- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О возможных планах ЕС по противодействию «третьей стране» в Ливии

Веб-сайт EU Observer опубликовал документ о плане, который Европейский союз изучает по развертыванию своих вооруженных сил в Ливии  в рамках европейских усилий по уравновешиванию военного присутствия страны, конкретное название которой в документе не упоминается, а только озвучено, как «третья страна». Из контекста отчета следует, что это Турция и, что ЕС должен отправить вооруженные силы в Ливию, чтобы конкурировать с ней, под прикрытием помощи национальному правительству в разоружении вооруженных группировок, интеграции боевиков в силовые структуры и укреплении сектора безопасности. Сделаем предположение, что эта «третья страна» вовсе не обязательно Турция, но вполне может оказаться и Российская Федерация.

Среди ряда политологов в Европе все чаще звучат высказывания, что ЕС не воспринял ливийский кризис всерьез, а его ответ «не соответствовал вызову, ему не хватало инициативы, чтобы помочь Ливии расширить свой контроль над своими обширными границами, оставив в повестке дня соревнование, борьбу и столкновения интересов европейских стран в Ливии. особенно Италии и Франции», пишется в документе. Возможно, Берлинская конференция стала началом пробуждения Европы для исправления ситуации, возвращения к активной и ведущей роли в ливийском кризисе, особенно в связи с прогрессом России и Турции, которые играют самую большую роль вместе с США в ​​этом кризисе. Основная цель европейской повестки дня — уменьшить влияние России и Турции путем устранения их вооруженных сил, что дало им преимущество в влиянии на формирование политики в Ливии, контролировании потоков нефти и газа и нелегальной миграции, а также стратегической угрозы, которую Россия представляет для некоторых европейских стран. Акцент в документе на Турции как на «третьей стране», без упоминания России, выявляет французские «отпечатки пальцев2 на деталях просочившегося документа, потому что именно Франция рассматривает Турцию как угрозу своим интересам и влиянию во всем регионе, а не только в Ливии. Хотя реальная угроза во французских сферах влияния, в том числе, провоцирование беспорядков в Чаде и Мали, кроется в присутствии российской ЧВК «Вагнер», а не в Турции. В документе содержится призыв к Европейскому союзу поддержать ливийские власти в обеспечении безопасности южных границ, что облегчит Франции сдерживание турецкого присутствия, окажет большую поддержку ее союзнику Х.Хафтару и поможет ему расширить свой контроль над югом страны. При этом, Франция понимает, что не может противостоять Турции в одиночку, поэтому в прошлом году она уже пыталась мобилизовать страны-члены НАТО и потерпела неудачу, затем попыталась продавить свою повестку дня через Европейский союз, и ей удалось только помешать принятию ЕС жесткой и сильной позиции по боевым действиям в Триполи. И здесь попытка вновь повторяется через документ, просочившийся на веб-сайт EU Observer, и, возможно, эта утечка предназначена чтобы помешать схеме, которая кажется нейтральной в отношениях между сторонами конфликта и направлена ​​на принятие плана по защите европейская безопасности. Но в документе  вновь появляется французская повестка дня, которая направлена ​​на подрыв турецкого присутствия в Ливии с помощью силы ЕС. Политике Франции в послевоенной Ливии изначально не хватало прагматизма, поскольку французские политические и экономические интересы больше не были ориентиром, которым она руководствовалась, ей двигала чисто политика, отражающая идеологическую слепоту. Этот же феномен, на наш взгляд, свойственен действиям еще одного внешнего игрока в Ливии – Россия, с одним лишь отличием: Москва руководствуется геополитическими амбициями, исповедуемыми частью ее элиты, тогда как другая ее часть занята вещами более приземленными: попытками наладить подконтрольный ей бизнес на территории Ливии (так же, как и в Сирии и в ряде африканских стран). Нынешняя же власть во Франции управляется исламской фобией и рассматривает любое возрождение ислама в Восточном Средиземноморье как экзистенциальную угрозу, которой необходимо противостоять, при этом не возникает никакой реальной реакции на вторжение России в бывшие французские африканские колонии. Франция будет делать то же самое, продолжая попытки разными способами, с разными лозунгами и методами, чтобы подтолкнуть ЕС к принятию французской повестки дня в Ливии, поскольку единой не получается из-за разных взглядов и разных интересов стран. Однако, независимое решение ЕС, с твердой позицией против российского присутствия в Ливии может не состояться, а Франция пожнет еще больше неудач, поскольку Европе будет необходимо уступить американо-британской позиции.  Она состоит в том, что реальная угроза — это Россия, а не союзник и член НАТО Турция. Международный консенсус на Берлинской конференции и в Совете Безопасности ООН заключается в том, чтобы все иностранные боевики покинули Ливию, сохраняя при этом внутренний военный баланс, чтобы избежать новой войны.

