.

В рамках строительства первого турецкого универсального десантного корабля (УДК) проекта TCG ANADOLU компания FNSS получила заказ на разработку бронетехники, предназначенной для проведения морских десантных операций. На выставке IDEF-2019 был продемонстрирован опытный образец БТР ZAHA, который в турецком варианте обозначается, как «бронемашина-амфибия», а в англоязычном «морская штурмовая машина» (Marine Assault Vehicle, MAV). Изделие приводится в движение двумя водометами, расположенными по бокам в корме. БТР оснащен башней с ДУ, вооруженной крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом и 40-мм автоматическим гранатометом. Согласно заключенному в 2017 году контракту, поставлено в общей сложности 27 MAV, из которых 23 имеют конфигурацию БТР и по две – командно-штабной и ремонтно-эвакуационной машины.

В качестве субподрядчика FNSS предоставляет гусеничные платформы для зенитно-ракетных комплексов «Хисар» (HISAR) и спаренной всепогодной 35-мм самоходную зенитной установки «Коркут» (Korkut) от Aselsan, производство которых для ВС Турции уже началось. В качестве базы для платформ используются хорошо зарекомендовавшие себя ББМ ACV-15 и ACV-19.

Сосредоточившись первоначально на гусеничной бронетехнике, FNSS вышла на рынок колесных ББМ с семейством бронемашин «Парс» (Pars) с колесной формулой 8×8 и 6×6.

Первым зарубежным клиентом стала Малайзия, заказавшая в общей сложности 257 ББМ «Парс» 8×8 под обозначением  AV-8 в 12 разных модификациях. Общая сумма контракта, подписанного в апреле 2010 года с Министерством обороны Малайзии, составила 2,4 млрд долл. США. Первые поставки выполнялись из Турции, в последующем техника изготавливалась на предприятии в Пекане, в Малайзии.  Локализация производства принесла FNSS дополнительные 600 млн долл. США. В рамках оказания помощи в подготовке личного состава турецкая компания Havelsan в 2020 году установила симулятор AV-8 на малазийском военном объекте KEM Syed Sirajuddin. Симулятор состоит из двух тренажеров: один предназначен для обучения вождению, а второй для подготовки операторов вооружения, средств наблюдения и башни. Оба тренажера могут использоваться одновременно.

Второй заказчик ББМ «Парс» –армия Султаната Оман приобрела 172 Pars III, из них 145 машин поставлены в конфигурации 8×8, а 27 – в варианте 6×6. В 2019 году Турция разместила контракт на поставку 100 ББМ, из которых 5 предназначались для турецкой жандармерии, а остальные 95 – для вооруженных сил. Причем 50 машин с колесной формулой 8×8, а 45 – 6×6.

FNSS выпустила партию из 12 плавающих бронированных землеройных боевых машин AACE (Armoured Amphibious Combat Earthmover) для СВ ВС Турции. Несмотря на то, что последняя AACE была передана турецкой армии в 2013 году, модель недавно выиграла контракт с Филиппинами. Объем поставки не раскрывается, но известно, что первые изделия должны поступить заказчику в 2023 году.

Компания поставила СВ ВС Турции самоходный наплавной мост AAAB (Armored Amphibious Assault Bridge). Комплекс разработан на платформе шасси «Парс» 8х8 и приводится в движение на воде с помощью двух водометов. На экспортном рынке изделие предлагается под обозначением «быстроразвертываемый наплавной мост для переправы через водные преграды «Выдра» (Otter). Согласно военной классификации грузоподъемности НАТО (MLC) один комплект моста имеет класс MLC 21 (21 тонна), два комплекта в паромном режиме – MLC 85 (по другим данным 70 т), три комплекта – MLC 120 (100 т). Соединенные между собой 12 комплектов AAAB образуют мост длиной 150 м.

