- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О продолжении антикоррупционного расследования в Алжире

Президент АНДР Абдельмаджид Теббун продолжает жесткий антикоррупционный курс, направленный на преследование всех совершивших финансовые преступления при его предшественнике Абдельазизе Бутефлике.

На этот раз следствие уделило повышенное внимание осуществленным при нем инфраструктурным проектам, стоимость которых оказалась завышенной. В частности, особое внимание уделяется транспортным объектам.

Так, например, в настоящее время расследуется завышение стоимости работ по проектировке и возведению здания морского вокзала в Беджайе, который обошелся управляющей им компании EPB, позиционирующей себя «флагманом транзита товаров и углеводородов», в более чем 4.7 млрд динар (более 45 млн долларов в 2018 году), причем едва ли не 20% этой суммы ушло на его проектирование.

Общая же стоимость работ по модернизации порта в Беджайе обошлось в более чем 60 млн долларов, однако, по версии следствия, значительная часть этих средств ушла не по назначению, тогда как по данным руководства компании-оператора это позволило вывести порт Беджайя на второе место в стране после столицы по грузообороту (в частности, по обработке контейнеров) и даже обогнать знаменитый порт в Оране.

Так, согласно его заявлению, «доля неуглеводородной торговли, осуществляемой через порт Беджайя выросла в 2018 – 19 годы с 21.8 до 22.63%, а общий грузооборот в 2020 финансовом году достиг 10 525 289 тонн, что на 0.58% больше, чем в 2019 финансовом году; общий экспортный грузовой оборот достиг рекордного уровня, превышающего 1.066 млн тонн, увеличившись на 19% по сравнению с предыдущим годом».

Напомним, что здание морского вокзала с большой помпой открыл в июне 2018 года экс-министр транспорта и общественных работ Абдельгани Заалане, в настоящее время находящийся в заключении и проходящий по коррупционным статьям.

Они касаются в том числе и осуществления портовой модернизации. Так, несмотря на высокие внешние показатели работы порта в Беджайе, достигнутые в результате проведенных там работ, по данным профсоюзных руководителей компании EPB, это вогнало ее «неподъемные ошеломляющие долги», поскольку ей пришлось брать кредиты у банков на невыгодных условиях. И их гашение уже негативно сказывается на ее финансовом состоянии, что отражается и на выплате заработной платы персоналу, который отвечает на увеличившиеся задержки забастовками.

Между тем, в результате EPB больше не может в течение продолжительного временного отрезка финансировать новые проекты или обновлять свое оборудование. Хуже всего, по данным профсоюзного руководства, что «это также повлияло на техническое обслуживание указанного оборудования и других средств портовой эксплуатации».

Причем по мнению ряда независимых экспертов, приведенные выше цифры, которыми оперируют руководители портовой компании, вовсе не обусловлены успешной модернизацией порта Беджайя, а вызваны некоторым общим увеличением торговли Алжира, в том числе и с внешним миром. И, соответственно, по их мнению, расходование более чем 60 млн долларов вообще не было нужным, поскольку они не оказало «никакого положительного влияния ни на EPB, ни на местную экономику».

В качестве доказательства они приводят тот факт, что после такого масштабного по меркам одного региона инвестирования не было отмечено «никакого влияния на занятость в регионе». Иными словами, расходование данных средств не привело к созданию дополнительного количества рабочих мест.

Напротив, по их данным, подобное применение инвестиций нанесло «удар по финансовому здоровью портового предприятия Беджайи» и потенциальному туристическому направлению.

Речь идет о том, что в результате проведенной модернизации здания морского вокзала в Беджайе сильно пострадал исторический средневековый центр города. Его возведение фактически закрыло от взоров посетителей Сарацинские ворота, одни из его главных ворот, и стены, которые, по их мнению, напротив, следовало выделить для привлечения потенциальных туристов.

