- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Испания углубляет газовое сотрудничество с Алжиром

Испания инвестирует в газотранспортную систему АНДР дополнительные средства, чтобы гарантированно получать оттуда необходимый объем газа. После холодной зимы 2020 – 21 годы Мадрид намеревается минимизировать возможности ее повторения, когда имеющегося газа не хватало полноценно даже для отопления жилищ.

Заметим, что ее последствия в странах Евросоюза не преодолены до сих пор. Так, их газохранилища наполнены лишь на 53%, что не дает оснований с уверенностью говорить о том, что они благополучно переживут даже мягкую по температурам зиму.

Для исправления данной ситуации Испания со своей стороны в лице руководства компании Medgaz Naturgy (ранее Gas Natural), специализирующейся на торговле природным газом, по соглашению с алжирскими коллегами из энергогиганта Sоnatrach, инвестирует в увеличение пропускной способности газопровода Medgaz, соединяющего Алжир с Испанией, 90 млн долларов США.

Эти средства пойдут на закупку, установку и ввод в эксплуатацию четвертого турбокомпрессора на данном газопроводе, что позволит, согласно официальному релизу испанской компании, увеличить поставки алжирского газа на 2 млрд куб. м в год. Таким образом, ежегодный экспорт голубого топлива на Пиренейский полуостров через Medgaz уже в следующем 2022 году должен вырасти до 10 млрд куб. м. При этом руководство Naturgy рассчитывает завершить его модернизацию в четвертом квартале текущего года.

Между тем, на углублении газового сотрудничества Испании и Алжира сказалось усиление их противоречий с Марокко. Не случайно, что в заявлении руководства испанской компании относительно намерения модернизировать трубопровод Medgaz открыто говорится, что это «позволит обезопасить для испанского рынка импортируемый из Алжира природный газ».

Дело в том, что существует высокая вероятность того, что Марокко не продлит транзитный контракт, связанный с эксплуатацией газопровода «Магриб-Европа», по которому алжирский газ также доставляется в Испанию, но проходит через территорию королевства.

Представители Sonatrach в связи с этим упомянули, что «контракт по транзиту истекает 31 октября 2021 года» и что они поэтому готовятся «ко всем сценариям».

И чтобы поставки алжирского голубого топлива не прекратились, стороны заблаговременно ввели в строй трубопровод Medgaz, который они торопятся модернизировать на случай повторения суровой зимы.

Заметим, что во многом этот трубопровод был выстроен при участии испанской стороны и ее ресурсов, но по алжирскому законодательству она была вынуждена уступить контрольный пакет акций в данном проекте – 51 %– Sonatrach. Остальные 49% остались у Naturgy.

В 2006 году правительство Алжира разрешило обеим компаниям эксплуатировать Medgaz в течение 35 лет, то есть до 2041 года, с возможностью продления еще на 15 лет.

Газопровод Medgaz идет из Бени-Саф (Алжир) в Альмерию (Испания), проходя через Средиземное море и не пересекая при этом территорию Марокко.

Недавно власти АНДР уже продлили его на 197 км от Эль-Ариши до Бени-Сафа на своей территории с целью увеличения экспортного потенциала и в том числе благодаря этому в первом квартале 2021 года Sonatrach резко увеличил газовый экспорт в Европу.

В результате Испания и Португалия получили 4.3 млрд куб. м газа в первые три месяца 2021 года, что по данным руководства Sonatrach на 122% больше, чем за тот же период 2020 года.

Кроме того, по данным алжирской компании, одновременно Италии было поставлено 6.4 млрд куб. м газа, что на 109% больше, чем за первые три месяца 2020 года. Благодаря этому росту Sonatrach укрепила свои позиции в качестве второго поставщика газа этой стране с долей рынка 35% против 16% за тот же период 2020 года.

Что же касается «антимарокканских» предостережений Алжира и Испании, то они во многом не лишены оснований. В последние месяцы и годы их отношения с Рабатом последовательно ухудшались.

В случае с АНДР это обусловлено региональным соперничеством с Марокко в Магрибе, наглядным свидетельством чему служат их трения по западносахарскому и берберскому вопросам.

В случае с Испанией заметную роль в сохранении напряженных отношений играет многосотлетняя история вражды и сохранение конкуренции в Северной Африке и Западном Средиземноморье.

О степени испытываемой друг к другу враждебности свидетельствует то что в отместку за внимание Мадрида к западносахарскому вопросу Рабат заметно приоткрыл «миграционный клапан» в направлении находящихся на южном побережье Средиземного моря испанских городов Сеута и Мелилья. Благодаря этому ежедневно в Испанию и далее в другие страны Евросоюза попадают дополнительно сотни мигрантов.

При этом алжирские источники не устают обвинять Марокко одновременно в создании и управлении наркотическими потоками в Европу. Причем согласно их данным, если до недавнего времени Рабат в основном специализировался в «заваливании» Евросоюза вообще и Испании в частности «легкой травой», то теперь якобы широко раскрыл свой трафик и для доставки туда через свою территорию в европейские государства латиноамериканского кокаина.

В свою очередь, Мадрид и Алжир усиливают информационную кампанию против королевства, что дополнительно препятствует развитию и сохранению прежнего взаимовыгодного сотрудничества в том числе по транзиту газа из АНДР.

Возвращаясь к теме алжиро-испанского газового сотрудничества, отметим, что в начале 2021 года АНДР пришлось очень сильно постараться для удовлетворения нужд своих европейских потребителей после того, как она заметно снизила им прокачку газа, погнавшись за высокими спотовыми продажами в азиатские страны.

Что же касается перспектив выполнения намеченного сотрудничества то вопрос состоит в том, хватит ли непосредственно алжирского сырья для удовлетворения экспортных ожиданий своих партнеров.

Дело в том, что в условиях заметного сокращения инвестиций, отечественных и зарубежных, в энергетический сектор АНДР в течение последних пяти лет, параллельно наблюдается и общее сокращение производства и экспорта оттуда газа.

Наряду с этим внутреннее потребление газа в Алжире в среднем увеличивается на 2 – 3% ежегодно в том числе из-за продолжающегося демографического роста и необходимости ввода в строй новых инфраструктурных и промышленных проектов.

А с учетом того, что в 2020 году энергетический сектор Алжира вообще не получал реально значимых инвестиций (тогда только власти АНДР рассчитывали вложить в него только своих средств на 3 млрд долларов из-за последствий пандемии и обвала нефтегазовых котировок) дальнейшее падение газового производства и экспорта может стать еще более ощутимым.

При этом по сути нынешняя «испанская сделка» для АНДР ничего не меняет. Ее реализация вовсе не означает того, что Алжир вдруг станет центром инвестиционного притяжения. Напротив, несмотря на усиливающиеся разговоры о пересмотре законодательства страны в пользу инвесторов на практике практически все былые ограничения продолжают действовать и серьезных изменений здесь до сих пор не отмечается. И когда они реально произойдут – неизвестно.

И в этом смысле затрата 90 млн долларов выглядит слишком незначительной для Испании суммой, чтобы рисковать своей энергобезопасностью. Получение в обмен на это алжирских гарантий на увеличение прокачки перевешивает в данном случае все минусы.

Впрочем, такое поведение Мадрида может дать Алжиру ложное ощущение своей востребованности у потенциальных инвесторов и дать иллюзорные надежды на то, что они придут на его рынок и без комплексного реформирования своего законодательства.

Во всяком случае, представители руководства Sonatrach не видят серьезной опасности в наблюдаемом выходе из алжирских проектов британских компаний, которые, как они полагают, вполне заменят их итальянские и испанские коллеги.