Последняя экспортная разработка компании – средний танк Kaplan MT (Medium Tank) является результатом сотрудничества между FNSS и PT Pindad из Индонезии. При этом, индонезийский партнер выступает в роли стартового заказчика 18 машин. На МТ установлена ​​башня C3105 от бельгийского производителя John Cockerill Defense. В башне установлена 105-мм нарезная пушка с автоматом заряжания и спаренный с нею 7,62-мм пулемет.

Компания Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi A.S. (далее – Otokar) начала свою деятельность в секторе бронетехники с проектирования легких бронемашин, подходящих для решения задач внутренней безопасности. Прежде всего, это легкая разведывательная машина «Акреп» (Akrep, 4×4) и легкий БТР 4×4 на базе длинного колесного шасси Land Rover.

К началу 2021 года компания построила около 33 000 автомобилей, включая грузовики и ББМ, и продала их в 36 стран мира. Тем не менее, бестселлером от Otokar эксперты называют бронемашину «Кобра» (Cobra, 4×4), основанную на компонентах автомобиля повышенной вместимости «Хамви» (Humvee) американской компании AM General. Серийное производство «Кобры» началось в 1997 году. Её базовый вариант  имеет экипаж в составе двух человек и позволяет устанавливать на крыше до 7 модулей с разнообразным вооружением. Существуют и более специализированные версии, в том числе разведывательная и десантная.

За этим последовала совершенно новая конструкция под названием Cobra II (4×4). Модель имеет больший объем и полезную нагрузку и пригодна для выполнения более широкого спектра оперативных задач. В 2021 году производитель выпустил на экспортный рынок модификацию «Кобры» в варианте «машины, защищённой от мин и атак из засады» (Mine Resistant Ambush Protected, MRAP), которая, как утверждается, сочетает в модульном корпусе высокий уровень защищенности и мобильности. Согласно турецким источникам, к марту 2021 года компания Otokar изготовила более 4000 БМ «Кобра» (4×4) во всех версиях.

Следует отметить, автомобили класса MRAP разрабатываются в Otokar достаточно давно. На рубеже 2006-2007 годов инженеры предприятия спроектировали легкий полноприводный бронеавтомобиль с защитой от мин «Кайа I» (Kaya I, 4х4). Образец представили широкой публике в Абу-Даби на IDEF-2009. Машина создана на шасси немецкого грузового автомобиля «Mercedes-Benz Unimog» U5000. Помимо водителя и командира в десантном отделении могут перевозиться до 10 военнослужащих с полным снаряжением. На крыше, имеющей три люка, возможна установка башни с ДУ и 12,7/7.62-мм пулеметом или 40-мм гранатометом. Позднее, в 2013 году, продолжением модели стала ББМ Kaya II, разработанная на той же базе, но с более мощным двигателем и измененной конфигурацией бронелистов.

В апреле 2019 года первоначально на собственной территории, а затем в павильоне IDEF-2019 Otokar представил очередную разработку в классе MRAP – бронеавтомобиль «Акреп II» (Akrep II, 4×4). Машина имеет модульную конструкцию, позволяющую нести достаточно мощное вооружение. Демонстрировавшийся на выставке образец был оснащен одноместным боевым модулей BOZOK (собственная разработка Otokar) с 25-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом. Главной же особенностью новой модели является полный электропривод. По словам руководства компании, емкости батарей достаточно для преодоления 250 км пути на высокой скорости по шоссе или непрерывного движения в течение 3 часов. Otokar также ведет разработку гибридного двигателя.

Для экспортного рынка конструкторы Otokar выпустили колесный БТР «Арма» (Arma) в конфигурациях 8×8 и 6×6, которые на 90 % имеют общие комплектующие и могут оснащаться широким спектром вооружений. В частности, восьмиколесная «Арма» позволяет устанавливать двухместную башню со 105-мм пушкой. Первым клиентом этой модели стал Бахрейн, закупивший машины в конфигурации 6×6.

