- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О некоторых аспектах палестино-израильского противостояния на современном этапе

Нерешенность основных проблем и отсутствие реальных подвижек в палестино-израильском урегулировании привели к резкому обострению конфликта между палестинцами и Израилем. Переговорный процесс между сторонами зашел в тупик и фактически прервался.

Израильское правительство отказалось идти на дальнейшие территориальные и политические уступки палестинцам, заявив, что и так сделало их достаточно много. Данная позиция руководства нашли понимание и поддержку у большинства еврейского населения Израиля, которое в условиях непрекращающейся террористической активности палестинских экстремистов все больше отторгает политику уступок, не приемлет продолжение диалога с нынешним руководством Палестинской национальной администрации (ПНА) и реализацию ранее достигнутых с палестинцами соглашений. В стране усилилось влияние правых политических сил. Руководство партии “Ликуд”, ведущей силы нынешней правительственной коалиции, проголосовало в феврале 2002 г. против провозглашения независимости палестинского государства. Тем самым оно заняло более радикальную позицию, чем у главы кабинета Ариэля Шарона.

 

Напомним коротко позиции сторон. Палестинцы настаивают на создании собственного независимого государства в границах территорий, оккупированных израильской армией во время войны 1967 г. – это сектор Газа, часть Западного берега реки Иордан (ЗБРИ), находившаяся под управлением Иордании, и Восточный Иерусалим. Здесь, вероятнее всего, стороны могут достичь согласия. Палестинцы требуют также признания права беженцев на возвращение или получение материальной компенсации, что Израиль категорически отвергает. Восточный Иерусалим они считают столицей своего будущего государства. В этом вопросу позиции сторон в настоящее время кардинально расходятся, однако не исключено, что в будущем они смогут найти определенные точки соприкосновения. Сложной остается проблема будущего еврейских поселений на территории ПНА. Палестинская сторона не желает их нахождения на своих землях , а Израиль настаивает на их сохранении. Возможность компромисса пока не просматривается.

 

Непродуктивность переговорного процесса и постоянное откладывание сроков провозглашения независимости Палестины вызывали все большую неудовлетворенность и раздражение у основной массы населения ПНА. Сказывалась и значительная разница в уровне жизни между Израилем и автономией, экономические и социальные трудности в ПНА (кстати, многие из этих проблем попросту не решались коррумпированной палестинской администрацией), зависимость экономики автономии от израильской. Все это способствовало быстрому росту числа сторонников радикальных мер в отношении Израиля. Начавшаяся осенью 2000 г. новая “интифада” довольно быстро переросла в массовые террористические акты, жертвами которого становятся в подавляющем большинстве случаев мирные граждане. Широкое распространение получили действия террористов-смертников. Среди палестинского населения шахиды (мученики, павшие за веру) пользуются большой популярностью и уважением, а их семьи получают солидные денежные компенсации за погибших родственников.

 

В ответ на усиление террора палестинских экстремистов (при фактическом попустительстве им со стороны руководства ПНА) правительство Израиля осуществило ряд крупных военных акций по борьбе с терроризмом. Одновременно израильтяне развернули активную и целенаправленную кампанию по дискредитации руководства ПНА и лично ее руководителя Ясира Арафата. Последний обвиняется в поддержке террористов и коррумпированности подчиненных ему органов власти. А. Шарон категорически отказывается от ведения каких-либо переговоров с палестинским лидером, заявив, что “Арафата как политика больше не существует”.

 

В марте-апреле 2002 г. Армия обороны Израиля (АОИ) под руководством премьер-министра А. Шарона провела широкомасштабную военную операцию “Защитная стена”. Ее главной задачей являлась ликвидация как подпольных палестинских военизированных групп, так и официально действующих в рамках палестино-израильских соглашений сил безопасности ПНА, нанесение массированных ударов по инфраструктуре террора, уничтожение мастерских по изготовлению взрывчатки, вооружения и боеприпасов различного типа, т. е. ликвидация арсенала террористов, дабы предотвратить новые теракты. Ставилась цель не только уничтожения действующих боевиков, но и устрашения боевиков потенциальных, с тем, чтобы они понимали, что израильтяне настигнут их в любом месте.

 

К участию в акции привлекались войска Центрального и Южного военных округов, соединения и части которых были доукомплектованы 30 тыс. резервистов, призванных из запаса. Причем большую их часть направили в бронетанковые и инженерные войска. Основным районом проведения “Защитной стены” стали подконтрольные ПНА территории на ЗБРИ и частично северные и южные участки сектора Газа. АОИ в ходе операции широко использовала танки и другую бронетехнику, боевые самолеты и вертолеты.

 

В результате проведения операции “Защитная стена” израильской армии удалось демонтировать основные силовые структуры палестинцев. Практически полностью было уничтожено среднее руководящее звено их служб безопасности, разрушено 2/3 инфраструктуры автономии, существенно нарушена работа систем здравоохранения и социального обеспечения. Было изъято большое количество документов и компрометирующих материалов на деятелей администрации ПНА, в т. ч. из числа ближайшего окружения Арафата, подтверждающих, по оценке израильтян, их связи с террористами. Однако, несмотря на достигнутые АОИ значительные успехи, операция не привела к прекращению действий террористов. Они продолжаются и в настоящее время, хотя и с меньшей интенсивностью. Не была полностью ликвидирована и инфраструктура терроризма.

 

В этих условиях в израильском обществе сохраняются сильные антипалестинские настроения. Большинство израильтян продолжает поддерживать линию Шарона на силовое решение проблем безопасности, категорически против создания даже “урезанного”, но независимого палестинского государства, опасаясь, что оно станет рассадником терроризма и нестабильности в регионе. В тоже время израильские левые выступают за вывод частей АОИ с территории ПНА и даже за ликвидацию еврейских поселений в секторе Газа.

 

Среди палестинцев число сторонников продолжения терактов за последнее время несколько уменьшилось, но все еще остается достаточно большим. По данным опросов (июнь 2002 г.), подавляющая часть населения ПНА выступает против прекращения вооруженных акций против израильтян. До 80% респондентов категорически против арестов организаторов терактов, а более 2/3 считают, что вооруженная конфронтация с Израилем гораздо эффективнее с точки зрения национальных целей, чем мирный процесс и переговоры, которые ни к чему не привели. Отмечается рост влияния экстремистских организаций ХАМАС и “Исламский джихад”, что во многом обусловлено продолжением израильских военных операций на территории автономии. Одновременно отмечается некоторое снижение популярности Я. Арафата, однако он все еще остается признанным лидером палестинцев.

 

26 июня 2002 г. израильская армия начала на палестинских территориях новую операцию “Решительный путь”. Было заявлено, что войска будут находиться на территории ПНА столько времени, сколько потребуется для обеспечения безопасности граждан Израиля. Задачи операции прежние: аресты палестинцев, подозреваемых в террористической деятельности, предотвращение терактов на территории Израиля, поиск и ликвидация складов оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. Для усиления частей постоянной готовности из запаса вновь призваны резервисты. В настоящее время большинство городов на ЗБРИ находится в плотном кольце израильских войск. В них почти постоянно действует комендантский час. Имеют место перестрелки солдат АОИ с палестинскими боевиками. Израильтяне опасаются, в случае смягчения действующего режима на израильскую территорию вновь устремятся террористы (что они, кстати, делают и в нынешних условиях).

 

Правительство Израиля приняло решение о строительстве заградительной стены, которая должна отделить территорию страны от палестинских районов на ЗБРИ. Ее длина составит 364 км, а возведение обойдется примерно в 1 млрд дол. Первый участок протяженностью 120 км уже возводиться в северном секторе границы с ПНА. Однако не все в Израиле поддерживают данную затею. Так, вице-спикер кнессета М. Нудельман считает это “популизмом и бессмысленной тратой денег”.

 

В условиях продолжения израильской оккупации руководство ПНА теряет свои полномочия, а палестинские силовые структуры не могут пресекать действия террористов. По сути дела нынешние силовые действия Израиля представляют собой фактическую ликвидацию соглашений с палестинцами, подписанных в 1993-1994 гг. Со своей стороны, израильтяне считают, что нет иного решения, чем перенос фронта борьбы с терроризмом на палестинские территории, несмотря на все, даже тяжелые, издержки подобного шага.

 

Проведение продолжительных по времени крупномасштабных силовых акций, призывы в армию резервистов легли тяжелым бременем на экономику Израиля, которая не справляется с растущими военными расходами. Сокращаются внешние и внутренние инвестиции. Правительство вынуждено идти на непопулярные меры по существенному сокращению расходов на социальные нужды. В этой связи министр обороны Б. Бен-Злиэзер заявил, что нельзя бороться с терроризмом исключительно военными методами, а необходимо срочно начать искать политический выход из кризиса. Однако на компромиссы с террористами Израиль не пойдет.

 

Израильские военные акции на территории ПНА вызвали неоднозначную реакцию в мире. Негативно к ним отнеслись арабские государства, выступившие на стороне палестинцев. Действия Израиля не получили поддержки и в странах ЕС, предпринявших против него ряд ограничительных мер торгово-экономического характера. Так, компании стран Евросоюза не поставляют Израилю товары, которые могут быть использованы в производстве вооружения. В Евросоюзе существует мнение, что израильская армия ведет войну с населением палестинских территорий.

 

Обострение конфликта между Израилем и ПНА активизировало деятельности американской дипломатии на Ближнем Востоке. В значительной степени это обусловлено тем обстоятельством, что сохранение напряженности в палестино-израильских отношениях ограничивает возможности США в их действиях против Ирака, уменьшает вероятность нанесения военного удара с целью свержения С. Хусейна. В целом Вашингтон оправдывает действия Израиля, заявляя, что они осуществляются в русле борьбы с терроризмом, в то время как нынешнее палестинское руководство боролось с ним недостаточно активно.

 

В июне 2002 г. президент Дж. Буш выдвинул план палестино-израильского урегулирования, по которому палестинцы получат право на создание собственного государства в течение трех лет, если согласятся с американскими условиями. Первое из них – отстранение от власти Я. Арафата. как лидера “неспособного справиться с террором”. Второе – административные функции ПНА будут распространяться на сектор Газа и 40% территории ЗБРИ. Третье – вопросы обеспечения безопасности палестинского государства возьмет на себя Израиль. Палестина получит свое представительство в ООН и будет признана международным политическим и торговым сообществом. Израиль должен прекратить строительство на палестинских землях новых еврейских поселений. Арафат одобрил план Буша (думается, по тактическим соображениям, чтобы не обострять отношения с американцами) и заявил о своей готовности уйти в отставку. Одновременно он подчеркнул, что уверен в своей победе на выборах нового главы ПНА (ориентировочно должны пройти в январе 2003 г.).

 

Американская инициатива подвинула А. Шарона на выработку собственных предложений по урегулированию отношений с палестинцами. По некоторым данным, они сводятся к следующему. Палестинская сторона дополнительно к нынешней зоне контроля получат еще 7% территории ЗБРИ. Часть израильских поселений, удаленных от основного массива, эвакуируют. В течение 10-15 лет будет создано временное палестинское государство. После этого стороны договорятся об окончательном урегулировании. Причем палестинцы должны полностью отказаться от террора и провести глубокие демократические реформы. ЗБРИ и сектор Газа будут соединены мостами и туннелями. Стороны наладят экономическое сотрудничество, что поможет решить проблемы бедности и безработицы в ПНА.

 

Заявление Буша о необходимости отставки Арафата, постоянное давление США по вопросу о необходимости проведения демократических преобразований начали постепенно создавать новую политическую реальность в ПНА, хотя говорить о существенном переломе в данной области еще рано. В автономии проводят реформы в сфере безопасности, судебной власти, конституционного права, избирательной и финансовой систем. Причем в реформировании палестинских сил безопасности должны принять участие ЦРУ, и соответствующие службы Египта, Саудовской Аравии и Иордании.

 

В тоже время продолжение израильским руководством действий по борьбе с терроризмом в результате которых гибнут и мирные жители, будет лишь способствовать усилению радикальных настроений у населения ПНА и пополнению рядов сторонников экстремистских группировок. Указанные действия израильтян в значительной степени содействуют также поднятию авторитета и усилению позиций Я. Арафата.

 

Малопродуктивными остаются попытки мирового сообщества посредничать в деле решения палестинской проблемы. В июле 2002 г. в Нью-Йорке прошла встреча “четверки” (РФ, США, ОНН, ЕС) по ближневосточному урегулированию. В ней также участвовали представители Египта и Иордании. Все участники встречи (кроме США) высказались за возобновление диалога между Израилем и администрацией Арафата. Последний рассматривается Россией, ЕС и ООН в качестве законно избранного лидера палестинского народа, отставка которого может способствовать приходу к власти руководителей более радикального толка. Стороны признали законной обеспокоенность Израиля своей безопасности, но предложили ему отвести войска на позиции, занимавшиеся до 28 сентября 2000 г. (начало новой “интифады”). Израилю также предложили разморозить палестинские авуары, прекратить строительство новых поселений и обеспечить полный и безопасный доступ на территорию ПНА представителей международных и гуманитарных организаций. “Четверка” высказалась за создание в течение трех лет независимого палестинского государства.

 

Затем в Вашингтоне состоялась встреча глав внешнеполитических ведомств США, АРЕ, Саудовской Аравии и Иордании. Ее участники высказались за скорейшее возобновление палестино-израильского диалога и создание палестинского государства в течение трех лет. Что характерно, в документах по итогам встречи не упоминается имя Я. Арафата.

 

Вашингтон заявил о готовности вести переговоры с такими представителями администрации ПНА как министр финансов Салам Файед, министр внутренних дел Абдель Раззак аль-Яхья и наблюдатель ПНА при ООН Насер аль-Кидву. Есть основания полагать, что американский прессинг (особенно если он не станет чрезмерно навязчивым, а также будет подкреплен финансовыми и экономическими посулами) при молчаливой поддержке некоторых арабских стран, может привести к дальнейшему ослаблению позиций Арафата и способствовать приходу к власти в автономии политиков более подходящих для США и Израиля. Однако перспективы по данному вопросу достаточно сложно прогнозировать.

 

В целом не имеется серьезных перспектив возобновления официального палестино-израильского диалога в ближайшее время – переговорный процесс вряд ли возобновится до выборов нового главы ПНА.

 

В заключении хотелось бы отметить, что значительные расхождения в позициях израильтян и палестинцев по ключевым вопросам урегулирования, неготовность как руководства, значительной части политических элит, так и населения Израиля и ПНА преодолеть в своем сознании взаимную враждебность, недоверие и подозрительность не позволяют предполагать скорого решения палестино-израильского конфликта. Обе стороны пока еще не убедились в бессмысленности и неэффективности продолжения насилия. Вместе с тем можно надеется, что появление в обозримой перспективе в Израиле и ПНА новых политических лидеров, не связанных напрямую с тяжелым грузом и предрассудками прошлого, позволит найти приемлемые для обеих сторон подходы к урегулированию спорных проблем и обеспечить двум народам, обреченным по воле истории жить рядом друг с другом, мир и безопасность.