- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О факторе администрации Дж.Байдена в политике нового правительства Израиля. Часть 1

Новое правительство Израиля во главе с премьер-министром Нафтали Беннетом после 12-илетнего (непрерывного) пребывания у власти Биньямина Нетаньяху пытается выстроить отношения с главным союзником еврейского государства – Соединенными Штатами, где также произошли политические перемены с приходом/возвращением в Белый дом «демократической» администрации Джо Байдена. Помимо фактора смены руководства и политических установок в Вашингтоне на взаимоотношениях двух союзников не могут не сказываться происходящие в регионе события, связанные с действиями американцев, прежде всего, попытки заключить соглашение с Ираном, фиаско в Афганистане и связанные с этим репутационные потери США среди региональных союзников перед лицом «иранской угрозы».

Помимо Ирана на встрече Н.Беннета с Джо Байденом в Белом доме 27 августа с.г. обсуждался ряд вопросов, среди которых – проблемы для израильтян в получении виз в США и частые отказы израильских властей во въезде американцам, как правило, палестинского происхождения. К тому же, каждая первая встреча между президентом США и премьер-министром Израиля включает в себя попытку израильского руководства сохранить понимание двусмысленности в ядерном статусе Израиля и обещание США (что делает каждый президент, начиная с Никсона) воздерживаться от шагов в области контроля над вооружениями, которые могут подорвать эту позицию.

Речь идет о соглашении 1969 г. между президентом США Ричардом Никсоном и премьер-министром Израиля Голдой Меир о том, что Вашингтон не будет подталкивать Израиль к присоединению к договору о нераспространении ядерного оружия, а израильское руководство не будет объявлять, испытывать или угрожать применением своего ядерного оружия. При Билле Клинтоне соглашение было оформлено в письменном виде, и США подписали первое такое письмо, позволяющее Израилю сохранять свои возможности «стратегического сдерживания». Как отмечается в израильских СМИ, «по оценкам зарубежных источников, в арсенале Израиля от десятков до сотен единиц ядерного оружия»[i] [1].

Эфраим Инбар еще до израильско-американской встречи в верхах отмечал: «Хотя у Демократической партии США больше сторонников контроля над вооружениями, чем у Республиканской партии, не похоже, что президент Байден и его сотрудники обеспокоены позицией Израиля по ядерному вопросу, и они не заинтересованы в добавлении ненужного препятствия в диалог с Израилем»[ii] [2].

Министр обороны Израиля Бени Ганц заявил, что его страна и Соединенные Штаты «восстановили контакты между разведслужбами» и «обмениваются разведывательной информацией, и сотрудничество с США в этой области только укрепляется». Дело в том, что согласно американским официальным лицам, предыдущий премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху понизил уровень обмена разведданными с США после вступления в должность Джо Байдена. Новый премьер-министр Израиля пытается восстановить подорванные его предшественником связи с Демократической партией США, хотя в центре внимания его первого визита в Белый дом 27 августа с.г. был Иран.

Б.Ганц предупредил, что «если Иран станет ядерным государством, это приведет к международной гонке вооружений, в ходе которой многие другие страны на Ближнем Востоке и за его пределами попытаются обзавестись атомной бомбой». По его словам, «мы работаем с ними [американцами], чтобы разработать «план Б» и продемонстрировать, что, если ядерная сделка [с Ираном] так и не состоится, начнутся другие мероприятия, как сказал президент Байден»[iii] [3].

Министр обороны Израиля имел в виду заявление Джо Байдена (сделанное им на совместной пресс-конференции с Н.Беннетом в Белом доме), согласно которому его администрация «готова прибегнуть к другим вариантам» в случае провала дипломатических переговоров с Ираном. В Израиле это было расценено так, что Вашингтон допускает возможность проведения тайных операций и военных ударов по Ирану.

Б.Ганц не уточнил, что может повлечь за собой «план Б», но отметил, что Израиль «выделяет ресурсы, чтобы усилить способность противостоять вызовам в регионе, главным из которых является Иран». При этом его комментарии созвучны воинственным заявлениям в адрес Ирана израильских силовиков, в частности, начальника Генштаба Армии обороны Израиля Авива Кохави, который на прошлой неделе сообщил журналистам, что военные готовят планы и финансирование для потенциального военного удара по ядерным объектам Ирана[iv] [4].

Старшие научные сотрудники Института исследований национальной безопасности INSS Эльдад Шавит и Сима Шайн полагают, что визит Н.Беннета в США оказался успешным. «Действительно, президент явно смотрел на своего гостя как на друга и подтвердил свою приверженность безопасности Израиля и его праву на самооборону». При этом отмечается, что оба лидера были заинтересованы в том, чтобы встреча прошла успешно.