Последующее развитие «Арма» 8×8 привело к созданию более крупного БТР «Рабдан» (Rabdan), который заказали ОАЭ. Контракт, подписанный в феврале 2017 года, подразумевает поставку 400 машин. Известно, что первая партия из 100 БТР, оснащается полной башней российской БМП-3 с установленной 100-мм пушкой (способной вести огонь управляемыми снарядами) и спаренными с ней 30-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. В настоящее время производство БТР «Рабдан» ведется в ОАЭ, на базе совместного предприятия Otokar с арабскими компаниями Edge of the Abu Dhabi Government и Al Jassor.

По собственной инициативе конструкторы Otokar спроектировали и построили БМП «Тулпар» (Tulpar). Её более компактным вариантом, пригодным для движения по воде, стала  гусеничная БМП «Тулпар-С» (Tulpar-S). В Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива «Тулпар» проходит под обозначением «Сафа» (Safa). Другим вероятным заказчиком для «Тулпар» специалисты называют Азербайджан.

Турецкая компания Nurol Makina (как указывалось выше, владеет 51% акций FNSS) предпринимает собственные усилия в области ББМ. В частности, 70 машин разработанного ею колесного БТР-амфибии «Идждер» (Ejder, 6×6) были поставлены в Грузию к 2009 году. Дальнейший маркетинг модели остановлен. В настоящее время инженеры Nurol концентрируются на колесной бронетехнике в конфигурации 4х4. Первой стала модель «Идджер Ялчин» (Edjer Yalcin), серийное производство которой началось в 2014 году. Прежде всего, машины строились для внутреннего рынка. По некоторым данным армия и жандармерия Турции должны получить до 400 ед. этой модели.

Экспортные продажи стартовали с 2017 года. К настоящему времени источники сообщали о поставках «Идджер Ялчин» в Тунис, Сенегал, Туркмению и Узбекистан. Наиболее крупные контракты на несколько сотен ББМ заключил Катар. Согласно контракту, заключенному в 2019 году между Nurol и оборонным ведомством Венгрии, последнее в декабре 2020 года приобрело 10 ББМ «Идджер Ялчи» в стандартной для турецких ВС версии. В венгерской армии машина получила обозначение «Гидран» (Gidran). В том же декабре, подписано рамочное соглашение о поставке в Венгрию дополнительных «более 300» ББМ Ejder Yalçın (Gidran). При этом, первые 40 машин будут произведены в Турции, а еще до 280 ед. планируется собирать в Венгрии.

Экспертным сообществом компания BMC Sanayi ve Ticaret A.Ş (далее – ВМС) считается относительным новичок в области производства бронетехники. Вместе с тем, предприятие выпустило большое количество грузовиков для внутреннего и экспортного рынков, что послужило основой для проектирования и строительства колесных ББМ, оптимизированных, прежде всего, для задач внутренней безопасности.

Вопреки тому, что за разработку и испытания прототипов турецкого основного боевого танка «Алтай» (Altay) отвечала компания Otokar, контракт на его серийное производство стоимостью 3,5 млрд евро в ноября 2018 года получила BMC, не имевшая на тот момент достаточного опыта в изготовлении подобной сложной боевой техники.

ОБТ «Алтай» представляет ударную бронемашину со 120-мм гладкоствольной пушкой. Компоновка отсеков механика-водителя, башни (с местами для командира и наводчика) и силового агрегата – стандартная. На танк планируется устанавливать двигатель национального производства мощностью 1500 л.с. Машина имеет компьютеризированную систему управления огнем, включающую стабилизированные дневные/ночные прицелы с безопасным для глаз лазерным дальномером.

