- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Французские эксперты о турецко-американских отношениях. Часть 1

На французском сайте Les Cles du Moyen Orient была опубликована статья профессора-востоковеда университета Экс ан Прованс, аналитика Эмиля Бувье «Турецко-американские отношения: от конъюнктурного кризиса до структурной деградации». В данной статье французский эксперт вскрывает причины ухудшения турецко-американских отношений, которые до 2013-2014 годов характеризовались духом стратегического партнерства, вскрывает разногласия,  а затем рассматривает перспективы взаимодействия двух союзников по НАТО. По мнению Бувье, со времен начала Холодной войны Турция была важнейшим союзником США на Ближнем Востоке. Несмотря на это отношения Турции и США и раньше знали взлеты и падения. Однако такого кризиса в них, какой мы наблюдаем сейчас, еще не бывало. В связи с этим кризис может дойти до точки невозврата.

Автор выделяет в турецко-американских отношениях последних лет пять главных кризисов: острые разногласия, связанные с покупкой Турцией российских систем ПВО С-400; американская поддержка курдских боевиков из СДС в Северо-Восточной Сирии; отказ американцев в выдаче Фетхуллаха Гюлена, который в Турции считается главным организатором путча 15 июля 2016 года; судебный процесс в США против турецкого банка Halkbank, обвиненного в нарушении американских санкций против Ирана; наконец, официальное признание президентом Дж.Байденом геноцида армян в Османской Империи в период Первой мировой войны. Качественному ухудшению двусторонних отношений способствовали и другие факторы: помощь Турции джихадистам на севере САР в 2012-2017 годах; арест в 2016 году в Турции американского пастора Эндрю Брэнсона и последовавшие вслед за тем американские санкции; активное участие Турции в войне в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Наибольшее недовольство в Анкаре вызывает поддержка Вашингтоном различных вооруженных фракций курдов в северной Сирии, прежде всего, Партии демократического союза (ПДС), являющегося основой Сил демократической Сирии (СДС). В Анкаре ПДС рассматривают как ответвление террористической организации Рабочая партия Курдистана (РПК), ведущей с 1984 года вооруженную герилью против Турции на востоке и юго-востоке страны. В 2014 году администрация Барака Обамы выбрала СДС в качестве наиболее надежного партнера в борьбе против террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ). Эта поддержка материализовалась в период битвы в Кобане, продолжавшейся с 15 сентября 2014 по 20 марта 2015 года. С 15 июля 2014 года американцы проводили в Северной Сирии и Ираке операцию Inherent Resolve. Вооруженные формирования курдов и их союзников (армянский батальон Нубара Озаняна и военные отряды ассирийцев) были вооружены, экипированы и финансированы американцами, что вызвало вполне оправданное негодование в Анкаре. По мнению Эмиля Бувье, вооруженные Отряды народной самообороны (ОНС), подчиняющиеся СДС, способствовали изгнанию террористов ИГ из Шаддади и Ракки, закончив свое победоносное шествие 23 марта 2019 года в Багузе, отняв тем самым у «Исламского государства» последние территории (здесь, на наш взгляд, автор лукавит. Без воздушной поддержки со стороны США курдам не удалось бы добиться военных успехов в борьбе с ИГ – авт.). Война с ИГ стоила сирийским курдам 11000 жертв. Тем самым, они сберегли жизни американским военнослужащим. Их в ходе операции Inherent Resolve погибло всего 99 человек, что резко контрастирует с потерями американской армии в ходе войны в Ираке в 2003-2011 годах (4490 человек). Военная поддержка сирийских курдов позволила США не развертывать в ходе кампании против ИГ большой сухопутный контингент. В то же время Турция отнеслась к американской поддержке СДС резко отрицательно. СДС имеют тесные и разветвленные связи с РПК, бои против которой на юго-востоке Турции стоили вооруженным силам этой страны с 1984 года 40 тысяч жизней.

