- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Об участии иностранных боевиков в захвате талибами новых территорий в Афганистане

Ряд западных аналитиков считают, что радикальное исламистское движение «Талибан» (запрещено в РФ) больше не представляет собой пуштунское этно-националистическое движение. И, действительно, в отличие от 1990-х годов, в данный момент в его рядах состоят тысячи боевиков непуштунского происхождения, среди которых большой процент этнических узбеков и таджиков, и даже туркменов, которые являются гражданами Афганистана и состоят в движении. В последние годы «Талибан» глубоко проник в их общины. К тому же, среди тысяч иностранных боевиков, сражающихся на стороне талибов в Афганистане, есть выходцы с Ближнего Востока, которые являются частью террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в РФ), а также боевики из Пакистана и Центральной Азии. В недавнем отчете Группы аналитической поддержки и наблюдения за санкциями Совета Безопасности ООН говорится, что из примерно 85 000 активных боевиков «Талибана» в Афганистане около 10 000 считаются иностранными боевиками. Таким образом, существует большая разница между сегодняшним «Талибаном» и тем, что представляло собой движение до событий 11 сентября 2001 года.

Тем не менее, несмотря на изменение структуры, принципов управления и этнического состава движения, ряд признаков указывает на то, что его руководство по-прежнему пытается воссоздать исламский эмират и навязать афганскому народу радикальную форму законов шариата. Об этом, в частности, свидетельствует нежелание руководства талибов разорвать связи с «Аль-Каидой», как того требуют дохийские соглашения. Отношения между двумя группировками остаются тесными, так как они основаны на идеологическом единстве, общей борьбе и смешанных браках.

Что касается недавнего захвата провинций на севере Афганистана, существуют неофициальные свидетельства того, что талибы назначили командира боевиков из Таджикистана возглавлять пять районов, недавно захваченных талибами на афгано-таджикской границе. Известный под псевдонимом Махди Арсалон, 25-летний командир родился в селе Шербегиен в восточной части Раштской долины Таджикистана. Арсалон и его боевики известны в Афганистане как «таджикские талибы».

На самом деле они являются членами «Джамаат Ансаруллах» – экстремистской группировки, основанной десять лет назад бывшим командиром таджикской оппозиции с целью свержения правительства в Душанбе. «Джамаат Ансаруллах» признана в Таджикистане террористической организацией.

На данный момент также имеется неофициальная информация о присутствии в северо-западных районах Афганистана узбекских боевиков, связанных с запрещенным Исламским движением Узбекистана (ИДУ).

Губернатор афганской провинции Бадгис Хосамуддин Шамс сообщил таджикской новостной службе «Радио Свобода», что узбекские боевики руководят боевыми действиями талибов в некоторых частях на севере и западе страны. Шамс заявил, что семьи около 80 узбекских боевиков прибыли в провинцию Бадгис из Пакистана в 2018 году и в настоящее время дислоцируются в районе Бала-Мургаб.

По его словам большинство узбекских талибов – потомки боевиков ИДУ, бежавших в Пакистан в конце 2001 года после того, как годом ранее они оказывали талибам поддержку в борьбе «Северным альянсом» в провинции Тахар.

Северные соседи Афганистана обеспокоены тем, что боевики из Центральной Азии в конечном итоге попытаются вернуться на родину с целью начать мятеж. Похоже, талибы используют их потому, что в настоящий момент у них нет кадров для управления всеми территориями, которые они захватили. В последние месяцы поступали сообщения о том, что иностранные боевики действительно участвовали в боевых действиях на севере Афганистана, так как во многих случаях сил афганских и пакистанских талибов было недостаточно.

С наибольшей вероятностью «Талибан» продолжит отрицать присутствие иностранных боевиков в своих рядах. Сообщения о том, что этнические уйгурские боевики из западного Китая используются талибами в северо-восточной афганской провинции Бадахшан, тревожат Пекин, ведь в будущем Китай может сыграть перспективную роль в Афганистане. В данный момент власти страны заняли выжидательную позицию, пока идет борьба за власть между афганским правительством и «Талибаном». Похоже, что Пекин будет готов сотрудничать с любой стороной. При этом стоит понимать, что присутствие в движении «Талибан» иностранных боевиков, особенно уйгуров, способно нанести существенный урон отношениям между талибами и Китаем в будущем.

По официальным данным «Талибан» численно и технологически уступает силам национальной безопасности Афганистана, однако аналитики предупреждают, что это может не соответствовать действительности.

Если рассматривать в составе правительственных сил Афганистана войска под командованием Министерства обороны и полицию Министерства внутренних дел, то цифры говорят о том, что численность афганских сил безопасности как минимум в три раза превосходит предполагаемое количество активных боевиков «Талибана».

Специальный генеральный инспектор США по восстановлению Афганистана (SIGAR) сообщил в своем последнем отчете Конгрессу, что общая численность Афганских национальных сил безопасности, включая армию, спецназ, военно-воздушные силы, полицию и офицеров разведки, составляет около 307 000 человек. Несмотря на вывод сил международной коалиции, Афганистан продолжает получать поддержку со стороны США, которые в совокупности потратили около 83 млрд долларов на помощь в создании, оснащении, обучении и поддержании афганских сил безопасности  после свержения режима талибов в конце 2001 года. Военнослужащие афганской армии получили от США бронетехнику, самолеты и боевые вертолеты, артиллерию, штурмовые винтовки, приборы ночного видения и беспилотные летательные аппараты. SIGAR сообщает, что на вооружении афганских ВС находятся 167 самолетов и вертолетов, включая боевые. Однако вооружение, поставляемое в Кабул за последние два десятилетия, и то, что теперь доступно для боевых действий – это две разные вещи.

Полная информация о текущем состоянии афганского арсенала засекречена, однако неофициальные данные свидетельствуют о том, что многое из того, что было доставлено афганскому правительству и проправительственным ополченцам за эти годы, либо уже не функционирует, либо попало в руки наступающих боевиков «Талибана». Таким образом, главный источник вооружения боевиков движения находится в самом Афганистане. Арсенал талибов включает захваченное оружие и оборудование западного производства, такое как штурмовые винтовки, бронемашины и приборы ночного видения. На вооружении боевиков также находится стрелковое оружие и легкие виды вооружения, наводнившие страну после афгано-советской войны в 1980-х годах, такие как советские автоматы АК-47, реактивные гранатометы и минометы. В то же время, талибы с переменным успехом пытаются применять зенитное и противотанковое оружие.

Небольшие ракеты, террористы-смертники и самодельные взрывные устройства (СВУ) являются одними из самых смертоносных видов оружия, используемых талибами. Черный рынок также является богатым источником оружия для боевиков. Известно, что химикаты для удобрений, привезенные из Пакистана, широко использовались талибами для изготовления СВУ на юге и востоке Афганистана. Однако Исламабад отрицает обвинения Кабула в тайном снабжении афганских талибов оружием и оказании им иной поддержки.