- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: о критике позиции СВК «5 + 5» военным командованием Триполитании

Начальник Генерального штаба ВС Ливии (ПНЕ) Мухаммед аль-Хаддад  18 августа отверг «отклонение Совместного военного комитета «5 + 5» (СВК) от его обязанностей» и осудил его вмешательство в политику, призвав Президентский совет (как главнокомандующего ливийской армией) и премьер-министра (как действующего министра обороны)  Абдель Хамида Дбейбу «прекратить эти нарушения».

М.аль-Хаддад пояснил что вмешательство СВК «5 + 5» в дела, его не касающиеся, плохо сказывается на обязанностях Президентского совета и Правительства национального единства, которые являются единственными организациями, уполномоченными принимать политические и военные решения.

Начальник Генерального штаба считает, что последние заявления СВК показывают, что он стал, своего рода новой властью, которая стоит выше нынешней исполнительной власти, и что его призыв о назначении министра обороны игнорирует тот факт, что до выборов осталось менее четырех месяцев и сложность выбора имени кандидата для утверждения на эту должность с учетом всех обстоятельств.

«СВК хочет распустить службы безопасности и военные подразделения в Западной Ливии, но не приветствует их усилия в борьбе с терроризмом и преступностью» — добавил аль-Хаддад. Тем временем, командующий Объединенной оперативной группой Западной военной зоны генерал-майор Усама Джувейли отклонил в заявлении, распространённом его пресс-службой 17 августа письмо СВК направленное в Президентский совет, ПНЕ и Миссию ООН (МООНПЛ), возражая против требования заморозить военные соглашения и меморандумы о взаимопонимании, подписанные предыдущим законным Правительством национального согласия (ПНС).

Заявления СВК были также отклонены командующими силами Ливийской армии в Триполи и в Центральной военной зоне, Антитеррористическими силами и Оперативным центром «Сирт — Эль-Джуфра».

Совместный военный комитет «5 + 5»  подвергся резкой критике после его письма Президентскому совету и ПНЕ, а также главе МООНПЛ, в котором содержался призыв к замораживанию государственных военных соглашений и роспуску вооруженных бригад только в западной части Ливии, не называя ни одной бригады под командованием Халифы Хафтара.

Подобную позицию СВК раскритиковал и один из его членов, генерал-майор Мустафа Яхья, который не присутствовал на субботней встрече из-за проблем со здоровьем. Он сказал, что не согласен с заявлением и этим письмом, добавив, что они являются отклонением от технических обязанностей СВК, что ставит его теперь в «предвзятое положение».

Между тем, в оперативном отделении Центральной военной зоны заявили, что СВК не имеет права вмешиваться в политику и в управление вооруженными силами, а также в соглашения о безопасности, подписанные Ливией со «странами-друзьями», добавив, что назначение министров входит в компетенцию премьер-министра и что СВК не имеет прав для самостоятельной связи с Миссией ООН или любой другой международной организацией.

Военное командование Триполитании подвергло критике призыв СВК к оказанию давления на Форум ливийского политического диалога с целью разработки конституционной основы для выборов во имя «экономии времени для проведения выборов по графику», осуждая тот факт, что СВК не упомянул в своем письмо в МООНПЛ о необходимости привлечь к ответственности военных преступников и тех, кто «помогал вести войны и копать братские могилы».

Аналогичным образом, командующий Антитеррористическими силами (ПНЕ) Мухтар аль-Хиджави сказал, что, хотя СВК должен был заручиться поддержкой местного и международного сообщества для полного выполнения соглашения о прекращении огня, он выступил с заявлением, выходящим за рамки его задач и полномочий, и вмешался тем самым в политику и обвинил Форум ливийского политического диалога в любых нарушениях режима прекращения огня, но уклоняясь при этом от пресечения нарушений, уже совершенных в отношении режима прекращения огня, особенно недавних угроз Х.Хафтара, что он не будет подчиняться какой-либо гражданской власти.

М.аль-Хиджави также напомнил, что назначение министра обороны сделано и передано премьер-министру с первого дня утверждения в Палате представителей, призвав Президентский совет и ПНЕ ввести в действие четкий механизм для работы СВК и график выполнения соглашения о прекращении огня, обязывающий последнего «держаться подальше от политики».

Для военных в Триполитании подобная деятельность СВК, который, справедливости ради, отметим, перестал быть нужным после открытия сообщения по прибрежному шоссе, видимо стала той последней каплей, переполнившей чашу терпения после агрессивной риторики Х.Хафтара и офицеров его штаба.

