- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможных последствиях переговоров ФРГ с талибами

В конце июля в Дохе состоялась встреча представителя федерального правительства Германии по Афганистану и Пакистану Я.Вика и главы делегации движения  «Талибан» Абдул Хак Васика, который является ответственным за европейское направление в руководстве талибов. Значение данного события определяется несколькими факторами. Прежде всего, Берлин таким образом пытается оставаться вовлеченным в афганские дела, что не будет возможным без контактов с талибами, продолжающими свое укрепление в стране после ухода США и их союзников. Помимо этого, ФРГ явно пытается снизить давление миграционного кризиса на внутриполитическую ситуацию в Германии перед выборами. Для этого власти заинтересованы в продолжении практики депортационных рейсов, против которых выступает афганское правительство и правозащитные организации.

Одним из ключевых итогов встречи в столице Катара, в целом получившей весьма позитивные оценки со стороны обозревателей германских СМИ, политиков и экспертов, стало полученное от «Талибана» заверение в том, что движение не будет преследовать афганцев, оказывавших поддержку международным силам, находившимся в стране. Впрочем, стоит напомнить, что еще в начале лета со стороны движения звучали аналогичные обещания не подвергать преследованиям местных жителей, сотрудничавших с иностранными военными, если они проявят раскаяние и станут жить как «настоящие афганцы». Таким образом новых гарантий талибы в действительности не дают, однако для Германии ситуация имеет большое значение.

С одной стороны, Берлин получил достаточное количество обращений со стороны местного персонала, содействовавшего миссии Бундесвера, до того, как контингент ФРГ полностью покинул территорию страны. Эти лица, а также большое количество тех, что не успел подать заявку, рассчитывают на получение на территории Германии статуса беженца. С другой стороны, Кабул предпринимает попытки сдерживания депортационных рейсов из ФРГ, ссылаясь на ситуацию в области безопасности. Особенно примечательно в этом контексте то, что переговорам Я.Вика в Дохе предшествовала его поездка в афганскую столицу, где он помимо президента А.Гани встретился с министром, отвечающим за миграционные вопросы. Несмотря на то, что официально федеральное правительство настаивает, что целью первого визита нового представителя по Афганистану и Пакистану было ознакомление с ситуацией на местах для выработки эффективных механизмов поддержки Афганистана на двусторонней основе и на площадках международных организаций, германские СМИ утверждают, что ключевой оказалась тема депортаций. Так, ведущие издания ФРГ со ссылкой на представителей базирующейся во Франкфурте-на-Майне правозащитной организации Pro Asyl отмечают, что Я.Вик пытался оказать давление на афганское правительство с тем, чтобы оно не блокировало намеченные на август депортационные рейсы, хотя Кабул ранее просил остановить подобную практику на три месяца.

Несмотря на все усилия, отправка нескольких афганцев из Мюнхена в Кабул, которая была запланирована на 3 августа, все же не состоялась. Официальной причиной стал взрыв в правительственном районе афганской столицы, который, по мнению Берлина, мог помешать местным властям принять депортированных. При этом министр внутренних дел Германии Х.Зеехофер настаивает, что этот рейс, равно как и все последующие, должны быть выполнены. Основным аргументом федерального правительства здесь является то, что речь идет о высылке лиц, причастных к совершению преступлений на территории ФРГ.

Таким образом, несмотря на то, что переговоры с представителями «Талибана» отвечают и международным интересам Германии, заинтересованной в том, чтобы сохранить вовлеченность в афганские дела, первостепенное значение, как кажется, приобрела проблема беженцев, вышедшая на первый план в связи с приближением федеральных выборов. Факт коммуникации с представителями движения по замыслу властей ФРГ, судя по всему, должен стать дополнительной гарантией безопасности. Другими словами, если правительство считает возможным поддерживать контакт с талибами и полагаться на их обещания, то нет явных препятствий для продолжения депортаций, равно как отсутствуют основания для интенсификации процесса приема в Германии афганских помощников Бундесвера. Более того, если по проблеме депортации как таковой существуют заметные разногласия между коалиционными партиями и оппозицией, прежде всего «Зелеными» и «Левыми», то переговоры с «Талибаном», как минимум первые поддерживают.

Впрочем, факт коммуникации означает большую интеграцию талибов в политические процессы в стране, поскольку фактически представляет собой признание их растущей власти и влияния. При этом такой расклад противоречит ранее обозначенному Германией курсу, согласно которому мирное урегулирование должно быть основано на внутриафганском диалоге и обеспечении максимально широкого представительства разных групп населения во власти. Кроме того, как уверяют политики, к примеру, представитель фракции «Зеленых» О.Нурипур или эксперты, такие как сопредседатель исследовательской организации Сеть аналитиков Афганистана Т.Руттиг, доверять талибам федеральное правительство не должно. Более того, даже если на высоком политико-дипломатическом уровне и могут быть даны какие-либо гарантии безопасности для тех или иных категорий лиц, то под большим вопросом остается их исполнение на местах.