- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Европейские эксперты о состоянии и перспективах развития политической ситуации в Тунисе

Как полагают некоторые европейские эксперты, переворот президента Туниса Кайса Саида снижает свои обороты. Он не получает иностранной поддержки, необходимой ему для самостоятельного управления страной на фоне пока растущей пассивной оппозиции со стороны значительной части тунисского электората. С точки зрения Саида, пока ни кадровые чистки, ни новые назначения не идут достаточно быстро. Зухаир Магзауи, генеральный секретарь партии «Народное движение», поддерживающей президента, в этой связи даже предложил продлить срок блокирования работы  парламента еще на шесть месяцев. Иностранная поддержка очень важна для такой маленькой страны, как Тунис, которая не имеет собственных ресурсов, в том числе финансовых для выплаты заработной платы в государственном секторе. Тунис должен только в этом году выплатить 6 млрд долларов внешнего долга. В этой связи очевидно, что судьба самого Саида и затеянных им реформ во многом зависит от того, что обо всем этом думают иностранные инвесторы и правительства.  Пока они очень настороженно относятся к последним по времени событиям и шагам президента Туниса. По данным тунисских и итальянских источников, послы ФРГ, Италии и США посоветовали ему как можно скорее восстановить работу парламента. США также настояли на отмене проведения массового митинга в поддержку захвата власти К.Саидом, сообщили информированные тунисские источники. При этом все указанные послы передали послания поддержки Рашиду Ганнуши, спикеру парламента и главе партии «Ан-Нахда», а также другим партийным лидерам. Американские сенаторы Джим Риш и Боб Менендес, высокопоставленный член и председатель сенатского комитета по международным отношениям, заявили, что они «глубоко обеспокоены» растущей напряженностью и нестабильностью в Тунисе. Они заявили:  «Президент Саид должен подтвердить приверженность демократическим принципам, лежащим в основе американо-тунисских отношений, а военные должны соблюдать свою роль в конституционной демократии». При этом надежды Саида на помощь от КСА и ОАЭ могут и не оправдаться.  Яркий пример – Судан. Когда Омар аль-Башир был свергнут с поста президента в апреле 2019 года, Саудовская Аравия и ОАЭ пообещали 3 млрд долларов помощи Хартуму. Из этой помощи было получено только 750 млн долларов, и ни одного цента с тех пор, как в 2019 году была заключена сделка по разделению власти с военными. Теперь Эр-Рияде дали еще одно обещание вложить 3 млрд долларов в совместный фонд в Судане, одновременно «возобновив» кредит на 2019 год, из которого пока поступило только 300 млн. Обещания и их выполнение — это две разные вещи, а тем временем инфляция в Судане стремительно растет и составляет 400%. Но больше всего Саиду следует беспокоиться о позиции своего соседа Алжира, который начал с мягкого подхода. Министр иностранных дел АНДР Рамтан Ламамра прилетел в Тунис, чтобы передать «устное послание президента Алжира Абдельмаджида Теббуна», но его содержание не было обнародовано. Он также отправился в Каир, чтобы встретиться с президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси, после чего египетское президентство сделало следующее заявление: «Был достигнут консенсус … в отношении полной поддержки президента Туниса Кайса Саида и всего, что будет поддерживать стабильность в Тунисе и осуществлять волю и выбор братского тунисского народа, чтобы сохранить его возможности и безопасность своей страны». Алжирская сторона не сделала подобного заявления. Когда стало ясно, что их послание не было услышано, следующим алжирским официальным лицом, выступившим с речью, был начальник штаба Национальной народной армии генерал-лейтенант Саид Шенгриха. Он сказал, что «заговоры, которые вынашиваются против Алжира и его народа, не являются плодом воображения, как утверждают некоторые из тех, кто сомневается, но являются реальной правдой, которая находится там для всех». За несколько дней до этого Алжир отозвал аккредитацию принадлежащего Саудовской Аравии телеканала «Аль-Арабия», необходимую для работы в стране, обвинив его в «распространении дезинформации». Таким образом, Алжир направил соответствующее предупреждение  Саудовской Аравии, ОАЭ и Египту.  Алжир рассматривает Тунис как свой «задний двор» и ворота в Триполи, и имеет четкую региональную заинтересованность в событиях как в Тунисе, так и в Ливии. Потерпев условную неудачу в Ливии, ОАЭ и Каир теперь пытаются достичь тех же целей в Тунисе. По крайней мере, так это видят в Алжире.  Высокопоставленный алжирский источник сказал на условиях анонимности: «У этого переворота нет горизонта для успеха. Мы потребовали, чтобы Кайс Саид провел переговоры с Ганнуши, и мы точно знаем, как египтяне и эмиратцы осуществили этот переворот. Мы не хотим видеть в Тунисе еще одного Хафтара. Мы не хотим видеть в Тунисе правительство, подчиненное этим силам». Такая позиция предельно ясна и  прямолинейна.