Согласно статье в Jerusalem Post, Н.Беннету удалось наладить «позитивный прямой контакт с президентом США Джо Байденом», хотя это была самая простая из стоявших перед ним задач, т.к. «обе стороны хотели, по крайней мере, продемонстрировать, что американо-израильские отношения находятся на правильном пути и налаживаются в эпоху после Нетаньяху и после Трампа». В целом же «визит премьер-министра в Вашингтон можно будет считать успешным не только в случае установления доверительных отношений между двумя лидерами, тесного и сдержанного диалога между двумя странами, но если откроется новая страница в отношениях израильского правительства с Демократической партией США и значительно улучшатся связи между Государством Израиль и американскими евреями»[v] [5].

Что касается Ирана, который был в центре внимания визита израильского премьер-министра, президент Байден внес поправки в свое предыдущее заявление – в этот раз он обязался «гарантировать, что Иран никогда не разработает ядерное оружие».

В этом контексте для экспертов INSS важным является озвученная Байденом позиция, согласно которой, Вашингтон хоть и предпочитает достижение дипломатического решения иранской проблемы, а именно возврат к ядерной сделке (СВПД), но если это не удастся, Соединенные Штаты «готовы прибегнуть к другим вариантам». По их мнению, несмотря на то, что глава Белого дома не уточнил, что это за «другие варианты», «поднять именно этот вопрос было одной из целей Израиля на этой встрече». Отмечается, что секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани уже поспешил обвинить президента Байдена в угрозе Ирану и дал понять, что тем самым он оправдал право Тегерана на ответные шаги.

В израильских СМИ сообщается о том, что Н.Беннет представил Байдену стратегию в отношении Ирана, которую назвали «смерть от тысячи порезов», что подразумевает длинную череду небольших операций на разных направлениях и уровнях вместо одного широкомасштабного военного нападения.

Дипломатические источники Jerusalem Post «сравнили подход Беннета с холодной войной, в которой Израиль играет роль США, а Иран – Советского Союза. Израиль уже начал действовать в этом ключе, поэтому ему не нужно одобрение Байдена как таковое, но очень хотелось бы добиться его участия и поддержки».

Несмотря на заявления американского президента, у экспертов INSS все же остаются вопросы относительно политики администрации в отношении Ирана в ближайшие месяцы. В случае возврата США к ядерной сделке сомнительно, что администрация США сможет быть партнером Израиля в проведении совместных операций против Ирана, и даже может ожидать сдержанности со стороны Израиля.

Предполагается, что реальность будет намного сложнее, если переговоры потерпят неудачу, а Тегеран продолжит продвигать свою ядерную программу. В этом случае, даже если администрация США выполнит свое обещание и одобрит «дополнительные варианты», сомнительно, что они удовлетворят Израиль, который, вероятнее всего, отнесется к угрозе гораздо серьезнее, чем Соединенные Штаты, если у Белого дома не будет доказательств того, что Иран возобновляет свою военную программу. В любом случае у Израиля должен быть альтернативный план на случай двух сценариев: возврата к соглашению с Ираном и согласованной политики, если Тегеран откажется вернуться к ядерной сделке на условиях, приемлемых для США, и продолжит продвигать свою ядерную программу.

Несмотря на оставшиеся без ответа вопросы, «визит представляется [экспертам INSS] важной вехой в стратегическом диалоге между двумя странами, который в ближайшие месяцы продолжится на рабочем уровне с учетом всех возможных сценариев. Сдержанное поведение Израиля [в отношении того же Ирана] будет в значительной степени способствовать достижению взаимопонимания с администрацией США»[vi] [6].

По мнению Эфраима Инбара, президента Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS), тогда как ядерная программа Ирана является экзистенциальной проблемой для израильского руководства, «величайший союзник Израиля [США] идет на все, чтобы снять этот вопрос с международной повестки дня, заставив Иран вернуться к ядерному соглашению 2015 г.» Таким образом, это является предметом спора между администрацией Байдена и Израилем, который считает соглашение с Ираном серьезной проблемой стратегической безопасности. Тот факт, что «Иран не спешит с возвращением к переговорам по СВПД, может облегчить жизнь Н.Беннету», – полагает эксперт. «Неясно, есть ли у американцев запасной план, и на данный момент они, похоже, пребывают в полной растерянности». По его словам, обещание министра иностранных дел и по совместительству альтернативного премьер-министра Израиля Яира Лапида не «удивлять» американцев в отношении Ирана было ошибкой. В конце концов, «администрация Байдена тоже может быть заинтересована в том, чтобы и в этом приврать для создания реальной военной угрозы Ирану с целью возобновления переговоров в Вене». В этой связи Байден в очередной раз повторил Н.Беннету заявление о том, что Израиль имеет право на самооборону.

Э.Инбар полагает, что основная задача израильского премьер-министра – изменить отношение Америки к Ирану. «США редко критикуют поведение Ирана в регионе, которое направлено на захват районов Персидского залива и Каспийского моря, богатых энергоресурсами. Он должен убедить американскую администрацию, которая в настоящее время сосредоточена на решении китайской проблемы, в том, что Иран играет важную роль в действиях Китая против США».

«Китайской экономике (в отличие от США – авт.), – пишет Э.Инбар, – требуется ближневосточная нефть, и поэтому практический смысл возврата к ядерному соглашению заключается в высвобождении огромных объемов нефти для нужд Китая. Вашингтон также может осознавать, что после позорного ухода из Афганистана у Ирана появится больше свободы действий. Иран без колебаний укрепит отношения с Китаем, у которого есть интересы в Афганистане и Персидском заливе».

