- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества США и Израиля на примере поставки тяжелых вертолетов

Как известно, США и Государство Израиль на протяжении нескольких десятилетий имеют тесное военно-техническое сотрудничество, которое затрагивает практически все виды и рода вооруженных сил еврейского государства. Благодаря военно-технической помощи из США подразделения Армии обороны Израиля получают необходимое количество вооружения и военной техники, а также боеприпасов, которые применяются израильским военным в регулярных операциях, проводимых как на ближних подступах к еврейскому государству, так и на значительном удалении.

Поставки ВВТ американского производства осуществляются в рамках программы военно-финансовой помощи ВС иностранных государств, которые активно сотрудничают с США, а фактически являются союзниками в вопросах обеспечения военной безопасности и противодействия террористической угрозе.

Одним из пунктов ВТС США и Израиля являются поставки вертолетов различного назначения. Так, еще в 1969 г. компания «Сикорски Эйркрафт» подписала с ВВС Израиля контракт на поставку 45 (по другим данным 42) тяжелых военно-транспортных вертолетов СН-53D , которым было присвоено обозначение Yas’ur.  По информации китайских источников, фактически, ВВС Израиля являются вторыми по численности данных вертолетов среди иностранных государств – больше только у ВВС ФРГ.

Известно, что специалисты Israel Aircraft Industries трижды проводили комплексную модернизацию данных летательных аппаратов в 1980-е, 1990-е и начале 2000-х гг. в попытке поддержать летную годность винтокрылых машин, стоящих на вооружении 114-й и 118-й эскадрилий дислоцированных на АвБ «Тель-Нов». В рамках проведенных работ была проведена замена двигателей с Т64-GE-413 (мощность 2930 кВт/3925 л.с.) на T64-GE-615 (мощность 3300 кВт/4500 л.с.) и несущих винтов с 6-ти лопастных диаметром 22,02 м на 7-ми лопастные диаметром 24,08 м., что позволило повысить грузоподъемность вертолета с 13,6 до 14,5 тонн.

Вертолеты СН-53D Yas’ur регулярно принимают участие в различных операциях, а также мероприятиях 669-ой поисково-спасательной эскадрильи, которая обеспечивает эвакуацию летчиков, потерпевших крушение на территории, подконтрольной силам противника.

К настоящему моменту в готовности к вылету осталось не более 23 (по другим данным 20) вертолетов СН-53D  Yas’ur, что стало возможным благодаря высокой квалификации инженерно-технического персонала 309-ого центра авиационного ремонта ВВС Израиля и регулярным поставкам однотипных вертолетов из наличия ВВС США. В данном аспекте отметим, что по данным открытых источников, ВВС Израиля потеряли всего 2 вертолета СН-53D в результате авиационных происшествий и 2 были сбиты боевиками над территорией Сектора Газа при помощи ПЗРК советского/российского производства.

Основная причина вывода данных вертолетов из эксплуатации – выработка ресурса главных силовых установок. Песок, который попадает в газотурбинные двигатели  при выполнении полетов в условиях песчаных бурь, самым негативным образом сказывается на мощности ресурсе силовых установок.

Опыт эксплуатации СН-53D в ВВС Израиля показывает, что двигатели данных вертолетов практически полностью приходят в негодность после выполнения полета в условиях песчаной бури в течение 20 минут. Инспекции компонентов двигателей показали выработку ресурса до 70%. Следует отметить, что израильские специалисты не обладают техническими возможностями по капитальному ремонту двигателей, которые устанавливали на данные винтокрылые машины.

Очевидно, что ВВС Израиля  не достаточно оставшихся вертолетов CH-53D для адекватного выполнения современных и перспективных служебно-боевых задач. Для их замены военные специалисты еврейского государства еще в 2015 г. начали рассматривать возможность приобретения таких тяжелых военно-транспортных вертолетов американского производства, как СН-47F Chinook (пр-во концерна «Боинг») и СН-53К King Stallion (пр-во концерна «Локхид Мартин») и конвертопланов MV-22 Osprey (совместное производство «Боинг» и «Бэлл»).

Китайские специалисты отмечают, что регулярные «кризисы» в высшем военно-политическом руководстве Государства Израиль являются основным сдерживающим фактором при реализации большинства современных контрактов с ОПК США.

По данным китайских источников, израильские военные отказались от покупки конвертопланов MV-22 Osprey на первом этапе тендера, поскольку, согласно собранных данных, реальный ресурс двигателей данного летательного аппарата при интенсивной эксплуатации в условиях Ближнего Востока составляет всего 380 часов, хотя производитель гарантирует надежную работу на протяжении 650 часов.

Второй «минус» конвертоплана MV-22 «Osprey» это высокая стоимость экспортной модификации и к третьему негативному моменту следует отнести необходимость организации новой системы ремонта и обслуживания. Значительный объем сопутствующих расходов не соответствует рачительному военно-экономическому мышлению Израиля.

Некоторые китайские специалисты указывают, что в перспективе ВВС Израиля могут приобрести данные летательные аппараты, которые привлекают своей высокой скоростью полета и большой дальностью. При двух дозаправках в воздухе (от воздушного танкера С-130) конвертоплан MV-22 Osprey способен преодолеть расстояние в 1600 км, что позволит израильским военным  проводить специальные операции на значительном удалении.

Также ВВС Израиля отвергли вариант принятия на вооружение транспортного вертолета СН-47F, поскольку даже при условии привлекательной начальной стоимости пришлось бы серьезно изменить схему обслуживания и ремонта. По данным китайских источников, себестоимость производства CH-47F составляет всего 38 млн долл. США, тогда как для СН-53К данный показатель составляет 87 млн долл. США, однако даже при такой ценовой разнице специалисты ВВС Израиля сделали выбор в пользу СН-53К, т.к. накоплен значительный опыт полетов, обслуживания и ремонтов данной винтокрылой машины. Благодаря новейшим двигателям GE38-1B (мощность 5600 кВт/7500 л.с.) новый СН-53К способен поднимать до 16,3 тонн полезной нагрузки, тогда как для СН-53D этот показатель составлял 14,5 тонн.

Очевидно, что новейшая модификация СН-53К позволит ВВС Израиля успешно выполнять служебно-боевые задачи, особенно на фоне роста уровня террористической угрозы в свете победы движения «Талибан» над правительственными силами в Афганистане и активизации исламистских группировок по всему миру.

По данным китайских источников, в начале августа 2021 г. Президент США Джозеф Байден подписал разрешение на поставку партии тяжелых военно-транспортных вертолетов СН-53К King Stallion для ВВС Израиля, которая будет осуществляться в рамках программы военно-финансовой помощи ВС иностранных государств.

Стоимость контракта составляет 3,4 млрд долл. США, согласно которого израильские военные получат всего 18 вертолетов СН-53К (согласно первоначальному замыслу ВВС Израиля рассчитывали на закупку 26 винтокрылых машин), несколько десятков двигателей, комплекты бортового радиоэлектронного оборудования и партию пулеметов калибра 12,7 мм, которые являются штатным вооружением бортового стрелка.  По расчетам китайских специалистов, стоимость одного вертолета СН-53К составляет 131 млн. долл. США, т.е. данный вертолет дороже истребителя F-35I Adir на 50 млн. долл. США.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласиться с китайскими специалистами в том, что при всей успешности деятельности ОПК Израиля по экспорту ВВТ бюджет еврейского государства не позволяет военным восполнять и расширять технические возможности, поскольку стоимость продукции ОПК США неудержимо растет.