В Италии также обеспокоены ситуацией в Ливии. Бывший премьер-министр Романо Проди заявил, что происходящее в Тунисе не является внутренним вопросом: «Последствия поворота к автократии выйдут за пределы Туниса. Мы, европейцы, теряем политическое влияние на южном берегу Средиземного моря». Все это напрямую влияет на Италию, по его словам, не только из-за возросшей опасности коронавируса, но и из-за ожидаемых волн нелегальных мигрантов. Турецкое правительство также обеспокоено событиями в Тунисе, не в последнюю очередь из-за ощущения, что недавняя разрядка отношений Каира и Абу-Даби с Анкарой могла быть уловкой, чтобы отвлечь Турцию от реальных действий, которые были направлены против Туниса.

При этом позиция  Саида в отношении реформ предельно ясна и в очень малой степени она совпадает с европейской или американской.  В 2019 году, когда Саид был только кандидатом в президенты, выступавшим против коррупции, он дал интервью, в котором прямо заявил о своих планах. На просьбу описать свою предвыборную программу Саид ответил: «Я предложил проект [в течение многих лет] нового фонда … Должна быть новая политическая мысль и новый конституционный текст». Он добавил, что если он победит на президентских выборах, то избавится от парламентских выборов, отметив: «Парламентская демократия в западных странах обанкротилась, и ее время прошло … Посмотрите , что творится во Франции с «желтыми жилетами», в Алжире и Судане. Партии обречены на вымирание. Их эра закончилась … Их смерть может занять некоторое время, но, несомненно, через несколько лет их роль закончится. Плюрализм исчезнет сам по себе … Мы вступили в новую эру в истории. Это новая революция». Затем интервьюер спросил его: «Проблема в партиях или в тунисцах, которые не читают?». Саид ответил: «Проблема в партиях. Их роль закончилась». Он также заявил о своем четком намерении подавить организации гражданского общества в Тунисе, отметив: «У меня есть проект, направленный на прекращение поддержки всех обществ, будь то внутри [Туниса] или извне, потому что они используются как средство вмешательства в наши дела». Это не манифест и не экономический план. Реакция Саида на враждебность, которую он получал от администрации Байдена, состояла в том, что он уволил тунисского посла в США, человека, которого он случайно назначил год назад. Его экономическая программа состоит в том, чтобы заставить богатых бизнесменов платить за бедные районы. Это не план, а пока  идея и она не нова. Его идея денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы призвать Центробанк Туниса снизить процентные ставки. Чем кончились такие указания, можно видеть на примере Турции. Является ли автократия спасением для  стран Северной Африки? Вопрос сложный.  Египет, сейчас ближайший союзник Саида, не является хорошим примером этого. Сегодня он экономически несравнимо беднее и слабее, чем когда ас-Сиси пришел к власти в результате военного переворота в 2013 году. В тот самый день, когда министр иностранных дел Египта встретился с Саидом, чтобы оказать ему полную поддержку, ас-Сиси объявил о планах сократить государственную субсидию на хлеб — впервые с эпохи Садата, когда это спровоцировало беспорядки. При этом Египет является плохой моделью для Туниса. Хотя бы потому, что Египет сейчас имеет значительно более высокий уровень бедности, чем Тунис – 31% против 19% в 2020 году. Озабоченность его соседей по Средиземноморью коренится не  в споре о преимуществах прямой или представительной демократии. Они обеспокоены стабильностью Туниса. Неуравновешенный Саид дает им все основания для тревоги. Они не верят ему,  не доверяют ему, и  не поддерживают его. Так полагают европейские эксперты, США же придерживаются несколько иной точки зрения.

