- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О дипломатической инициативе стран Магриба по урегулированию ливийского кризиса

Итоги международных конференций по Ливии «Берлин-1» и «Берлин-2», согласно их оценке, в плане привнесения реальных изменений в ситуацию в этой североафриканской стране можно охарактеризовать, как обескураживающие. К такому мнению приходят все больше политологов в самой Ливии. Причин для такой оценки немало, но главная и основная из них – одна и та же: никто из международных игроков и модераторов процесса ливийского внутриполитического урегулирования не думал и не думает об интересах собственно ливийского народа. Их интересы варьируются от «отжать водокачку», у одних, до поддержания стабильных поставок ливийской нефти на рынки, у других. Поэтому вполне закономерно, что по мере того как ливийская государственность продолжает восстанавливать свою идентичность, исполнительная власть начинает пробовать собственные силы и инициировала работу над формированием единой позиции Магриба, которая облегчила бы реализацию «дорожной карты», принятой участниками конференции «Берлин-2» в начале этого года, главной темой которой является проведение всеобщих выборов. В рамках этой первой инициативы такого рода министр иностранных дел Ливии Наджла аль-Манкуш в качестве сменного председателя Совета министров иностранных дел Союза арабского Магриба пригласила своих коллег из Марокко, Туниса, Алжира, Мавритании, Чада, Нигера и Судана на встречу по ливийскому кризису в Алжире в конце августа. Министр иностранных дел Алжира Рамтан Ламамра посетил Каир, Хартум и Тунис, чтобы передать своим коллегам приглашения принять участие во встрече по Ливии. Алжир также направил приглашения представителям Организации Объединенных Наций и Африканского союза принять участие во встрече, а алжирский канал «Аль-Шорук» сообщил, что обе этих организации подтвердили свое участие в этом мероприятии, что предполагает, что, если оно действительно состоится, это будет похоже на арабскую «Берлинскую конференцию». Хотя дипломатическое отчуждение между Алжиром и Марокко не способствует объединению позиций стран Магриба, еще одна встреча, запланированная в Каире, в кулуарах встречи Совета министров иностранных дел арабских стран на 7 сентября, может быть поводом для того, чтобы включить Марокко в текущие усилия по поддержке политического решения в Ливии. Примечательно, что США поспешила выразить свою поддержку алжирской инициативы через аккаунт на сайте своего посольства в Алжире в сети Twitter после встречи между специальным посланником США в Ливии Ричардом Норландом и министром иностранных дел Алжира Рамтаном Ламамрой, в кулуарах, во время его визита в Тунис. В посольстве заявили, что США «приветствуют эту инициативу как часть международных усилий по достижению стабильности в Ливии и регионе, а также по обеспечению вывода иностранных сил, включая всех иностранных боевиков и наемников».

Ливийско-алжирская совместная дипломатическая инициатива является частью попытки мобилизовать политическую поддержку со стороны соседних стран, которые в той или иной степени повлияли на ход ливийского кризиса с 2011 года. Визит министра иностранных дел Алжира Рамтана Ламамры в Тунис, который сейчас непостоянный член Совета Безопасности ООН стал выражением такого желания алжирцев. Имея ввиду потенциально возможную единую позицию Магриба по Ливии, дело вполне может прийти к политическому урегулированию кризиса, который представляет прямую угрозу национальной безопасности соседним с Ливией странам, с этого, достаточно неожиданного ракурса. Алжирцы склонны к мирному урегулированию конфликта в Ливии и неоднократно подчеркивали свою готовность выступить посредником между двумя конфликтующими сторонами. Однако натянутые отношения с командующим ЛНА  Халифой Хафтаром не способствовали развитию сотрудничества между двумя сторонами. Более того, президент Алжира Абдельмаджид Теббун без колебаний заявил, что алжирская армия вмешалась бы в боевые действия в Триполитании, если бы силы Хафтара взяли штурмом ливийскую столицу. Тем не менее алжирцы подчеркивают необходимость вовлечения всех ливийских сторон в процесс урегулирования, чтобы гарантировать, что они не вернутся к восстаниям и вооруженным действиям в будущем. В рамках этого видения Алжир считает, что продолжение вооруженного конфликта, особенно в свете интенсивного иностранного вмешательства и многосторонней военной поддержки, как в случае с Ливией, приведет только к еще большему подрыву ливийской и региональной безопасности. Поэтому алжирцы пригласили спикера ливийского парламента Акилу Салеха в Алжир в июне прошлого года, и этот визит считался открытием для непрямого диалога с его союзником Халифой Хафтаром. Но, официально диалог тогда не продолжился.