Командующий Объединенной оперативной группой Западной военной зоны генерал-майор Усама Джувейли сказал, что налицо есть признаки войны, и если какая-либо сторона считает, что война — лучший выбор, то «тогда – война».

У.Джувейли отклонил в заявлении от 17 августа письмо СВК Президентскому совету, ПНЕ и МООНПЛ, возражая против требования о замораживании военных соглашений и меморандумов о взаимопонимании, которые были подписаны предыдущим законным Правительством национального согласия (ПНС) и объяснил свою позицию так: «Соглашение с Турцией было запрошено законным ПНС, чтобы помочь отразить наступление на Триполи, в то время как Россия и другие страны, у которых есть войска в Ливии, не имеют никаких законных соглашений с правительством. СВК нарушил линию своих обязанностей этим письмом и потребовав назначения министра обороны, что могут сделать только Президентский совет и Правительство национального единства». В заявлении говорится также, что СВК избегает говорить о «партии войны» (Халифа Хафтар), которая публично отвергает подчинение любой гражданской власти, и временной. и той, что в Триполи, и той, что в Киренаике, и вообще любой.

Заявления Джувейли, бывшего автором операции под авиабазой Аль-Утия, с которой собственно и начался разгром сил Хафтара в Триполитании поддержал министр национальной обороны Турции Хулуси Акар, который подчеркнул, что турецкие вооруженные силы в Ливии не являются иностранными силами и что Анкара будет продолжать поддерживать ливийцев в их деле в соответствии с принципом, основанным на «Ливии для ливийцев».

Это произошло во время его встречи с Мухаммедом Аль-Хаддадом 17 авугста на полях Стамбульской международной выставки оборонной промышленности (IDEF).

Стороны обсудили двустороннее сотрудничество в дополнение к региональным вопросам, представляющим общий интерес.

Со своей стороны, М.аль-Хаддад дал понять, что Турция не является иностранной державой в Ливии и ее присутствие в стране узаконено международно признанным правительством.

Следует принять во внимание то обстоятельство, что М.аль-Хаддад, недавно посетивший Москву и встречавшийся с НГШ МО РФ, генералом В.Герасимовым. Обратим внимание на то, что другие военачальники Триполитании, крайне редко позволяет себе публичные высказывания даже по вопросам оборонной политики и своей непосредственной компетенции, что являет разительное отличие от частых и далеко выходящих за рамки этики и гипотетической субординации выступлений Х.Хафтара и его пропагандиста, генерал-майора А. аль-Месмари.

По всей видимости, столь воинственный настрой Хафтара озадачивает не только военных в Триполитании. но и политиков. решивших, на всякий случай, попробовать урезонить воинственный пыл командующего ЛНА.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров принял 19 августа в Москве министра иностранных дел и международного сотрудничества ПНЕ Наджлу аль-Манкуш, считая ее визит «важным шагом на пути к укреплению конструктивного взаимодействия РФ с Ливией».

В заявлении МИД России говорится, что Лавров и аль-Манкуш обсудили в ходе встречи развитие ситуации в Ливии, в том числе пути ее всеобъемлющей нормализации в свете коллективных усилий, прилагаемых для продвижения переговорного процесса между ливийцами. Н.аль-Манкуш по итогам встречи попросила РФ вмешать в вопрос унификации ливийских военных институтов, что в переводе с дипломатического языка означает две вещи: уберите своих военных из Ливии, либо окажите давление на чрезмерно расхрабрившегося Х.Хафтара. Поскольку Минообороны РФ заниматься сейчас ливийскими делами недосуг, у МИД РФ появился шанс попробовать развивать собственную линию в отношении с ПНЕ. Так или иначе, озабоченность активизацией «партии войны» ливийцы в Москве озвучили, а реакция на нее станет понятна в ближайшее время.

Что касается СВК, то не исключено, что его состав и полномочия могут быть пересмотрены, либо его члены со стороны Триполитании отозваны. В подобных обстоятельствах он себя изжил. что было очевидно еще два-три месяца тому назад, превратившись в своего рода, «клуб по интересам». Члены этого «клуба», похоже, возомнили о себе слишком много, и этот фактор подлежит корректировке. Неприятность для Миссии ООН в Ливии, но не более того, рано или поздно нечто подобное должно было произойти.