Со своей стороны, отмечает президент JISS, «Байден, вероятно, потребует от Израиля большей осторожности при заключении контрактов с китайскими компаниями на реализацию израильских инфраструктурных проектов. Беннету было бы благоразумно согласиться с этой просьбой Америки и подчеркнуть, что Израиль взаимодействует с Китаем исключительно по экономическим вопросам, при этом внимательно изучая любую сделку, имеющую стратегические последствия».

По мнению Э.Инбара, несмотря на то, что баланс сил явно в пользу крупнейшей сверхдержавы мира, недавние события в Афганистане создают Вашингтону препятствия в переговорах с Израилем. «Американцам сейчас необходимо восстановить доверие к себе как к надежным союзникам, и поэтому они не могут оказывать слишком сильное давление на своего друга – Израиль. К тому же, в отличие от других союзников, Израилю для обороны не нужны американские силы. Нельзя сбрасывать со счетов и мощь сильного еврейского лобби в США».

«Более того, – отмечает Э.Инбар, – Израиль играет важную роль в формировании неформального союза с арабскими странами, которые поддерживают статус-кво, выступают против иранской агрессии и угрожают турецким амбициям. Уход США из большинства своих опорных пунктов на Ближнем Востоке может подтолкнуть эти страны к Израилю, и администрации Байдена следует это поощрять в рамках «Авраамовых соглашений». Альтернатива – сближение арабских государств с Ираном».

В частности, согласно The Times of Israel израильские официальные лица неоднократно предостерегали своих коллег в администрации Джо Байдена от чрезмерной критики руководства Саудовской Аравии и Египта из-за опасений, что это может привести к тому, что Эр-Рияд и Каир обратятся за поддержкой к Ирану, Китаю и России. Основания для таких опасения есть, т.к. Байден при вступлении в должность пообещал уделять особое внимание правам человека при разработке своей внешней политики, предупредив, что такие страны, как Саудовская Аравия и Египет, нуждаются в реформах, если они хотят сохранить свои давние отношения с США. Тогда как Израиль рассматривает Саудовскую Аравию и Египет как часть более умеренной оси арабских стран в регионе, с которыми не только стремится сотрудничать против Ирана, но и лоббировал в США оказание экономической помощи обеим странам.

Несмотря на беспокойство по этому поводу в Израиле, данный вопрос не поднимался во время встречи Байдена с Н.Беннетом. Пока израильское руководство удовлетворяется тем, что администрация Байдена при сохранении риторики о защите прав человека за границей «до сих пор полностью избегала перемен в отношениях США [с Каиром и Эр-Риядом]»[vii] [7].

Новому премьер-министру Э.Инбар советует рисовать Байдену «общую картину Ближнего Востока, где Израиль является единственным союзником США, способным действовать независимо. В конце концов, Вашингтон больше не может полагаться на Турцию или арабские страны в размещении американских сил реагирования во время чрезвычайных ситуаций. Широкий анализ региональных тенденций позволяет увидеть Израиль в позитивном свете на карте американских интересов»[viii] [8].

[i] [9] Biden reportedly reaffirms pact not to push Israel on its alleged nukes // The Times of Israel. 01.09.2021 — https://www.timesofisrael.com/biden-reportedly-reaffirms-pact-not-to-push-israel-on-alleged-nukes/

[ii] [10] Bennett’s Visit to Washington // JISS. 26.08.2021 — https://jiss.org.il/en/inbar-bennetts-visit-to-washington/

[iii] [11] Israel and US working on ‘Plan B’ if Iran nuke talks fail, Gantz says // The Times of Israel. 30.08.2021 — https://www.timesofisrael.com/israel-and-us-working-on-plan-b-if-iran-nuke-talks-fail-gantz-says/

[iv] [12] Israel is accelerating operational plans to take action against Iran — IDF chief Kohavi // Jerusalem Post. 25.08.2021 — https://www.jpost.com/middle-east/iran-news/chief-of-staff-kohavi-idf-accelerating-operational-plans-against-iran-677680

[v] [13] Bennett checked off all his boxes in Washington – analysis // Jerusalem Post. 28.08.2021 — https://www.jpost.com/american-politics/bennett-checked-off-all-his-boxes-in-washington-analysis-677930

[vi] [14] The Bennett-Biden Summit and the Iranian Nuclear Threat: Were the Meeting’s Objectives Reached? — https://www.facebook.com/INSS.IL/posts/4503054196411373

[vii] [15] Israeli officials cautioned Biden against heavy criticism of Egypt, Saudi Arabia // The Times of Israel. 02.09.2021 — https://www.timesofisrael.com/israeli-officials-cautioned-biden-against-heavy-criticism-of-egypt-saudi-arabia/

[viii] [16] Bennett’s Visit to Washington // JISS. 26.08.2021 — https://jiss.org.il/en/inbar-bennetts-visit-to-washington/