Противоборствуя экспансии СДС в Северной Сирии, Турция провела ряд военных операций. Кампания под названием «Оливковая ветвь» в Африне в мае 2018 года на некоторое время парализовала операцию против ИГ, так как курды вынуждены были перебросить туда 1700 своих боевиков. Дипломатическое противостояние между Анкарой и Вашингтоном, связанное с курдским фактором, продолжается и по сей день. 20 марта 2021 года пресс-секретарь президента Турции Ибрагим Калын заявил: «Мы будем продолжать давление на Соединенные Штаты с тем, чтобы они прекратили поддержку ОНС». В свою очередь министр национальной обороны Турции Хулуси Аккар сказал: «Наибольший ущерб турецко-американским отношениям нанесла не покупка Турцией систем С-400, а поддержка Вашингтоном СДС и ОНС».

Вторым фактором, негативно влияющим на турецко-американские отношения, французский эксперт считает покупку Турцией российских систем ПВО С-400. Хронология этой сделки начинается в 2016 году, когда российско-турецкие отношения серьезным образом улучшились. Французский автор считает причиной этому то, что ни США, ни Евросоюз не оказали правительству Реджепа Тайипа Эрдогана серьезной поддержки во время неудачной попытки военного переворота 15 июля 2016 года. В связи с этим турецкое правительство заявило о том, что «Запад фактически принял сторону путчистов». В том году турецкие власти обратились к Москве с просьбой о продаже С-400 с целью модернизации противовоздушной обороны Турции. Этот выбор был неслучаен, так как системы С-400 зарекомендовали себя в качестве  наиболее эффективных в мире. Например, Китай приобрел их в апреле 2015 года. Покупка С-400 Анкарой была формализована 29 декабря 2017 года. Предусматривалась доставка 4 батарей в Турцию на общую сумму 2,5 млрд долларов в первом триместре 2020 года.

Недовольство США этой сделкой объясняется несколькими причинами. Во-первых, данный акт имеет негативное символическое значение. Страна-член НАТО покупает оружие у главного стратегического противника Североатлантического альянса – России. Во-вторых, Турция вместе с другими странами НАТО и Израилем с 2008 года участвует в разработке многоцелевого истребителя пятого поколения F-35 Lightning II.

При этом турецкая  промышленность играет здесь не второстепенную роль. Турецкие производители должны поставлять для нового самолет около 900 деталей. Многие из них уникальны и производятся только на турецких предприятиях. В Вашингтоне существует беспокойство, что при внедрении С-400 в оборонную систему Турции Россия получит информацию об устройстве и принципах функционирования F-35. Кроме того, американцы беспокоятся, что российские системы вооружений несовместимы с НАТОвскими, что нарушит  взаимодействие в рамках вооруженных сил этого блока.

В течение нескольких месяцев Вашингтон то угрожал Турции санкциями, то предлагал пробрести вместо С-400 системы ПВО американского производства MIM-104 Patriot, которые в два раза дороже российских аналогов. 1 апреля 2019 года США приостановили поставку F-35 в Турцию, а после того как первые российские батареи 12 июля того же года прибыли в страну, 17 июля турецкие пилоты были отстранены от тренировочных полетов на F-35. В конце концов США решили использовать против Турции закон   CATSA ( Countering America’s Adversaries Through Sanctions Act ). Согласно этому акту от 2 августа 2017 года под американские санкции попали Россия, Иран и Северная Корея, а также государства, заключающие с ними контракты в сфере вооружений. В декабре 2020 года госсекретарь США Майк Помпео объявил о введении против Анкары санкций в связи с приобретением С-400. Санкции были впервые применены 4 апреля 2021 года. Санкции коснулись в основном Организации оборонной промышленности Турции (SSB)¸ главного контрагента российского «Рособоронэкспорта». Санкционные меры предусматривали запрет на использование американских экспортных лицензий, замораживание авуаров SSB в США и ограничения в визах для руководителя этой организации Исмаила Демира и ее топ-менеджеров.

Переговоры, проведенные 17 июня с.г. Эрдоганом со своим американским коллегой Джозефом Байденом не помогли в разрешении разногласий. Более того, президент Эрдоган заявил о том, что «США не должны ожидать, что Турция изменит свою позицию по С-400».