- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О продолжении политического кризиса в Тунисе

Бессрочная приостановка президентом Туниса Кайсом Саидом работы парламента страны на прошлой неделе, превышающая 30-дневный срок, усилила опасения западных и местных аналитиков относительно характера захвата им власти, что противники и конституционные юристы назвали «государственным переворотом». В заявлении, опубликованном в Facebook поздно вечером 23 августа, президент Туниса заявил, что исключительные меры, объявленные после того, как он сослался на статью 80 конституции в конце июля, включая приостановление работы парламента и снятие депутатской неприкосновенности, будут продлены до «дальнейшего уведомления». В заявлении добавлено, что президент обратится к народу в ближайшие дни. 25 июля Саид отправил в отставку премьер-министра Хишама Мешиши, заявив, что пандемия коронавируса и экономическая ситуация стали настолько тяжелыми, что ему необходимо заморозить работу парламента и отправить в отставку правительство, а также начать кампанию по борьбе с коррупцией. За увольнением Мешиши быстро последовало отстранение других министров и правительственных служащих, а также ряд арестов и распоряжений об ограничении поездок, изданных в отношении депутатов, судей и бизнесменов, многие из которых были обвинены в коррупции. Саиду еще предстоит назначить премьер-министра или разработать «дорожную карту» выхода страны из тройного кризиса в области здравоохранения, экономики и политики. В Конституции Туниса статья 80 — положение о чрезвычайном положении, предназначенное для кризисных ситуаций, — гласит, что при необходимости могут быть приняты любые исключительные меры, но продление таких мер должно быть одобрено Конституционным судом по истечении 30 дней. Такой суд еще не создан в Тунисе, несмотря на его центральную роль в балансе полномочий страны в рамках конституции 2014 года. Комментируя заявление президента в понедельник вечером, Шаран Гревал, эксперт по Северной Африке и доцент Колледжа Уильяма и Мэри в США, сказал, что, хотя продление ожидалось, это было «тревожным событием». «Если бы уже не было ясно, Кайс Саид действует на внезаконной территории без каких-либо проверок его власти», — сказал он. По мнению Гревала, продление заморозки работы парламента указывает на две вещи: «Во-первых, что медовый месяц Кайса Саида еще не закончился, и он это знает. Он явно чувствует себя достаточно уверенным в своей общественной поддержке, чтобы думать, что ему сойдет с рук бессрочная приостановка работы парламента без каких-либо сроков. Во-вторых, это показывает, что Саид выигрывает время. Он не знает, как исправить систему, иначе он бы объявил о какой-то «дорожной карте» или пересмотре конституции за последние 30 дней». Тунисский политический аналитик Ахлем Хашиша, однако, считает, что продление является «преднамеренным» и что Саид точно знает, куда он направляется. «Этого и следовало ожидать. Мы ожидали этого с первого дня, когда Саид объявил об этих мерах. Он дал людям некоторое время, чтобы привыкнуть к ситуации, чтобы это уменьшило шок людей и они не реагировали сердито», — сказала Хашиша.  Она считает, что Саид применяет свое собственное понимание конституции, когда это ему подходит, и что «нет никаких правил». «В правовом государстве закон стоит на первом месте, потому что закон — это единственный нейтральный и объективный свод правил между людьми. Если ты вынешь это, то окажешься во власти личной воли Саида. Он не принимает во внимание какую-либо форму баланса сил или оппозиции. Есть только один способ делать вещи, и это его способ. Если вы против этого, то вам говорят, что вы либо коррумпированы, либо исламист», — сказала она. Профессор ближневосточной политики Нью-Йоркского университета Абу-Даби Моника Маркс заявила, что решение Саида о бессрочном продлении чрезвычайного положения соответствует «модели паралича», которая сформировала очевидную неспособность главы тунисского государства сформировать правительство или предоставить «дорожную карту». Маркс, однако, отметила, что некоторые из сторонников Саида будут довольны продлением, поскольку они хотят, чтобы он «держал все три вожжи исполнительной, судебной и законодательной власти». «Они думают, что он только начал, что там много коррумпированных людей, что ему нужно больше времени и что он не должен останавливаться сейчас. Для многих людей их не беспокоит, что Саид нарушает систему сдержек и противовесов, или блокирует политический плюрализм, или ведет страну по пути к автократии — они были больше расстроены тем, что он зашел недостаточно далеко и достаточно быстро», — добавила она.

До сих пор практически не было диалога между Саидом, политическими партиями и субъектами гражданского общества. Аналитики говорят, что изоляция Саида и нежелание говорить открыто означает, что трудно предсказать, что ждет страну, в то время как насущные вопросы, такие как тупик переговоров Туниса с МВФ, остаются без ответа. Маркс предполагает, что существует «высокая вероятность» того, что Саид может попытаться изменить закон о выборах или конституцию с помощью президентского указа о референдуме. Местные комментаторы также предположили, что Саид может внести новую конституцию, которая заменит конституцию 2014 года, с элементами конституции 1959 года.  «Это изменение может быть максималистским — он может перевернуть всю избирательную систему, наделив полномочиями как президента, так и местную прямую демократию на муниципальном уровне; формируя управление, похожее на песочные часы. Тем не менее, творческий проект Саида по трансформации управления основан на предположении, что, если вы освободите человека от политических партий, он станет по существу некоррумпированным. На мой взгляд, это основано на фундаментальном непонимании человеческой природы», — предположила Маркс.