Во всяком случае, по данному делу в июле текущего года было вынесено несколько обвинительных приговоров. В результате к тюремному заключению были приговорены ряд бывших руководителей компании EPB и функционеров Министерства транспорта

В частности, ее бывшие генеральные директоры Джеллул Ашур и Буджемаа Талал (последний также занимал посты ее президента и министра транспорта страны) получили два года. Еще один их помощник – 18 месяцев колонии строгого режима, столько же дали руководителю конструкторского бюро компании-подрядчика Axxam Насеру Бутриду, а членам комиссии по закупкам для модернизации порта Беджайя – по одному году колонии строгого режима каждому.

Чем интересен этот, казалось бы, рядовой по меркам современного Алжира процесс? Дело в том, что практически к любому соответствующему проекту эпохи Бутефлики и его творцам можно предъявить схожие претензии. Перерасход средств при невысоком качестве исполнения работ, являющиеся в переводе на простой русский язык воровством, можно найти практически везде.

Но для страны со стремительно сокращающимися расходами это стало непозволительной роскошью и военные, стоящие за спиной нового президента АНДР А.Теббуна, пытаются подобными процессами не только наказать ущемлявших их при Бутефлике его функционеров, но и продемонстрировать готовность жестко контролировать бюджетные средства.

Однако удастся ли им это? Заметим, что на фоне вынесения обвинительных приговоров по делу о модернизации порта Беджайя руководство главной компании страны – энергогиганта Sonatrach, также не оставшейся в стороне от коррупционных потрясений – распространило особый «Этический кодекс», следование которому, по его мнению, должно предупредить совершение финансово-экономических преступлений и «восстановить доверие» к крупным алжирским чиновникам и руководимым ими компаниям.

По данным алжирских источников, он «регулирует поведение руководителей, сотрудников и заинтересованных сторон с целью восстановления доверия к своим партнерам и повышения их авторитета и известности и дает возможность через систему специального оповещения направлять конфиденциальные сообщения о поведении, выходящем за рамки этого нового документа».

В своем заявлении относительно обнародования этого кодекса поведения директор-исполнитель Sonatrach подчеркнул, что он является «справочным документом, на который следует полагаться при разработке и принятии решений», признав, что этот кодекс «не может, однако, охватывать все ситуации, с которыми мы можем сталкиваться в повседневной жизни, как руководители или сотрудники».

При этом он добавил, что «Национальная компания обязуется в соответствии с этим новым кодексом вести свою деятельность честно, прозрачно, справедливо ради выполнения своей миссии, направленной на достижения блага развития и процветания страны. Каждый из нас призван воплотить эти ценности и продвигать их нашим партнерам и всем другим заинтересованным сторонам везде, где присутствует Sonatrach».

Руководство данной компании уверено, что новый кодекс также способствует «формированию культуры транспарентности и укрепления доверия, позволяющей предотвращать и наказывать незаконные действия и злоупотребления, совершаемые в ущерб общественным интересам, честности, репутации и брендингу Sonatrach».

Итак, как всегда в алжирском случае очень много красивых громких слов. Но спасет ли такой документ от злоупотреблений в структуре, через которую ежегодно проходят десятки миллиардов долларов?

Для этого действительно должен сложиться особый климат, при котором воровать станет невыгодно и опасно.

А это, в свою очередь, может сложиться лишь в случае достижения полной прозрачности не только работы данной компании, но и всех значимых процессов в стране в целом.

Причем прозрачность достигается при помощи контроля со стороны общества над расходованием и использованием денежных средств. Для этого, в свою очередь, страна нуждается в обеспечении бесперебойной работы независимым СМИ и блогерам, тогда как на них продолжает оказываться беспрецедентное давление, а некоторые их представители и вовсе оказываются в тюрьмах.

И можно сколько угодно выдумывать различные «этические кодексы» и системы экстренного антикоррупционного оповещения, но без достижения полной прозрачности в рамках всего Алжира (что технически невозможно при нынешнем правящем там режиме) разработанный по заказу компании Sonatrach документ будет очередной ничего реально не стоящей «лягушачьей бумагой».