- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ситуации с лесными пожарами в Алжире

19 августа президент Алжира Абдельмаджид Теббун на заседании Высшего Совета Безопасности назвал вредителей, мешающих развитию страны и нанесших ему многомиллиардные убытки, причиненные лесными пожарами, особенно в провинциях Тизи Узу и Беджайя.

Это берберские «сепаратисты» из ДАК (Движения за автономию Кабилии) и «исламисты» из организации «Рашад», базирующейся преимущественно за рубежом.

Он прямо обвинил их в возникновении последних лесных пожаров в Кабилии и «отвратительного убийства Джамеля Бенсмаила в Ларбаа-Натх Иратен, вилайя Тизи-Узу», которого линчевала толпа, заподозрив его в этом.

По словам алжирского президента, к такому выводу он пришел «После того, как службы безопасности представили данные о человеческих и материальных потерях, вызванных последними лесными пожарами в некоторых вилайетах».

Напомним, что в августе текущего года по стране прокатилась волна пожаров, уничтожившая значительную часть лесов страны, в том числе из знаменитого пробкового дуба, чья древесина шла на экспорт.

При этом пострадали многие сельскохозяйственные фермы, скот, посевы и люди. Общее число погибших и раненых исчисляется сотнями. Причем только по официальным данным еще неделю назад по «смертным» спискам проходили как минимум 25 алжирских военных.

Подобных потерь они не имели за последние пять лет контртеррористических операций.

Проблема состоит в том, что до сих пор полностью все пожары потушить не удалось и вместо погашенных (или сошедших на нет в результате уничтожения самой их основы в виде лесов) они возникают в новых местах.

Этому максимально способствовало отсутствие дождей еще в весенний период установившаяся в июне жара, в ряде провинций далеко перешагнувшая отметку в 40 градусов по Цельсию, высушившая многие естественные пресные водоемы и превратившая естественный травяной покров в подобие пороха, готового воспламениться от малейшей искры.

Фактически, условия для возникновения подобных пожаров были созданы уже к июлю.

Однако превентивных мер безопасности по устранению источников опасности алжирские власти (как, впрочем, и сами жители) не предпринимали, хотя это было необходимо сделать на ограниченной территории преимущественно на севере страны.

И вот, уже после того, как множество алжирцев остались без крова или даже погибли, в бой против пожаров была брошена армия. Эффект от ее применения оказался относительным.

Иными словами, огромная силовая алжирская машина, создаваемая для борьбы с внешним противником, на создание и модернизацию которой были потрачены десятки миллиардов долларов, дала сбой, оказавшись неготовой для борьбы с вызовом внутренним.

Показательно, что это преимущественно затронуло наиболее проблемные для алжирских властей районы, всегда служившие источником неприятностей, в основном населенные берберами.

Их представители имеют свои соображения на счет произошедшей трагедии. В массе своей они винят алжирские власти за непринятие оперативных мер по локализации и тушению пожаров.

Более того – некоторые наиболее оппозиционно настроенные кабилы зеркально обвиняют представителей правящего режима в том, что они сознательно не оказывали необходимую помощь пострадавшим районам. Некоторые наиболее радикальные противники режима вообще обвиняют их представителей в поджоге местных лесов с целью отомстить кабильскому населению за его традиционную оппозиционность, наглядным свидетельством чему служат июньские парламентские выборы.

Напомним, что на них на избирательные участки в кабильских районах пришли менее одного процента имеющих право голоса. Тем самым они выразили свое отношение к существующей власти. В любом случае, это имело соответствующую реакцию у того же президента АНДР Абдельмаджида Теббуна.

И хотя никакого смысла искусственно создавать обстановку выжженной земли в своей же собственной стране и соответственно, дополнительный повод для недовольства у него не было, все же доля истины в претензиях кабилов-оппозиционеров имеется.

Заметим, что национальные районы традиционно являются наименее развитыми в стране. Это отчасти объясняется отсутствием необходимых для их полноценного развития вложений со стороны властей.

И ощущение «брошенности» не оставляло все последние годы очень многих кабилов. И теперь оно получило дополнительный импульс, в том числе вызванный дальнейшими действиями властей. Их представители объявили, что каждая семья погорельцев получит по миллиону динар (менее восьми тысяч долларов), тогда как реальная стоимость уничтоженного имущества в разы больше.

Соответственно, такие меры поддержки вызывают ожидаемую реакцию среди кабилов. И жестокая расправа над упомянутым выше Джамелем Бесмаилом, заподозренным в поджогах, служит одним из ее проявлений.

Между тем, попытки обвинения со стороны президента Теббуна кабилов же из сепаратистского ДАК воспринимается ими как попытка вбить клин между самими берберами. И не исключено, что произошедшее будет использовано алжирскими властями для осуществления новых репрессий в отношении населенных ими оппозиционных районов.

Другой важный момент: Теббун обрушился на тех, кто реально не был замечен в террористической деятельности, но был ранее обвинен им же. Напомним, что подобные обвинения в адрес адептов ДАК и «Рашада» звучали в феврале – марте текущего года. Причем эти нападки стали звучать тогда, когда они стали «расти» и становиться популярными особенно в традиционно оппозиционных районах.

Причина – нерешенность их проблем, в том числе и с культурной автономией, провоцирующая рост симпатий к «сепаратистам».

Особое же недоумение вызывает обвинение в терроризме и радикальном исламизме объединения «Рашада», являющегося преимущественно объединением эмигрантов оппозиционеров, среди которых выделяются либералы и лишь фрагментарно – консерваторы со вполне умеренной оппозиционной программой.

При этом оно не имеет реальных организованных ячеек в стране, тогда как на территории АНДР действуют другие, гораздо более опасные для ее властей группировки, в том числе и под «исламистским флагом». Особенно это касается различных салафитских групп, получающих в том числе и внешнее финансирование, которые, однако, странным образом не замечаются властями.

Еще один момент, заслуживающий в этой связи внимания – очередное пожелание, прозвучавшее из Алжира, относительно приобретения в России четырех самолетов – амфибий Бе-200 для тушения пожаров.

Напомним, что подобные данные поступают с 2008 года (тогда речь шла о приобретении шести подобных машин). Однако по неизвестным причинам ничего для этого так и не было сделано, хотя пожары в АНДР случались и раньше.

И в результате Алжир, накачивавший последние десятилетия свои «мышцы» покупкой и модернизацией военной техники, остался беспомощен перед пожарами.

И теперь, когда пожары уже произошли, алжирские власти вновь желают их приобрести. На этот раз речь идет о четырех подобных самолетах.

Оставим за скобками возможность их быстрого получения. Важно другое. В поведении представителей алжирских властей вся их суть – мы не делаем то, что надо делать, делаем это тогда, когда это уже не актуально и обвиняем тех, кто не имеет к таким проблемам никакого отношения, не делая никаких выводов для самих себя для исправления ситуации и не повторения подобного в будущем.