- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике Турции в Афганистане после захвата власти талибами

Талибы рассматривают Турцию и Катар как страны, которые могли бы технически управлять аэропортом в Кабуле. Об этом заявил в субботу 28 августа посол России в Кабуле Дмитрий Жирнов в эфире YouTube-канала «Соловьев Live».   2Контакты между талибами и американцами идут. Я слышал, что талибы думают, кто будет технически управлять аэропортом, вылетами. Там рассматриваются Турция, Катар. В общем, они думают. Я так понимаю, что у них нет шапкозакидательства, они понимают, что сами сидеть в диспетчерском пункте на башне они не могут, никакого опыта нет», — сказал дипломат.  Это, кстати, не такая большая проблема, можно вернуть на работу бывший афганский персонал. Делегации катарцев и турок должны прибыть для переговоров с талибами 1 августа для согласования технических деталей своего присутствия в аэропорту Кабула в рамках технического содействия его эксплуатации. Турция и Катар будут совместно управлять международным аэропортом Кабула, при этом Анкара будет обеспечивать безопасность через частную фирму, согласно проекту соглашения с талибами сообщили два анонимных турецких источника, знакомых с этим вопросом. Проект соглашения будет доработан после завершения вывода американских войск 31 августа, а до этого  президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган должен согласовать ее параметры  со своими союзниками по НАТО, и, главным образом с Вашингтоном. Турция завершила вывод своих войск из аэропорта в начале прошлой  недели (один пехотный батальон и авиаэскадрилью). После того, как переговоры с руководством «Талибана» не привели к соглашению, согласно которому Анкара продолжит размещать военных в Афганистане после вывода войск США, как она того хотела  первоначально. Напомним, что в течение нескольких недель Турция изучала возможность обеспечения безопасности в аэропорту Кабула после ухода американских войск, но обвальное развитие событий поставил на этих намерениях «крест». В течение последних нескольких лет Турция охраняла военную секцию Кабульского аэропорта от внешних нападений. Турецкие официальные лица ранее заявили, что, по их мнению, сохранение присутствия в Афганистане поможет им защитить коммерческие и политические интересы Турции в стране, в том числе предотвратить приток в Турцию афганских беженцев, ищущих убежища в Европе. Присутствие турецких сил безопасности в аэропорту Кабула может и впредь способствовать притоку иностранной помощи и инвестиций в страну в течение переходного периода и обеспечивать относительную стабильность в городе. За последние 20 лет Турция сделала крупные инвестиции в Афганистан, при этом значительная часть инфраструктуры страны была построена турецкими компаниями и строителями при финансовой поддержке USAID и Объединенного корпуса инженеров Соединенных Штатов (USACE), что дополнительно мотивирует Анкару в ее нынешней дипломатической активности. Крупная гидроэлектростанция в Каяках, недалеко от Кандагара, должна быть построена турецкой компанией Construction 77.

Таким образом, Анкара при поддержке Дохи пытается закрепиться в этом сегменте, пусть и в основном с точки зрения технического обслуживания самолетов, систем навигации и авиационной безопасности. Собственно об этом, а не каком военном присутствии Турции и идет речь в соглашении. Эрдоган заявил в телевизионном выступлении 27 августа, что талибы предложили Турции возможность управлять аэропортом, но продолжали настаивать на обеспечении безопасности своими собственными бойцами. Согласно утечкам, сейчас обе стороны заключили проект соглашения, которое могло бы решить эту проблему. Основные пункты проекта соглашения включают:

Одним из нерешенных вопросов на пути к сделке является то, что бывшее афганское правительство уже заключило контракт на строительство аэропорта в октябре прошлого года с консорциумом из Объединенных Арабских Эмиратов. Талибам придется заключить с ними отдельную сделку. И совсем не факт того, что ОАЭ при таком доминировании  своих основных региональных конкурентов в аэропорту Кабула будут готовы продолжать эту сделку, хотя советник по национальной безопасности ОАЭ Тахнун бен Заид Аль Нахайян посетил Анкару 19 августа в знак потепления отношений между двумя странами, и обсуждал в первую очередь эту проблему. Турция продолжает держать свое посольство в Кабуле открытым и не эвакуировала основной дипломатический персонал, включая посла. В Кабуле также действует ряд турецких спецподразделений для защиты посольства,  также  как и в Исламабаде, столице Пакистана, на случай возможных непредвиденных обстоятельств.

Таким образом, Анкара реализует цели сохранения своего присутствия в стране, не особо смущаясь при этом фактом  признания талибов в качестве единственной легитимной силой в Афганистане.

Можно было бы ожидать, что Турция пересмотрит свои амбиции в Афганистане, учитывая быстрый приход к власти талибов. Но Анкара полна решимости стоять на своем и оставаться в Кабульском аэропорту, как это было предусмотрено Вашингтоном. Ведущую роль в этих контактах с талибами играет посольская резидентура турецкой разведки МIТ, которая была в серьезной степени первоначально дезориентирована  после того, как 15 августа город был взят талибами. Отвечающей за установление контактов с талибами МIТ также было поручено турецким президентом поддерживать диалог с талибами за пределами страны, в частности с военным компонентом движения в Пакистане при содействии Межведомственной разведки (ISI-IO) — и политическим представительством «Талибана» в Дохе. Анкара недавно потеряла своего главного альтернативного от талибов  афганского союзника Абдула Рашида Дустума, который пытался воссоздать некое подобие «Северного альянса» с центром в Мазари-Шариф. Этот совместный турецко-узбекский план, который также технически поддерживала Москва, провалился:  Дустум  сбежал в Узбекистан, а его сын вряд ли сможет объединить силы этнических узбеков  на севере Афганистана без серьезных финансовых вливаний.