- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах алжирской антиизраильской истерии

Алжирское руководство дополнительно демонстрирует нежелание снижать градус напряженности с Марокко. Поводом стало дальнейшее развитие последним военно-технического сотрудничества с Израилем, представители которого несколькими днями ранее прибыли на территорию королевства, где, по данным АНДР, приняли участие в «антиалжирских маневрах».

Соответственно, 16 августа МИД АНДР открыто осудил и обвинил Марокко «в стремлении втянуть нового ближневосточного союзника (Израиль – авт.) в рискованную антиалжирскую авантюру, нацеленную его ценностей и принципиальных позиций. Предложения, сделанные Марокко Алжиру о готовности вернуться к дружбе, заставляют вспомнить ложные и злонамеренные заявления посла королевства о региональной роли и отношений АНДР с третьей страной. Этот опасный авантюризм, демонстрирующий ставку Рабата на худшее, является реальным опровержением наличия предложенной им Алжиру руки дружбы, которую неправомерно и напрасно продолжает рисовать марокканская пропаганда. Подлинным подстрекателем этих несвоевременных действий является не кто иной, как Насер Бурита, министр иностранных дел Королевства Марокко.

А публичные учения, свидетелями которых стали все магрибские народы, свидетельствуют о продолжении Рабатом самоубийственной политики, на практике выражающейся в отчаянной попытке исказить конфликтный вопрос деколонизации в Западной Сахаре за счет нового субъекта, представленного ближневосточной военной державой, продолжающей отказываться от справедливого и прочного мира с палестинским народом в рамках Арабской мирной инициативы, к которой Алжир искренне привержен».

Разберем это традиционно эмоциональное заявление МИД АНДР. Напомним, что ему предшествовала примирительная речь самого марокканского короля Мухаммеда VI, сделавшего Алжиру личное предложение забыть обиды и вернуться к конструктивному диалогу.

Однако представители алжирских властей усмотрели нежелание Рабата на практике сделать это, поскольку-де марокканский монарх не покаялся за враждебные действия в отношении АНДР, особенно за июльскую дипломатическую атаку против Алжира, предпринятого марокканским послом в ООН, когда тот призвал страны Движения неприсоединения содействовать деколонизации кабильского народа.

Заметим, что это произошло после «разморозки» в ноябре 2020 года Алжиром западно-сахарского конфликта и нападками боевиков проалжирского Фронта ПОЛСАРИО на марокканские воинские части.

Но вернемся к последним событиям. Заметим, что на предложение марокканского монарха президент АНДР Абдельмаджид Теббун изначально выдвинул невыполнимые требования.

Получалось, что этот выразитель воли всех марокканцев, да еще и обладающий сакральным статусом, должен покаяться перед временным алжирским главой. Да еще и с сомнительной легитимностью. Так, на его призыв алжирцам одобрить в ноябре 2019 г. предложенные им изменения Конституции АНДР откликнулось лишь около четверти алжирских граждан.

С другой стороны, «каяться» властителю Марокко в условиях продолжения Алжиром развязанной руками западно-сахарцев войны было бы еще более странным.

А раз унизительных извинений Мухаммеда VI не последовало, то это дало основания руководству АНДР в очередной раз обвинить своего соседа в развязывании враждебных действий.

Дополнительным раздражающим фактором послужило появление в Марокко немногочисленных израильских военных, а именно самолета с якобы неизвестным грузом, истинное содержимое которого крайне сильно волнует алжирских генералов. В свою очередь, понимая эти волнения, власти Марокко и Израиля ведут себя таким образом, чтобы еще сильнее разжечь любопытство представителей АНДР.

В частности, предметом особого беспокойства служит возможное «насыщение» Королевских вооруженных сил (КВС) дополнительным количеством ударных израильских БПЛА, уже отметившихся на их вооружении и успешно применяемых для уничтожения западно-сахарских боевиков.

Но еще большее беспокойство у алжирских военных вызывает гипотетическая возможность передачи Израилем Марокко барражирующих боеприпасов. Тем более, что год назад в ходе возобновления конфликта в Нагорном Карабахе был опыт их успешного массированного применения.

Важно заметить, что все это наслаивается на настойчивые алжирские попытки в очередной раз вытеснить Израиль из панафриканских структур.

Причем получается так, что Алжир пытается упорно «задирать» Израиль, находящийся от него за тысячи километров, с которым он не имеет по факту реальных проблем, включая экономические.

Традиционное же апеллирование руководства АНДР к «страдающему палестинскому народу» преследует две основные цели – мобилизацию арабо-мусульманской и алжирской «улицы».

Реализация первой позволяет Алжиру претендовать на повышение авторитета среди некоторых негативно настроенных к Израилю представителей арабо-мусульманского мира, а второй – дает возможность рассчитывать на отвлечение внимания собственных граждан от упущений, допущенных самими алжирскими властями.

И это особенно актуально сейчас, когда социально-экономическая обстановка для жизни простых алжирских граждан продолжает ухудшаться. Так, система здравоохранения страны не справляется с ковидной пандемией, о чем наглядно свидетельствует очевидная и все более заметная нехватка мест в больницах, и особенно аппаратов ИВЛ и сопутствующего оборудования и ресурсов.

Еще больше бессилие властей АНДР демонстрирует их неспособность побороть лесные пожары на относительно ограниченной по площади территории.

Заметим, что они унесли уже в общей сложности жизни сотен человек и в том числе десятков силовиков, всего за несколько дней понесших большие потери, чем за пять последних лет борьбы против джихадистов.

Предположим, что на какое-то время план алжирских лидеров может сработать – практически все представители оппозиции АНДР, разве кроме наиболее преданных сторонников Движения за автономную Кабилию, настроены резко антиизраильски и в этом они практически единодушны со своим же режимом, против которого борются.

Впрочем, и эту тему невозможно использовать до бесконечности, и необходимо регулярно подкидывать в антиизраильский «костер информационных дровишек».

Еще менее выразительной выглядит эксплуатация палестинской темы, поскольку ввиду незначительности общего политического веса Алжира на мировой арене он не может конкурировать с более колоритными антиизраильскими игроками в лице Ирана и Турции.

Таким образом, «выхлоп» от антиизраильской истерии в Алжире относительно затраченных ресурсов крайне незначительный, но проблем от нее видится гораздо больше.

Во всяком случае, военно-технологическое сотрудничество Марокко с Израилем является «ночным кошмаром» алжирских генералов, справиться с которым они не в состоянии. Одна из немногих и пока еще отдаленных надежд – получение от России экспортного варианта системы ЗРК С-500.

Но это дело явно не ближайших лет, поскольку она еще только проходит испытания, и, наконец, ее приобретение обойдется Алжиру, и без того страдающего от чрезмерных расходов на силовиков, в довольно значительную сумму.

В любом случае, алжирские генералы чувствуют сейчас себя слабо защищенными от «роя» израильских БПЛА в руках марокканского конкурента. Между тем, у Алжира есть возможность избежать этой ненужной головной боли – осознать свой реальный вес в мире и прекратить надуваться до размеров «антиизраильского вола» и вести с ним и своими соседями более мирное и взаимовыгодное сосуществование.

Осознают ли эту простую истину алжирские генералы? Сомнительно, что это произойдет при нынешнем политическом режиме АНДР.