- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Вокруг встрече министра обороны Израиля Бени Ганца с главой ПНА Махмудом Аббасом

В ночь с 29 на 30 августа в административном центре Палестинской национальной администрации (ПНА) Рамалле состоялась встреча между главой ПНА Махмудом Аббасом (Абу-Мазеном) и министром обороны Израиля Биньямином (Бени) Ганцем. Это была первая (во всяком случае первая официальная) встреча такого рода между главой ПНА и высокопоставленным представителем еврейского государства за последние 11 лет. Первоначально инициатива прекращения публичных контактов на высоком уровне с израильтянами исходила со стороны Махмуда Аббаса, стремившегося добиться таким образом уступок от Израиля при поддержке проарабской администрации президента США Барака Обамы. После прихода к власти в США произральской администрации президента Дональда Трампа ситуация изменилась. Израильтяне утратили интерес даже в поддержании видимости политических переговоров с ПНА и, соответственно, к публичным контактам с Махмудом Аббасом.

Теперь ситуация снова поменялась: к власти в США пришел президент Джо Байден, занимавший пост вице-президента при Бараке Обаме, но отнюдь не настолько проарабский как последний, хотя и не произраильский, в отличие от Дональда Трампа. При этом в Израиле сейчас действует правительство, которое нельзя назвать ни правым, ни левым (следует напомнить, что в Израиле правыми традиционно именуются противники территориальных уступок арабам, а левыми, соответственно, сторонники таких уступок). Нынешняя правящая коалиции объединяет партии, находящиеся в этом смысле на противоположных краях спектра: от возглавляемой действующим премьер-министром Нафтали Беннетом партии «Ямина» (буквально это слово означает на иврите «еще правее» или «направо»), базовый электорат которой составляют умеренные (в религиозном отношении) религиозные сионисты, до возглавляемой заместителем спикера Кнессета Мансуром Аббасом исламистской партии РААМ. Соответственно, отношение к путям решения арабо-израильского конфликта у партий, составляющих нынешнюю правящую коалицию принципиально различается. Однако, поскольку все они не заинтересованы в падении нынешнего правительства, то избегают каких бы то ни было резких действий в том или ином направлении в смысле путей решения арабо-израильского конфликта. Лучше всего отношения между партиями, формирующими нынешнюю правящую коалицию Израиля, к путям урегулирования арабо-израильского конфликта выражает формула, прозвучавшая после недавней встречи премьер-министра Израиля Нафтали Беннета с президентом США Джо Байденом: «Согласились не соглашаться».

На этом фоне очевидно, что встреча, проведенная министром обороны Бени Ганцем (он возглавляет лево-центристскую партию «Бело-голубые») в Рамалле, была согласована с премьер-министром Нафтали Беннетом и с другими правыми лидерами правящей коалиции – министром финансов Авигдором Либерманом (лидер правой партии «Наш дом – Израиль», базовым электоратом которой являются русскоязычные израильтяне) и министром юстиции Гидеоном Сааром (лидер партии «Новая надежда»). Как стало известно на следующий день после ночной встречи в Рамалле из сообщений израильских СМИ, в ходе нее Бени Ганц пообещал Абу-Мазену от имени израильского правительства осуществить целый ряд послабления в отношении ПНА. Насколько известно, речь идет о пяти основных пунктах:

  1. Израиль разрешит ПНА урегулировать статус примерно 3 тысяч палестинских арабов, которые проживают на контролируемой ею территории, не имея при этом удостоверений личности ПНА. Среди них – бывшие жители сектора Газа, бежавшие в Иудею и Самарию (на Западный берег, пользуясь арабской терминологией) после того, как 2007 году ХАМАС захватил власть в секторе Газа, а также палестинские арабы, проживавшие в течение десятков лет за границей и потому утратившие статус жителей ПНА.
  2. Министр обороны Израиля утвердил программы арабского строительства в зонах С (так называются те части Иудеи и Самарии, которые, согласно Норвежским соглашениям 1993-1995 гг., находятся под полным – как военным, так и гражданским – контролем Израиля). Следует отметить, что речь идет главным образом о строительстве внутри существующих арабских населенных пунктов. Последнее обстоятельство весьма существенно, поскольку ПНА при финансовой и политической поддержке ЕС активно пытается в последние годы захватить контроль над максимально возможными площадями зон С путем незаконного/ не согласованного с Израилем строительства.
  3. Израиля даст в долг властям ПНА 500 млн шекелей. Возвращение долга должно начаться в июне 2022 года. Оно будет осуществляться за счет тех сумм, которые израильское налоговое управление взимает для властей ПНА с жителей ПНА, работающих на суверенной территории Государства Израиль и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии.
  4. Израиль выдаст жителям ПНА еще 15 тысяч разрешений на работу на своей суверенной территории и в еврейских поселениях Иудеи и Самарии. Учитывая, что работа в Израиле и в еврейских поселениях является одним из важнейших источников дохода жителей ПНА, это весьма существенно.
  5. Израиль переведет все свои расчеты с палестинскими арабскими предпринимателями, работающими с Израилем, в компьютеризированную форму. Это гарантирует властям ПНА регулярный доход от подоходного налога с них в размере 10 млн шекелей в год.

Встреча в Рамалле была оценена положительно обеими сторонами. Как было сообщено в израильских СМИ, она прошла «в доброжелательной атмосфере и при понимании того, что нет шансов на прорыв в политических переговорах в обозримом будущем, а потому следует предпринимать шаги, направленные на создание взаимного доверия, а также укрепление безопасности, стабильности и экономики в Иудее и Самарии».

«Я сказал Абу-Мазену и я говорю вам, что ни мы, ни палестинцы никуда не уходим завтра утром, — подчеркнул на следующий день министр обороны Израиля в  разговоре по поводу своей встречи с председателем ПНА с израильскими журналистами. — Я прибыл на эту встречу, что построить взаимное доверие и защитить интересы Государства Израиль, а нам важны связи с Палестинской национальной администрацией, и я верю, что ее надо укреплять». В отношении сектора Газа Бени Ганц сказал: «Наши атаки (речь идет главным образом об ударах ВВС и в меньшей степени артиллерии, наносимым по объектам ХАМАСа в ответ на обстрелы суверенной территории Израиля – В.Ч.) наносят удары по элементам усиления ХАМАСа, и они болезненны для него». Министр обороны Израиля подчеркнул, что, по его мнению, «чем сильнее будет Палестинская национальная администрация, тем слабее будет ХАМАС. (…) Чем больше власти будет у Палестинской национальной администрации, тем больше будет безопасности, и нам меньше придется действовать (в военном отношении – В.Ч.)».

Далеко не все члены правящей израильской коалиции разделяют эту точку зрения. Пожелавший остаться анонимным высокопоставленный член израильского правительства (очевидно, правый – В.Ч.) сказал по этому поводу корреспонденту 12-го канала Израильского телевидения: «Ганц заботится о своих политических интересах, и он не сменил дискет, когда сменилось правительство (Бени Ганц занимал пост министра обороны и в предыдущем правительстве, возглавлявшемся лидером партии Ликуд Биньямином Нетаньяху – В.Ч.). Он повел себя как правительство внутри правительства. (…) Если эта встреча имела своей целью обеспечение безопасности, то почему он сделал заявление для прессы? Это вышло за пределы всех предварительных договоренностей (внутри правящей коалиции – В.Ч.), согласно которым вокруг этого (встречи с Абу-Мазеном – В.Ч.) не будет фестиваля в СМИ. Если правительство падет, то это произойдет из-за него».

Приближенные министра обороны Бени Ганца поспешили ответить через СМИ на эти обвинения: «Это просто не верно. Встреча имела значение для обеспечения безопасности. Она было согласована, утверждена (видимо, премьер-министром и узким кабинетом по иностранным делам и безопасности – В.Ч.) и осуществлена без ненужной демонстративности. В качестве доказательства может служить тот факт, что с нее нет ни одного снимка».

Вопрос об отсутствии снимков со встречи Бени Ганца с Махмудом Аббасом был упомянут единственным арабом-мусульманином в нынешнем правительстве Израиля, министром регионального сотрудничества Исауи Фреджем (он представляет радикально левую, но номинально сионистскую партию МЕРЕЦ), который написал в Твиттере: «Встреча министр обороны Ганца с президентом (употребление термина «президент» вместо «председатель» отражает претензии ПНА на статус государства – В.Ч.) Палестинской национальной администрации Аббасом может стать поворотным пунктом в отношениях между Израилем и ПНА. Не хватало только одного – фотографии. Это больше не негласные контакты, а публичные обсуждения с целью укрепления гражданского и экономического сотрудничества и создание лучшей реальности для всех народов региона».

Наиболее взвешенной и заслуживающей внимания представляется позиция министра юстиции Гидеона Саара, который  сказал по данному поводу журналистам: «Я на его (Бени Ганца – В.Ч.) месте не стал бы проводить этой встречи, потому что Абу-Мазен платит зарплаты семьям террористов (ликвидированных израильтянами или отбывающими наказание в израильских тюрьмах – В.Ч.). Вместе с тем, я бы не стал и преувеличивать значения этой встречи. В сфере безопасности есть сотрудничество. Во внешнеполитическом отношении, в любом случае палестинское государство в Иудее и Самарии создано не будет. (…) Надо понимать, что он (Абу-Мазен – В.Ч.) нам не друг, но это не означает, что у нас нет общих интересов в определенных точках».

Что касается самых сильных на нынешнем этапе израильских политиков: премьер-министра Нафтали Беннета, министра иностранных дел и альтернативного премьер-министра Яира Лапида (лидер центристской партии «Еш атид» и министра финансов Авигдора Либермана, то они воздержались от каких-либо заявлений по данному поводу.