Американские эксперты в свою очередь практически солидарно полагают, что решение президента Туниса Кайса Саида о бессрочной приостановке работы парламента даст ему больше исполнительной власти при высокой общественной поддержке, но в конечном итоге вызовет откат со стороны других политических заинтересованных сторон и продлит экономический кризис в североафриканской стране.  Продолжающаяся задержка с назначением нового премьер-министра и правительства, несмотря на обещание Саида 25 июля сделать это «в ближайшее время», усилила политическую неопределенность в Тунисе в связи с его очевидным захватом власти. Чтобы сохранить свой руководящий пост без сильного народного сопротивления, Саиду нужно будет сосредоточиться на искоренении коррупции. С момента вступления в должность он руководил многими расследованиями по борьбе со взяточничеством, которые тунисцы в значительной степени поддерживают. В соответствии с этой тенденцией судебные органы Туниса — под руководством президента — 28 июля начали серию расследований в отношении политиков, политических партий, бизнесменов и бывших членов парламента по обвинению в коррупции и злоупотреблении властью. Это, похоже, повысило популярность Саида: 94% тунисцев заявили, что одобряют действия президента в опросе Sigma Conseil, проведенном в августе, по сравнению с 87%, которые заявили об этом в опросе 28 июля, проведенном Emrhod Consulting. Несколько тунисских судей, политиков и бизнесменов, в отношении которых возбуждены дела по коррупции, недавно сообщили France24, что в последние недели им было произвольно отказано в праве выезжать или покидать страну. Президентская кампания Саида в 2019 году обещала широкое подавление взяточничества, которое тунисцы в значительной степени поддерживают, опасаясь, что обещания большей свободы и экономических возможностей, данные во время «арабской весны» 2011 года, никогда не будут полностью реализованы без смягчения системной коррупции в стране. Обладая исполнительной властью и небольшим парламентским контролем, Саид мог бы технически перестроить правительство Туниса так, как он считает нужным. Однако другие политические заинтересованные стороны страны, скорее всего, будут работать солидарно, чтобы гарантировать, что президент не будет еще больше укреплять свою власть. Большая часть политического спектра Туниса, по-видимому, с осторожностью высказывается за или против шагов президента, учитывая, что остается неясным, чего именно хочет достичь Саид. Однако широкий спектр политических партий Туниса, организаций гражданского общества и средств массовой информации, скорее всего, будут работать над тем, чтобы сдерживать любые потенциальные агрессивные захваты власти с его стороны. Теперь, по прошествии 30 дней, спикер парламента Туниса Рашид Ганнуши (который также является лидером исламистской партии «Ан-Нахда») может на законных основаниях поставить под сомнение, являются ли «исключительные» обстоятельства, на которые ссылается Саид, инициировавший меры 25 июля, все еще, по сути, исключительными. Но если Ганнуши решит бросить таким образом «перчатку» Саиду, он, скорее всего, сделает это осторожно, так как слишком решительный протест против действий президента (которые тунисцы широко поддерживают) может еще больше запятнать репутацию его собственной партии. «Ан-Нахда», которая является крупнейшей партией в ныне приостановленном парламенте Туниса, все чаще становится козлом отпущения как причина постоянной политической и экономической нестабильности в стране в последние годы. 12 августа «Ан-Нахда» публично признала свою вину в различных кризисах в стране и в том, что «достижения партии в области развития» не оправдали ожиданий тунисского народа.

Кризис, создаваемый неопределенным сроком полномочий исполнительной власти, дополнительно усугубит долгосрочные экономические проблемы Туниса. Последняя волна COVID-19 в Тунисе, которая превзошла любую другую североафриканскую страну по количеству инфекций и смертей, улучшилась в последние недели, что может обеспечить краткосрочный рост экономической активности. Но продолжающаяся приостановка работы парламента будет препятствовать эффективной выработке экономической политики. И этот политический паралич в сочетании с множеством новых антикоррупционных расследований, вероятно, будет препятствовать долгосрочному экономическому восстановлению Туниса, создавая еще большую неопределенность и сбои в бизнесе. С   25 июля Саид наблюдал за двумя исключительно успешными и эффективными массовыми днями вакцинации COVID-19 в августе, что резко контрастирует с хаотичными кампаниями вакцинации, наблюдавшимися ранее этим летом. Летний всплеск COVID-19 в Тунисе, который министр здравоохранения страны назвал «катастрофическим» 8 июля, в последние несколько недель также начал ослабевать. Неясно, действительно ли сокращение числа случаев заражения связано с действиями Саида, но, тем не менее, выбор времени поможет укрепить доверие общественности к руководству президента. Но экономические показатели в Тунисе, включая высокую инфляцию на уровне 6,4% и высокий уровень безработицы, не улучшились с тех пор, как Саид принял всю полноту исполнительной власти. После своего заявления от 25 июля Саид также намекнул, что может быть оказана внешняя финансовая помощь, которая пока еще никоим не материализовалась.