Параллельно с координацией со странами Магриба ливийцы подготовили почву для проведения встречи посредством диалога со своими южными соседями, особенно с Чадом и Суданом. Сделано это было благодаря двум визитам, совершенным членом Президентского совета Мусой аль-Кявни в Нджамену и Хартум, где он провел переговоры с президентом Чада Мухаммедом Идриссом Деби  и с генерал-лейтенантом Абдель Фаттахом аль-Бурханом, председателем переходного Суверенного совета Судана. После своего возвращения в Триполи аль-Кявни заявил, что он договорился с Деби об обеспечении безопасности границ и выводе чадских вооруженных группировок из Ливии на фоне событий в области безопасности, которые привели к убийству его отца, покойного президента Идрисса Деби, от рук мятежников, которые прибыли под чадскую столицу из Ливии. Более того, Деби предложил возобновить четырехстороннее соглашение между Ливией, Суданом, Нигером и Чадом о формировании совместных вооруженных сил на границе с Ливией, чтобы предотвратить вторжение через нее повстанческих групп. В 2018 году четыре страны достигли соглашения, направленного на развитие сотрудничества в сфере безопасности в борьбе с терроризмом и торговлей людьми. Но оно не предотвратило развертывание полувоенных формирований на юге Ливии и вторжение чадских повстанцев в Ливию. Хафтар использовал некоторых из них в своих военных операциях. Аль-Кявни также подтвердил, что генерал аль-Бурхан и остальные министры выразили желание решить дела незаконно миграции, безопасности границ и совместными усилиями бороться с вооруженными группами, действующими на территории обеих стран вне суданских и ливийских законов.

В целом, по словам аль-Кявни, три стороны договорились разработать «практическую «дорожную карту» по пресечению нарушений безопасности и преступных действий». Но нет никаких гарантий от стран Сахеля и Сахары, подтверждающих их готовность воплотить такую карту в действие, а не на словах, или выполнить какое-либо соглашение подобного рода, потому что перекрытие каналов контрабанды и ослабление групп торговцев оружием прямо вредят интересам правящих элит в этих странах, которые являются теми силами, которые спонсируют параллельную теневую деятельность, включая торговлю оружием и контрабанду людей.

Можно сказать, считает ливийский политолог Рашид Ханана, что стремление Алжира разрешить ливийский кризис и ускорить темпы регионального и международного взаимопонимания для реализации «дорожной карты», сформулированной на конференции «Берлине-2», объясняется опасениями алжирцев возможного раскола или раздела Ливии. Они считают, что неспособность провести всеобщие выборы в согласованное время неизбежно приведет к такому разделу со всеми его негативными последствиями для национальной и региональной безопасности, в том числе Алжира. Размещение иностранных сил на нескольких ливийских военных базах после «войны в Триполи» вызывает опасения среди стран региона из-за угроз их безопасности, особенно из-за баз вблизи их границ, подобных базе Аль-Ватия (юго-запад), которая находится в ведении турецких военных офицеров и инструкторов, которая является основной базой для их авиации.  Эта база находится всего в нескольких десятках километров от границы Ливии с Алжиром и Тунисом, которые имели горький опыт вторжения вооруженных группировок, нарушающих международные границы и проводивших террористические операции на их территориях. Тем временем, ливийская дипломатия стремилась вовлечь Марокко в свои усилия по мобилизации региональной поддержки политического решения, поэтому она отправила члена Президентского совета Абдуллу аль-Лафи в Рабат, несмотря на крайне токсичную атмосферу между Марокко и Алжиром в тот период. Аль-Лафи провел переговоры с министром иностранных дел Марокко Насером Буритой относительно политического процесса в Ливии, а также марокканско-алжирского спора из-за нынешнего председательства Ливии в Союзе арабского Магриба. Согласно сообщениям в ливийских СМИ стало понятно, что марокканцы вновь заявили о своей поддержке усилий Правительства национального единства «в области объединения институтов, перехода на путь примирения и подготовки к выборам». Марокко, как известно, сыграло важную роль в достижении соглашения в Схирате (пригород Рабата) в 2015 году, и всегда оставались близко причастными к взаимодействиям и хитросплетениям ливийского файла, даже если королевство оставались за кадром. Но основные опасения по поводу избирательного процесса исходили и исходят не от Алжира или Марокко. а от спикера Палаты представителей Акилы Салеха, который, вероятно, планирует подорвать доверие к правительству А.Х.Дбейбы, пригласив его предстать перед парламентом в его нынешней штаб-квартире в Тобруке (Киренаика) и пригрозив лишить его вотума доверия, если это не состоится.

Вполне вероятно, что Дбейба не сможет присутствовать из-за предыдущих известных официальных обязательств (прямых угроз по стороны лагеря Хафтара), и в этом случае ситуация достигнет критической точки, потому что отказ от доверия  ПНЕ создаст конституционный вакуум, который невозможно заполнить, а также потому, что международные и региональные силы, поддерживающие политическое решение в Ливии, не допустят разбазаривания результатов Женева и Берлина, которые определили время выборов и сформировали и ПНЕ и Президентский совет. Пока что, столицы, принимающие решения, не хотят искать альтернативы со стороны ПНЕ или Президентского совета, исходя, по всей видимости из того обстоятельства, что подобный маневр Акилы Салеха не приведет к достижению его  желаемой цели, особенно в свете настойчивых требований крупных региональных и международных игроков на избирательном треке. Одним из признаков такой выбранной на сегодня линии стало заявление посла и специального посланника США в Ливии Ричарда Норланда после его встречи с министром иностранных дел Ливии Наджлой аль-Манкуш в Тунисе, в ходе которой он подтвердил позицию США «в поддержку Президентского совета и Правительства национального единства в рамках заботы о безопасности и стабильности Ливии». Тем не менее, не ослабевающее внимание США к ливийскому файлу подтверждает, что Вашингтон практически прекратил демонстрировать поддержку, которую он оказывал Италии для управления процессами в Ливии, и взял дело в свои руки на фоне исчезновения европейцев, возможно, за исключением Германия, которая является держателем берлинского проекта. В этой связи важно напомнить, что в американской позиции по ливийскому кризису произошло еще одно серьезное изменение с того момента, когда ее постоянный представитель при Организации Объединенных Наций объявил на официальном заседании Совета Безопасности, что «внешние стороны, включая Россию, Турцию и ОАЭ, должны уважать суверенитет Ливии». И призвал к немедленному прекращению военных интервенций в Ливии. Согласно информированным источникам, более вероятно, что А.Х.Дбейба не ответит на призыв парламента к подотчетности, и, соответственно, Палата представителей не сможет лишить ПНЕ доверия, потому что этот процесс требует одобрения большинства депутатов, а это все еще не гарантировано. Но тем временем контакты между ПНЕ и парламентариями сохраняются, поскольку Дбейба и глава Президентского совета Мухаммед аль-Манфи недавно встретились с рядом членов Палаты представителей, чтобы обсудить работу правительства. Вместе с этим, возобновившиеся в последние дни столкновения между вооруженными группами к востоку от города Завия, недалеко от столицы Триполи, предупреждают всех об опасности продолжающегося контроля ополченцев над несколькими городами и районами на фоне неспособности государства контролировать их и подчинить их ведению Министерства внутренних дел или Министерства обороны, которым руководит сам премьер-министр. Столкновения в Завии — не единичное событие, а, скорее, одно из неоднократных нарушений соглашения о прекращении огня, достигнутого воюющими сторонами 23 января, что делает нынешнее относительное спокойствие очень хрупким.

30 августа министр иностранных дел Алжира Рамтан Ламамра подчеркнул, что путь к примирению в Ливии требует продолжения усилий для завершения объединения институтов ливийского государства, достижения примирения и продолжения работы по выводу наемников и иностранных сил. В своем выступлении на открытии встречи министров соседних с Ливией стран Ламамра сказал, что «наши страны коллективно и индивидуально работают над урегулированием ливийского кризиса, веря в жизненно важную роль, которую соседние страны должны сыграть в этом отношении». Глава МИД АНДР подчеркнул, что безопасность и стабильность Ливии — это стабильность и процветание всего региона.