С последним, как и почти со всем в Ливии, имеет место быть парадокс. В чисто военном плане, если представить, что турецкие и российские военные советники, руководимые ими наемники из Сирии и Африки, покинут Ливию, то сил собственно ливийской армии и ЛНА хватит на то, чтобы войти в клинч, где ни будь на рубеже Рас-Лануфа и бесконечно поливать друг друга огнем из ЗСУ, установленных на пикапах. С нулевым результатом. Это максимум на что способны и те, и другие. Но вот в плане политическом, дело обстоит совсем по-другому. Здесь ливийские военные занимаются всем, чем угодно, но только не тем, чего от них все ожидают – воссоздания единой военной организации Ливии. Пусть в Триполитании это менее четко выражено, чем в Киренаике, где Хафтар прямо заявил: «я (ЛНА —  авт.) есть единственная власть, до выборов, а там —  посмотрим», и в ней военные, правда второго ранга, активно занимаются и политикой, и экономикой и медийными заявлениями.

Так 20 августа, выступая от имени уже подвергнутого критике за превышение полномочий Совместного военного комитета «5 + 5», генерал-лейтенант Хайри аль-Тамими, его член, обратился к племени магарха с призывом повторно перекачивать воду жителям столицы. В эксклюзивном заявлении для канала «Либия аль-Хадас» он сказал: «Комитет подтверждает законность требований нашего народа из племени аль-магарха с учетом состояния здоровья одного из его заключенных, а также подчеркивает необходимость исполнения судебных постановлений об освобождении ряда заключенных, в отношении которых были вынесены судебные постановления». Далее генерал добавил: «Комитет 5 + 5» доверяет племени аль-магарха, сынам племени щедрости и мужества. Это не будет причиной жажды нашего народа в столице или поводом для каких-либо ссор между братьями. Каковы должны быть те, которые заинтересованы в использовании возможностей для подрыва мира, разделения родины и использования таких событий, и кого мы должны упустить из виду, когда они делают все для достижения своих отвратительных целей?.» Комитет подчеркивает важность того, чтобы «каждый играл ответственную роль, особенно на данном этапе, который переживает наша страна и глядя на то, чего мы достигли, стремится добиться большего успеха на пути к стабильности в стране, он (комитет) обеспокоен тем, жизнь гражданина нарушается, а его потребности становятся предметом обсуждения. шантажа или торга», — заключил член СВК. Вот так, ни больше, ни меньше, мы уже занимаемся вопросами юриспруденции, водоснабжения и улаживания местных споров между общинами, всем, чем угодно, кроме вывода тех самых пресловутых наемников. Этим, по всей видимости, должны заняться функционеры из ООН, и кто угодно еще, только не СВК. Хотя формально, хотя бы в Киренаике, военные еще придерживаются прежних избитых клише.

Официальный представитель Главного командования вооруженных сил Ливии (ЛНА) генерал-майор Ахмед аль-Мисмари подтвердил, что присутствие наемников и иностранных сил на ливийских территориях угрожает миру, безопасности и результатам политического диалога, предупредив о возможности используя их для проведения военной эскалации, если «Братья-мусульмане» потерпит неудачу или поражение на предстоящих выборах. В заявлениях для газеты «Аль-Иттихад» аль-Мисмари подчеркнул, что Главное командование поддерживает проведение выборов 24 декабря и приветствует итоги Форума ливийского политического диалога в Женеве, в ходе которого в стране будет сформирован новый исполнительный орган, а также его призыв к ливийскому народу зарегистрироваться в Избирательной комиссии, потому что «наша миссия заключается в том, чтобы доставить людей к урне для голосования безопасным и справедливым образом». Спикер от ЛНА подтвердил, что Главное командование приветствовало результаты работы Совместного военного комитета «5 + 5», особенно его призыв к «выводу иностранных сил, какими бы они ни были, и отмене всех военных соглашений», подчеркнув поддержку «идеи роспуска вооруженных ополченцев, которые являются причиной (!) первого кризиса (уже не наемники авт.) в Ливии из-за их распространения в стране и представляют собой серьезную проблему, подчеркнув, что необходимо разрешить это дело для достижения всеобъемлющего и полного урегулирования». И призвав все политические органы выполнять и уважать решения комитета, потому что он «смотрит на это со всеобъемлющей точки зрения безопасности и политики». Аль-Мисмари подчеркнул необходимость не отстранять ни одного ливийца от участия в предстоящих выборах, указав на важность международного мониторинга избирательного процесса, который должен осуществляться непосредственно народом, чтобы быть свободным и справедливым.

Ясно, что никто не хочет воевать: ни ливийцы, неспособные на это в своем нынешнем состоянии, ни сирийские и прочие наемники, вполне довольные тем, что им платят за сам  факт их присутствия в Ливии те, кому это необходимо в тех, или иных целях. Но также ясно, что несколько тысяч вооруженных людей, подчиняющихся силам, находящимся за тысячи километров от Ливии, рано или поздно станут мешать развитию ситуации и с ними придется что-то делать. Материал в EU Observer на наш взгляд есть отражение идущих в ЕС попыток осмыслить возможные варианты решения проблемы наемников в Ливии с минимальными издержками. У Турции позиция предпочтительнее во всех смыслах. У РФ, скорее эпизодически колеблющаяся от сильной к слабой, так, например, цены на газ и его нехватка могут сдерживать европейцев от резких движений, но, ведь это всего лишь газ, которого скоро в Европе станет много.