- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О гуманитарной ситуации в Афганистане

На фоне всей происходящей в последние дни неразберихи после захвата движением «Талибан» афганской столицы, отдельную обеспокоенность вызывает обостряющаяся гуманитарная ситуация.

Еще накануне захвата Кабула 13 августа международные организации во главе с ООН предупредили об угрозе гуманитарной катастрофы в Афганистане. По их данным, c мая с.н. и особенно после захвата талибами крупных  городов в западных провинциях Афганистана 250 тысяч афганцев покинули свои места проживания и стали внутренне перемещенными лицами. При этом, по свидетельствам беженцев, многие из них подвергались давлению и вымогательствам со стороны талибов. 80% из них составляют женщины и дети. Многие из них в поисках защиты устремились в Кабул. Только в течение августа, в Кабул прибыло порядка 16 тысяч новых беженцев из других регионов страны. На этом фоне правительство в начале августа выделило 500 тысяч долларов для оказания гуманитарной поддержки этой новой группе беженцев. Два крупнейших лагеря беженцев вблизи Кабула – Дашт-е Падола и Дехсабз – работают на пределе своих возможностей. Тысячи новых внутренне перемещенных беженцев продолжали прибывать в Кабул, преимущественно из северных и восточных регионов страны.

На брифинге ООН представитель Всемирной продовольственной программы прямо заявил, что с наступлением талибов возникла новая угроза масштабного голода на большей части страны. Одновременно, Всемирная организация здравоохранения сообщила о существенных проблемах с поставками медицинского оборудования и медикаментов.

Со взятием талибами Кабула 15 августа и скорой капитуляции афганского правительства во главе с президентом Ашрафом Гани, риски гуманитарной катастрофы в Афганистане еще более возросли.  Особенно это стало очевидным после того, как аэропорт Кабула, который пока остается единственной стратегической точкой города, которую не контролируют талибы, фактически перестал обслуживать коммерческие рейсы. Там возникли хаос и беспорядки при попытке многих афганцев покинуть страну последними коммерческими рейсами. При этом 16 августа Государственный департамент США от имени 67 государств опубликовал совместное обращение к новой власти Афганистана с призывом обеспечить беспрепятственный выход из страны всех желающих – как иностранцев, так и граждан Афганистана. Какой-либо реакции от талибов на это пока не последовало.

Еще одним триггером обострения гуманитарной ситуации является угроза напряженности на сухопутной границе Афганистана с соседними странами. Один из главных векторов миграции афганских беженцев – страны Центральной Азии. Особенно острая ситуация в последние дни возникла на афганско-узбекской границе, поскольку боевые действия шли в непосредственной близости от границы и порядка 80 афганских военнослужащих перешли границу и обратились за помощью к узбекским правоохранителям.  По данным ООН, в последние дни несколько тысяч афганцев мигрировали в соседний Узбекистан. Ташкент уже ведет переговоры с «Талибаном» по вопросу об афганских беженцах.

С другой стороны, после установления «Талибаном» контроля над афганско-пакистанской границей, граница была блокирована по инициативе Исламабада, и появилась новая угроза прекращения поставок товаров, включая продовольствие, из соседнего Пакистана. В частности, с середины августа Пакистан перекрыл крупные поставки фруктов, овощей и мяса в соседнюю странy, а это тревожный сигнал с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности и образования дефицита продовольствия.

Таким образом, можно прогнозировать существенное обострение гуманитарной ситуации в самом Афганистане после событий 14-15 августа и полного захвата власти в стране движением «Талибан». Одним из главных проявлений этого в ближайшие месяцы станет массовый отток афганских беженцев в соседние страны – прежде всего Иран, Пакистан и государства Центральной Азии, а оттуда вероятно в Россию и Западную Европу. ООН уже призвала соседей Афганистана не закрывать границы и обеспечить гуманитарные коридоры для беженцев.

Другая вероятная парадигма гуманитарного кризиса – ослабление позиций и сокращение масштабов работы гуманитарных сотрудников ООН в самом Афганистане. По мере продвижения талибов ООН последовательно сокращала и эвакуировала свой международный персонал, передавая гуманитарные проекты и полномочия своим национальным координаторам. Это неизбежно вело к сокращению объемов помощи и ухудшению качества гуманитарного содействия. По самому недавнему заявлению представителей ООН уже после вступления сил «Талибана» в Кабул, они планируют оставить в стране 320 своих сотрудников. При этом ООН ставит достаточно амбициозную задачу сохранить и даже нарастить объемы оказания гуманитарной помощи афганцам и довести их до 9 млн человек в месяц к концу декабря текущего года.

Наконец, переход власти в руки талибов ведет к вероятному сокращению финансирования главными западными донорами гуманитарных программ по линии ООН и двусторонним каналам. Проблема недофинансирования гуманитарных проектов ООН существовала и ранее. Только до конца текущего года ООН нуждается дополнительно в 200 миллионах долларов США для выполнения текущих проектов и задач. Ясно, что по мере ухудшения гуманитарной обстановки в предстоящие месяцы, потребность в дополнительных ресурсах будет только расти. С учетом по сути нелегального, силового перехода власти к «Талибану», традиционные западные доноры возьмут паузу и будут присматриваться к дальнейшему развитию событий. Пока за последние недели официально из ведущих стран только Китай заявил о намерении инвестировать в пост-конфликтное экономическое восстановление Афганистана, но делать это будет прагматично и преимущественно через лоббирование глобального инфраструктурного проекта «Один пояс – один путь». Ясно, что в случае возникновения масштабного гуманитарного кризиса и угрозы голода в Афганистане, Пекин – как это он уже демонстрировал не раз – не будет брать донорскую ответственность и втягиваться в афганскую авантюру, а тем более стремиться замещать там США и западные страны. Гораздо важнее для Китая с учетом протяженной совместной границы  – внутренняя стабильность в Афганистане и ограждение своей национальной территории от угрозы терроризма.