Они полагают, что Тунис, похоже, готов к длительному политическому кризису, поскольку сочетание внутренней и внешней поддержки позволяет президенту Кайсу Саиду делать дальнейшие  шаги по трансформации политической архитектуры страны. Но, судя по событиям, произошедшим до сих пор, переворот также вряд ли приведет к кардинальной перестройке политической системы Тунса, которой тунисцы требовали со времен «арабской весны». События последней недели, напротив, указывают на то, что эта североафриканская страна движется к чему-то промежуточному, то есть к длительному периоду политического паралича, который будет отрицательной воздействовать ее хрупкую экономику.   Поддержка значительной части  тунисцев и обещанная иностранная помощь со стороны КСА и ОАЭ  помогут Саиду сохранить контроль на протяжении всего оставшегося временного переходного периода. В опросе, опубликованном 28 июля, 87% тунисцев заявили, что одобряют недавний шаг Саида заморозить работу парламента и уволить премьер-министра страны. Многие тунисцы считают, что изменения, возникшие в результате протестов «арабской весны» 2011 года, были важными, но неполными, и с тех пор требуют принятия дополнительных антикоррупционных мер и дальнейшей реструктуризации политической системы страны. Действия Саида согласуются с этими императивами, даже если они беспокоят членов тунисской политической элиты и внешних иностранных наблюдателей, которые опасаются, что демократическая система североафриканской страны может быть изменена в пользу более исполнительной, централизованной системы. На встречах с официальными лицами в начале этой недели Саид также намекнул, что внешняя финансовая помощь может быть получена, вероятно, от таких стран, как Египет, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты, которые приветствовали бы отстранение крупнейшей исламистской партии в парламенте. Обещание такой помощи — еще одна причина, по которой многие тунисцы приветствуют радикальные меры Саида в надежде, что повышение финансовой безопасности в Тунисе поможет поддержать их собственные личные финансы. Тунис был единственной арабской страной, которая вышла из «арабской весны» 2011 года с изменившейся демократической системой управления. Составители Конституции Туниса 2014 года получили Нобелевскую премию мира за то, что наполнили новую правовую систему страны демократическими принципами, уникальными для всего региона. При этом идентичность «Ан-Нахды» как исламистской партии также поставила ее в противоречие с мощными региональными суннитскими правительствами, в том числе в Египте, Саудовской Аравии и ОАЭ. Новая волна антикоррупционных расследований также, вероятно, окажется популярной среди тунисцев и может усугубить беспорядки в стране, затронув многих  людей, находящихся у власти. 28 июля судебные власти Туниса начали расследование в отношении трех политических партий, включая исламистскую партию «Ан-Нахда», в связи с обвинениями в коррупции и злоупотреблении властью. По данным Тунисского агентства печати, прокуратура также ведет расследование в отношении нескольких отдельных адвокатов, бизнесменов и членов парламента, а также бывшего главы Национального антикоррупционного управления Туниса. Такое распространение антикоррупционных расследований вызовет беспокойство среди правящей элиты Туниса, усугубляя атмосферу политического хаоса и неопределенности. Однако эти расследования уже приветствуются широкой тунисской общественностью, многие из которых обвиняют коррупцию среди элиты в нынешних экономических бедах своей страны. Затянувшийся период политической нестабильности может еще больше встряхнуть и без того хрупкую экономику Туниса и оттеснить на второй план влиятельную партию «Ан-Нахда». Будучи крупнейшей партией в парламенте Туниса, «Ан-Нахда», естественно, громче всех критиковала действия Саида по замораживанию деятельности законодательной власти, которые она  назвала переворотом. Но благодаря своей доминирующей роли в правительстве Туниса «Ан-Нахда» также несет всю ответственность за неэффективное управление страной и нарастающие экономические трудности. И нынешний политический кризис, скорее всего, не станет исключением, и «Ан-Нахда»,  примет на себя основную тяжесть любой негативной  реакции населения. В течение последних нескольких лет Тунис борется с ухудшением состояния государственных финансов, что способствует созданию обстановки экономической неопределенности и финансовой нестабильности внутри страны. Бюджетный дефицит Туниса равен 10% ВВП. Его государственный счет за заработную плату также составляет 17,5% ВВП. В период с 2019 по 2020 год государственный долг Туниса вырос с 72% ВВП до 87%.

Чтобы оценить продолжительность и перспективы  переходного периода в Тунисе, следует оценивать следующие  ключевые события в ближайшие недели: