- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: июль 2021 г.

В июле Израиль заметно активизировал свою внешнюю политику, включая европейское, ближневосточное и африканское направления. В области внутренней политики был принят ряд важных законопроектов, а оппозиция выдвинула серию вотумов недоверия правительству. Относительным спокойствием характеризовалась ситуация на палестинском треке, в то время как на границе с Ливаном наметились признаки эскалации, продолжившейся в следующем месяце. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

 

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

В июле Израиль вновь не подвергся ракетным обстрелам палестинских террористов из сектора Газа, однако, ближе к концу месяца возобновилась практика запуска воздушных шаров, которая до этого, судя по данным из социальных сетей, показательно сдерживалась ХАМАС по соображениям демонстрации выполнения условий перемирия международному сообществу в расчете на получение поддержки в решении социально-экономических и гуманитарных проблем сектора. Эксперты израильского Информационного центра по изучению терроризма им. М.Амита со ссылкой на ливанскую газету al-Akhbar, анализируя данную ситуацию в своих еженедельных обзорах, отметили, что таким образом ХАМАС дает понять посредникам и прежде всего Египту, что затишье является лишь временным, а новая эскалация начнется в том случае, если не будут приняты меры в интересах фактических властей сектора, в частности в виде отказа от увязывания восстановления Газы после майского витка конфликта с какими-либо договоренностями в сфере безопасности или по проблеме обмена пленными.

Высокий уровень напряженности сохранился на Западном берегу р. Иордан. Беспорядки и столкновения с израильскими силами безопасности были зафиксированы в районе Наблуса, Наби Салиха, Рамаллы. При этом имели место жертвы с палестинской стороны. Соболезнования в связи с гибелью палестинцев на территориях, подконтрольных ПНА, выразили представители ХАМАС и палестинского «Исламского джихада», что косвенно свидетельствует о продолжающейся там работе по рекрутированию местных сторонников и работе с общественным мнением с целью убеждения населения в том, что М.Аббас не прилагает должных усилий для противодействия с Израилем.

Официальные визиты и переговоры

Глава правительства Н.Беннет в июле провел по телефону консультации с президентом России В.Путиным. Темами беседы стали ситуация в Ближневосточном регионе, участие РФ в решении проблемы возвращения израильтян, удерживаемых палестинскими террористами, а также роль выходцев из бывшего ССС/СНГ в поддержании межгосударственных отношений. Данные переговоры свидетельствуют о попытке премьер-министра Израиля наладить с российской стороной тот уровень коммуникации, который удалось выстроить Б.Нетаньяху. Кроме того, судя из обсуждения проблемы пленных, Н.Беннет стремится добиться прогресса в делах, которые так и не смог разрешить его предшественник. Помимо этого, в беседе фигурировала возможность организации в скором времени личной встречи двух лидеров, однако, ее дата и место пока названы не были.

В том же формате Н.Беннет успел пообщаться с контрпартнером из Великобритании Б.Джонсоном. Этот звонок стал их первым раундом общения после приведения к присяге нового правительства ближневосточной страны. Главы правительств обратились к кооперации в таких сферах, как безопасность и координация стратегий борьбы с COVID-19. Н.Беннет получил от Б.Джонсона приглашение посетить Лондон.

Состоявшийся в середине месяца первый телефонный разговор Н.Беннета и президента Бразилии Ж.Болсонару включал обсуждение вопросов взаимодействия в торгово-экономической сфере и высокотехнологичных отраслях. Кроме того, Иерусалим надеется на содействие латиноамериканской страны в ООН, поскольку Бразилия в июне была выбрана одним из новых непостоянных членов Совета Безопасности наряду с таким партнером Израиля как ОАЭ. Н.Беннет также попытался поднять вопрос переноса в Иерусалим бразильского посольства, но Ж.Болсонару воздержался от каких-либо новых обещаний в данной сфере.

6 июля Израиль и Южная Корея заключили соглашения о поставках вакцин от коронавируса. По его условиям Иерусалим передаст Сеулу 700 тыс. доз препарата Pfizer для ускорения там прививочной кампании. В ответ южнокорейские власти осенью отправят в Израиль такое же количество доз из своего следующего заказа, что позволит правительствам оптимизировать расходы на борьбу с пандемией. Спустя несколько дней после подписания документа Н.Беннет в разговоре с президентом Южной Кореи Мун Чжэ Ином обсудил эффект от соглашений об обмене вакцинами и о свободной торговле, также стороны договорились наращивать взаимодействие в области телекоммуникаций, промышленных и информационных технологий, работать над развитием стартап-индустрии.

23 июля Н.Беннет по телефону обсудил с наследным принцем Абу Даби Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном будущее двустороннего сотрудничества, отметив, что пример ОАЭ может стать показательным для других государств региона с точки зрения нормализации с Израилем. В целом же, несмотря на активизацию Н.Беннета во внешнеполитической сфере, его переговоры были преимущественно направлены на установление контактов с первыми лицами стран-партнеров, в то время как текущие задачи на международной арене сосредоточились в руках профильного министерства.

В июле работу на ближневосточном направлении продолжил глава внешнеполитического ведомства страны Я.Лапид. Он встретился со своим иорданским контрпартнером А.Сафади для обсуждения сотрудничества в сфере торговли и водных ресурсов. Стороны достигли соглашения об увеличении экспорта из королевства на палестинские территории со 160 до 700 млн долларов, а также договорились о том, что Иерусалим в текущем году поставит Амману дополнительные 50 млн куб. м воды.

Помимо этого министр встретился в июле с делегацией из 11 членов Комитета по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США. Группа парламентариев, состоявшая из представителей Демократической и Республиканской партий, прибыла в регион для выражения поддержки ближневосточному партнеру Вашингтона, а также с целью выяснения на месте текущей ситуации в сфере безопасности Израиля и актуальных для него региональных угроз. Генеральный директор МИД А.Ушпиц отправился в Марокко, ключевой темой его общения с коллегами был процесс организации прямого авиасообщения между государствами.

Иерусалим в июле продолжил взаимодействие и с партнерами из Средиземноморья. На этом треке основной задачей стало оказание содействия Кипру в борьбе с лесными пожарами. С этой целью израильское правительство после переговоров Я.Лапида с главой МИД страны Н.Христодулидисом санкционировало в начале месяца отправку на остров двух противопожарных самолетов и партии огнеупорных материалов. Продолжилась работа на этом направлении раундами личного общения министра иностранных дел Израиля с коллегами из Греции и Кипра.  В повестке дня встреч было наращивание сотрудничества в энергетической сфере, а также планы Турции по изменению статуса Вароши на Кипре.

Помимо этого в течение месяца прошли консультации с министрами иностранных дел Канады и Ховатии М.Гарно и Г.Грлич-Радманом, вице-президентом Экваториальной Гвинеи Теодоро Нгема Обианга Манге. В виртуальном формате состоялся 4-й раунд т.н. политического диалога Израиля и Кении, в ходе которого в центре внимания оказалось сотрудничество в экономике и правовой сфере, а также взаимодействие на площадках международных форумов.

Отношения с международными организациями

Основным событием на данном треке в июле можно считать возвращение Израиля в качестве наблюдателя в Африканский союз, откуда еврейское государство было исключено в 2002 г. По словам главы внешнеполитического ведомства, данный шаг стал «исправлением аномалии», а также создаст условия для «укрепления структуры международных отношений», под чем, судя по всему, понимается аккумулирование поддержки африканских стран в ООН для борьбы с враждебными резолюциями. Как считает израильский дипломат, заместитель генерального директора МИД, отвечающая за африканское направление, А. Бен-Нун, это также позволит существенно усилить присутствие страны на континенте, поскольку не только даст возможность контактировать с пока недружественными государствами или расширить программы содействия устойчивому развитию с имеющимися партнерами, но и откроет дорогу к многостороннему взаимодействию в таких областях, как борьба с терроризмом и COVID-19.

Помимо этого 12 июля Я.Лапид выступил на заседании Совета ЕС, что само по себе можно считать знаковым событием для государства, главы МИД которого не получали приглашений на подобные мероприятия порядка 10 лет. В своей речи министр подчеркнул многофакторную иранскую угрозу, а также обратился к важности процесса нормализации отношений с умеренными региональными режимами, завершиться который должен вовлечением палестинцев. Таким образом он фактически дал понять, что Иерусалим склонен продолжать реализовывать стратегию урегулирования, предложенную Д.Трампом, что особенно любопытно ввиду попыток сближения с администрацией Дж.Байдена, которая, впрочем, пока не сформулировала свой мирный проект.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

В июле в парламенте продолжилось решение кадровых и организационных вопросов. В начале месяца к присяге был приведен новый президент Израиля И.Герцог. Председателем комиссии по внутренним делам и защите окружающей среды стал депутат от РААМ С.Альхаруми. Примечательно, что его назначение поддержали представители Объединенного арабского списка, не помешали этому существующие после раскола с РААМ разногласия. Кроме того, в рамках т.н. «Норвежского закона» состав Кнессета пополнился 16 новыми парламентариями, которые заменили однопартийцев, временно покинувших посты из-за назначений в правительстве. В связи со столь широкой практикой применения закона израильские политические обозреватели отметили, что ранее партии «Еш атид» и «Ямина» критиковали подобные действия, считая, что они раздувают бюрократический аппарат и увеличивают государственные расходы.

В июле Кнессет продолжил бюджетное планирование. Согласно принятой поправке в особых обстоятельствах, под которыми подразумеваются роспуск Кнессета и проведение досрочных выборов, время, отведенное на принятие бюджета, может быть увеличено до 3 месяцев с начала финансового года или до 145 дней с момента вступления в должность нового кабмина. На специальном заседании с участием временно исполняющего обязанности главы бюджетного отдела министерства финансов было заявлено, что целями его ведомства являются поддержка экономического роста, ускорение реформ и развитие инфраструктуры. При этом для сдерживания госдолга планируется оптимизировать расходы силовых ведомств, что в будущем рискует вызывать дебаты с представителями оборонных кругов и оппозиции.

В июле Кнессет отклонил три вотума недоверия действующему правительству, выдвинутые партиями Ликуд, Объединенный арабский список и «Еврейство Торы». Также депутаты от партий Ликуд и «Еврейство Торы» раскритиковали работу в комиссиях Кнессета, ссылаясь на то, что их состав не отражает реальное представительство партий в парламенте, а также указав, что оппозиционным политикам предоставляется меньше времени для участия в обсуждении ключевых законопроектов, включая принятие бюджета.

В конце месяца после продолжительных дебатов была принята поправка к Закону о правительстве, по условиям которой ротация премьер-министров должна состояться даже в случае роспуска Кнессета и непринятия в срок государственного бюджета. Также законопроект предусматривает возможность назначение двух заместителей в министерстве главы правительства. Оппозиционные депутаты выступили с осуждением не только поправок, но процедуры их принятия, обвинив коалицию в отступлении от ранее оговоренной практики поименного голосования. В связи с этим  представители Ликуд, ШАС, «Еврейство Торы», «Религиозный сионизм» покинули зал, в результате чего все их возражения были сняты автоматически, а поправки были приняты 61 голосом «за» при 2 против.

Наконец, в июле продолжилась работа, связанная с борьбой с COVID-19. Депутатами был расширен список стран, возвращение из которых требует обязательной самоизоляции. Помимо этого, началось обсуждение законопроекта, по условиям которого выплаты сотрудникам, находящимся на карантине будут сокращены до 75 % в том случае, если они не прошли вакцинацию. Также по эпидемиологическим соображениям была изменена рассадка парламентариев.

Деятельность правительства

На еженедельных заседаниях кабинета министров вновь на первое место вышла борьба с COVID-19. Глава правительства призвал граждан, которые пока не сделали прививку, в кратчайшие сроки записаться на первую инъекцию, а также сообщил о начале вакцинационной кампании среди подростков 12-16 лет, за первую неделю которой препарат получили уже порядка 100 тыс. молодых людей. Для того чтобы процесс проходил без сбоев правительство достигло договоренностей с Pfizer о поставках к 1 августа новых партий вакцины. Также кабинет министров приступил к обсуждению вопроса об открытии в стране собственного завода по производству прививок. Помимо этого для сдерживания т.н. дельта-штамма продолжили действовать жесткие ограничения на перелеты в страны, входящие в «красную зону». Наконец, правительство призвало к ношению масок, соблюдению дистанции, одновременно сообщив, что надеется избежать локдаунов.

Еще одной важной темой, к которой обращались министры, стала борьба с изменением климата. В данной сфере правительство с участием профильных ведомств намерено реализовать в Израиле план по декарбонизации, а также разработать комплексную стратегию экономики, не представляющей угрозы для окружающей среды.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Мы не позволим ущемить суверенитет Израиля и безопасность Израиля», — сообщил Н.Беннет, комментируя эскалацию на границе с Ливаном 20 июля, в ходе которой по израильской территории были выпущены две ракеты.  Кроме того, глава правительства подчеркнул, что Бейрут находится «на грани или в разгаре коллапса», в то время как Израиль стал «другим», нарастив своей военный потенциал. Наконец, премьер-министр отметил, что в действительности у Израиля «общий враг с гражданами Ливана: Иран и “Хизбалла”».

Стоит сказать, что экспертная оценка этих событий, получивших продолжение в августе, несколько отличается от того, что сообщил Н.Беннет. Так, Д.Манца из Центра стратегических исследований им. Бегина-Садата вписал июньские события в контекст активности ХАМАС, предположив, что в Ливане палестинская группировка, пользуясь тем, что правительство не оказывает им сопротивления, пытается вести работу по расширению рамок палестино-израильского конфликта на весь регион для того, чтобы таким образом дискредитировать процесс нормализации с умеренными региональными режимами[i] [1]. Если следовать логике эксперта, пусть и оценившего лишь часть напряженности на ливано-израильской границе, речь может идти об эволюции ближневосточных прокси-войн и наметившихся расхождениях стратегии и тактики Ирана и палестинских группировок в Газе, действия которых в Израиле зачастую воспринимаются как  часть враждебной активности Тегерана, направленной на создание угрозы для израильских интересов на всех фронтах.

[i] [2] Manza D. Rocket Fire from Lebanon and Its Implications // Begin-Sadat Center for Strategic Studies. 02.08.2021. URL: https://besacenter.org/rocket-fire-from-lebanon-and-its-implications/