Первый контракт на производство ОБТ «Алтай» заключен на 251 машину в тех конфигурациях: 40 ед. Т1, 210 в версии Т2 и 1 прототип в версии Т3 с необитаемой башней. Однако, хотя с момента подписания соглашения прошло более двух лет, из-за проблем с критически важными подсистемами серийное производство машины так и не началось. В рамках отдельного договора от июня 2018 года ВМС ведет разработку отечественного силового агрегата мощностью 1500 л.с. под аббревиатурой BATU. Его первые пробные запуски состоялись в апреле 2021 года. Приемочные испытания национального силового агрегата BATU планируется провести в 2024 году. Для сохранения контракта на серийное производство ОБТ «Алтай» Турция начала переговоры с южнокорейским производителем танковых двигателей Doosan Infracore Corporation (12-цилиндровый дизельный двигатель DV27K мощностью 1500 л.с.) и производителем трансмиссии S&T Dynamics (автоматическая коробка передач EST15K). Очевидно, что ввиду складывающихся обстоятельств экспортные перспективы ОБТ «Алтай» пока представляются сомнительными.

В секторе бронетехники класса MRAP BMC производит ББМ «Кипри» (Kipri). Модель представляет собой модификацию бронеавтомобиля «Навигатор» израильской разработки, на которую ВМС выкупила права. Первоначально выпуск «Кипри» с колесной формулой 4х4 ограничивался внутренним рынком. Дальнейшее развитие привело к модели «Кипри» 6×6, которая предлагает больший объем и полезную нагрузку, что позволяет выполнять более широкий спектр оперативных задач, включая оказание на поле боя медико-санитарной помощи и эвакуацию раненых. Сообщается, что в период с 2010 по 2017 годы ВС и жандармерия Турции получили более 640 подобных машин, которые активно задействовались в операциях против курдов на востоке страны. В дальнейшем начались поставки в Тунис (более 140 ед.), Туркмению (10), Катар (40), Пакистан (более 100). Сообщается о наличии заказов от Ливии и Сомали.

Другая бронетехника класса MRAP от ВМС включает компактный бронеавтомобиль «Амазон» (Amazon) и более тяжелый «Вуран» (Vuran). Обе модели выполнены в конфигурации 4х4. Если первый позволяет перевозить до 7 чел., то вместимость второго – 9 военнослужащих. Кроме того, «Вуран» используется как платформы для зенитно-ракетного комплекса «Сунгур» (Sungur). На крыше находится лафет с двумя капсулами, каждая из которых содержит по две управляемые ракеты с инфракрасным самонаведением. «Вуран» также может оснащаться 120-мм минометом с  полуавтоматической системой заряжания «Алкар» (Alkar) от Aselsan. Миномет устанавливается на поворотной платформе. Из представленных образцов наиболее крупный экспортный заказ на 1500 БА «Амазон» поступил из Катара.

Недавно в ряды экспортных поставщиков турецкой бронетехники вошла компания Katmerciler (г. Измир) со своей ББМ «Хизир» (Hizir, 4х4) класса MRAP. Модель впервые была представлена на выставке IDEF-2017. 16-тонный автомобиль обладает вместимостью 9 чел. и является флагманской продукцией новой военной линейки Katmerciler. Первым заказчиком на 57 машин разведки и наблюдения для пограничной охраны выступило МВД Турции. Причем, заказ на 75% оплатил Евросоюз. В настоящее время  Katmerciler участвует в тендере на поставку 118 ББМ «Хизир» в Кению. ВС страны намерены использовать бронетехнику для борьбы с террористами «Аль-Шабаб». Общая стоимость  контракта оценивается в 20,7 млн. долл. США. Как было заявлено, с 9 марта 2021 года начался этап административной оценки предложения

Таким образом, сегодня оборонная промышленность Турции обладает разнообразной номенклатурой боевых бронированных машин собственного производства. С учетом отсутствия каких-либо национальных ограничений на их зарубежные поставки, экспортный потенциал этого сегмента турецкого ОПК представляется значительным. Как известно Турция стала шестым в мире поставщиков оборонных и аэрокосмических систем с оборотом 11 млрд. долл. США, 30% которых получены за счет экспорта. Очевидно, что не малая доля этой суммы является итого работы турецких производителей бронетехники.