- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Алжир серьезно проиграл Израилю и Марокко в Африке

Алжир намеревается повторить устранение Израиля из панафриканских организаций после его туда возвращения. Напомним, что назначение Рамтана Ламамры руководить алжирской внешней политикой ознаменовалось его обескураживающей неудачей в борьбе с Израилем и Марокко за влияние в Африке.

Так, в конце июля текущего года Израиль вернулся в Африканский союз в качестве «члена-наблюдателя» и яростно сопротивлявшийся этому Алжир ничего не смог с этим поделать – МИД Израиля заявил об этом 22 июля.

Напомним, что в 2002 году АНДР добился невключения Израиля в образуемый на месте Организации африканского единства (ОАЕ) Африканский союз (АС), куда он прежде входил в ограниченном наблюдательном статусе. Но теперь он туда вернулся, что стало серьезным дипломатическим проигрышем Алжира, демонстрирующего ограниченность его влияния на африканском континенте.

Кроме того, что сам факт присутствия Израиля в этой организации, в которой АНДР мнит себя как минимум одним из ее лидеров, отравляет соответствующие мечтания алжирских руководителей, это отражает и другие важные политические расклады.

Учитывая то, что во многом продвижение Израиля в АС лоббировало Марокко, главный региональный конкурент Алжира, парирование этого становилось лакмусовой бумажкой относительно реального веса обоих государств на африканской арене.

С другой стороны, это демонстрирует рост значимости Израиля в Африке и его влияния, как политического, так и экономического.

Ведь присутствие Израиля в панафриканских организациях, пусть и в урезанном виде, позволяло ему не только оперативно парировать потенциально опасные для него вызовы, в том числе относительно работы здесь представителей различных радикальных, в том числе и палестинских организаций, но и извлекать из этого конкретные материальные выгоды.

Достаточно для этого проанализировать, как за последнее десятилетие буквально в разы вырос объем его торгово-экономических связей со странами африанского континента, для которых отношения с еврейским государством становятся все более выгодными.

Разумеется, реакция Алжира на произошедшую легализацию в АС Израиля последовала незамедлительно и ее можно охарактеризовать как истерику.

Так, МИД АНДР «решительно» осудило «одностороннее решение председателя Комиссии Африканского союза (АС) Махамата Факи принять Израиль в качестве члена-наблюдателя», охарактеризовав это в том числе проявлением различных «манипуляций».

Данному событию оно посвятило весьма объемное заявление, указав, что «недавнее решение председателя Комиссии Африканского союза принять нового наблюдателя, входящее в его административные прерогативы, не может подорвать постоянную и активную поддержку Континентальной организацией справедливого палестинского дела и ее приверженность осуществлению неотъемлемых национальных прав палестинского народа, включая его право на создание своего независимого государства со столицей в Аль-Кудсе (Иерусалиме – авт.)».

В то же время, в документе подчеркивается, что «это решение, принятое без проведения широких предварительных консультаций со всеми государствами-членами, не имеет ни цели, ни возможности узаконить практику и поведение нового наблюдателя, которые полностью несовместимы с ценностями, принципами и целями, закрепленными в учредительном акте Африканского союза».

Наряду с этим алжирский МИД попытался представить это незначительным событием, «неспособным нанести ущерб основополагающим требованиям справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке, как это было заявлено Африкой и всем международным сообществом и сформулировано в арабской мирной инициативе, принятой на встрече главами арабских государств в Бейруте в 2002 году. Ей Африканский союз оказал полную поддержку».

Также в данном документе Алжир пытается успокоить сам себя, подчеркивая, что «режим работы Африканского союза (АС) не позволяет 87 государствам-наблюдателям за пределами Африки влиять на позиции континентальной организации, определение которой является исключительной юрисдикцией ее государств-членов».

Завершая данное заявление-жалобу, МИД АНДР напоминает, что «Алжир, инициировавший и содействовавший процессу развития и расширения стратегического партнерства между Африкой и арабским миром, будет и впредь стремиться к дальнейшему укреплению солидарности между этими двумя группами на благо всех их народов».

Столь заметная и истеричная реакция на произошедшее вынуждает задуматься, так ли это и чем она реально обусловлена.

Тем более, что АНДР не намерена в данном случае ограничиваться только дипломатическим сотрясанием воздуха. Одновременно Алжир пытается торпедировать упомянутое выше решение, используя для этого послов Палестины и Туниса в АС, действующего председателя саммита Лиги арабских государств, а также своего дипломатического посланника в качестве главы предстоящего саммита последней, начав консультации среди африканских стран по обсуждению и оспариванию «произраильского» решения Мусы Факи.

Иными словами, в переводе на русский язык – Алжир намеревается повторить 2002 год и изгнать Израиль из панафариканской организации, чтобы в том числе доказать самому себе свое влияние на африканском континенте, которое еврейское государство своим появлением в АС ставит под сомнение.

Что же реально происходит в данном случае? Заметим, что с одной стороны, руководство африканских государств привлекает Алжир для обсуждения в своих интересах тех или иных региональных проблем, но отнюдь не намерено выполнять его диктат и оно ведет свои взаимовыгодные отношения с прочими государствами, с которыми тот не находится в дружбе.

С другой стороны, возвращение Израиля в панафриканскую организацию демонстрирует у него наличие серьезного интереса к Африке, что выражается во все более растущем туда потоке инвестиций, которые им не может дать АНДР.

Тем не менее, алжирское руководство не желает считаться с этим очевидным фактом и тратит напрасно ресурсы на противодействие еврейскому государству, которые бы оно могло вложить в собственную все более проблемную экономику.

Такое неприятие Израиля определяется двумя основными факторами – стремлением бороться за лидерство в арабском мире через поддержку «палестинского дела» и традиционный гипертрофированный национализм, характеризующий мировоззрение политической элиты АНДР.

Между тем, противостояние с Израилем пока приносит Алжиру гораздо больше проблем и расходов, чем выгод. Во всяком случае, столь активная поддержка первым Марокко, регионального конкурента АНДР, во многом вызвана алжирскими же враждебными действиями в отношении еврейского государства.

При этом их результативность при сопоставлении с потраченными на это ресурсами крайне низка, что и доказывает возвращение Израиля в панафриканскую организацию.

И можно, конечно, с помощью подкупа и прочих закулисных действий добиться его временного оттуда исключения, но ни для Алжира, ни для еврейского государства это ничего уже не изменит. Израиль все более плотно входит в африканские дела там, где они его реально интересуют и с этим его недоброжелатели, в том числе из АНДР, ничего поделать не могут. В том числе по причине своего от него отставания по широкому экономико-научному спектру развития.