- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Сектор Газы: накануне вторжения?

В последние дни серьезно обострилась ситуация вокруг сектора Газы: перемирие между Израилем и ХАМАСом истекло 19 декабря, участились ракетные обстрелы израильских городов, блокада сектора Газы грозит ее жителям гуманитарной катастрофой (в крайнем случае, по заверениям палестинцев). Израильские политики как об очевидном говорят о крупной военной акции, чуть ли не «ликвидации всей инфраструктуры ХАМАСа». Так что же, война?

Попробуем разобраться по порядку.

Первое. ХАМАС на самом деле стремится заключить новое перемирие на возможно выгодных для себя условиях. В качестве программы минимум устами одного из лидеров движения, М.Захара, выдвинуты требования снятия блокады сектора Газы (тем более что старое соглашение Израиля, АРЕ, ПНА и ЕС о функционировании КПП формально истекло две недели назад), прекращения военных операций Израиля на границе и «точечных ликвидаций» своего руководства и активистов не только в секторе, но и на Западном берегу р. Иордан. Такие требования характерны для движения, которое претендует на руководящие роли в ПНА и ООП. В случае невыполнения этих условий лидеры ХАМАСа, по их словам, «не смогут чинить препятствий бойцам своего и других движений (читай: «Исламского джихада») при продолжении обстрела территории Израиля». Смеем уверить, смогут и очень быстро: на предварительных консультациях с «Исламским джихадом» и «Народным фронтом освобождения Палестины» (НФОП) две недели назад было достигнуто полное понимание и выработана консолидированная позиция. Кстати, боевое крыло ХАМАСа, бригады «Иззеддина аль-Кассама», в обстрелах участия не принимают, стараясь «подряжать» для этих целей прежде всего «джихадистов». Исключением стал обстрел территории Израиля из минометов 24 декабря с.г. в ответ на убийство своих сторонников. Надо отметить и возросшую активность членов НФОП, которые буквально соревнуются с «Исламским джихадом», кто больше выпустит ракет по Израилю. Но этот феномен мы разъясним позднее.

Второе. ХАМАС четко улавливает сигнал из Сирии и Ирана. Последние, особенно сирийцы, всячески тормозят сейчас заключение перемирия. Причина проста, об иранцах говорить не будем, там все ясно, а вот что касается Дамаска… Б. Асада крайне тревожит замедление прогресса в отношении прямого диалога с Израилем о возвращении Голан. Возобновление таких переговоров — основная задача Дамаска на сегодняшний день, о чем Б. Асад прямо заявил турецкому руководству во время своего визита в Анкару на прошлой неделе. ХАМАС в этой комбинации — еще один козырь. А кроме ХАМАСа есть еще «Хизбалла», на которую сирийцы тоже могут надавить. Это уже серьезно. Тем более что стиль сирийцев по разыгрыванию «карты» «Хизбаллы» аналогичен «хамасовскому варианту». На прошлой неделе израильские военные заявили, что в случае передачи сирийцами «Хизбалле» современных средств ПВО Израиль нанесет удары и по сирийцам. Дыма без огня не бывает, а вернее, Дамаск сделал очень своевременную утечку информации (или дезинформации?)

Почему Дамаск не хочет перемирия сейчас? Тоже понятно: ждет нового премьера в Израиле и нового президента в США. С последним и Дамаск и ХАМАС связывают большие надежды. А сейчас разговаривать не с кем, время разыгрывать козыри.

Третье. Израиль на перепутье: кандидаты в премьеры не скупятся на грозные заявления по уничтожению ХАМАСа и военной операции в секторе Газы. Одновременно ведется массированная пропагандистская подготовка такой акции: мировое общественное мнение стараются приучить к мысли, что в случае проведения военной операции будут массовые жертвы среди мирного населения (по оптимистичному сценарию, около 800) в результате использования ХАМАСом «живых щитов». Авторитетная израильская газета «Едиот ахронот» даже привела даты такой операции: между 8 и 19 января 2009 года. Предвыборный ход? И это тоже, но скорее всего планы по такой операции действительно есть, и есть силы в Израиле, которые хотят ее провести и покончить с ХАМАСом одним ударом. При этом позиция израильского военного руководства далеко неоднозначна: еще свежи в памяти противоречивые итоги последней операции в Ливане против «Хизбаллы». В случае такой операции в секторе Газы число жертв с обеих сторон оценить сложно, одно ясно: он будет большим. По оценке израильских военных, ХАМАС располагает ракетами с радиусом действий около 30 км и переносными системами ПВО. Косвенным доказательством этого является факт изменения траекторий полетов израильских ВВС над сектором таким образом, чтобы в случае поражения летчик мог катапультироваться над территорией Израиля.

ХАМАС в долгу не остается: здесь и повышенные меры безопасности для руководства, и угроза применения смертников, и угроза постоянных ракетных ударов. Но главная неприятность для израильтян в случае проведения военной операции — это выматывающие уличные бои. А что в итоге победы? Общественное порицание за многочисленные жертвы среди мирного населения; частичное разрушение инфраструктуры ХАМАСа в секторе Газы (есть еще Сирия и Западный берег р. Иордан); резко возросший рейтинг движения среди палестинцев, а самое главное — отброшенный на много шагов назад процесс мирного урегулирования А в случае неудачи? ХАМАС автоматически становится самой реальной силой в ПНА, его авторитет возрастет на порядок.

Это серьезная дилемма для руководства Израиля. Вот и израильский министр иностранных дел Ц. Ливни во время своего нынешнего визита в АРЕ обсуждает наверняка не только вопросы поставок гуманитарной помощи в сектор. Основной вопрос: позиция египтян по поводу возможной широкомасштабной военной операции. Но для Египта одно дело в унисон с Израилем организовывать блокаду сектора, другое — в случае начала широкомасштабных боевых действий принять на своей территории тысячи беженцев. Хоть Каир и сделал, похоже, окончательно ставку на М. Аббаса, но к такому варианту развития событий может быть не готов. По косвенным признакам, египетское руководство не имеет однозначной позиции. С одной стороны, руководитель Управления общей разведки (УОР) АРЕ Омар Сулейман, который лично обижен на руководство ХАМАСа за срыв курируемого им осеннего раунда внутрипалестинского диалога, на прошлой неделе всерьез обсуждал с представителем ЦАХАЛа в Каире вопросы уничтожения инфраструктуры ХАМАСа не только в секторе Газы, но и в Сирии. А с другой — из аппарата Амра Мусы последовало четкое обвинение Израиля в срыве мирного перемирия с ХАМАСом. А это не только позиция ЛАГ, А. Муса — фигура в Египте авторитетная.

Египетскому руководству есть о чем тревожиться. ХАМАС, судя по всему, окончательно взял курс на смену посредника в организации «внутрипалестинского диалога», предпочтя Каиру Анкару. Турецкий премьер Р. Эрдоган в прошлом месяце провел консультации с представителями ХАМАСа по этому вопросу, а на прошлой неделе аналогичные переговоры состоялись уже с представителем ФАТХа Аззамом Ахмаром.

Что же касается мнения о перспективах широкомасштабной военной операции в секторе Газы, то зарубежные эксперты сходятся во мнении, что Израиль в нынешней ситуации все-таки не пойдет дальше приграничных локальных акций и «точечной ликвидации» руководителей и активистов «Исламского джихада» и ХАМАСа. Если же израильтяне рискнут пойти на что-то большее, то это в любом случае должно произойти до вступления Б. Обамы во власть.

Четвертое. Позиция М. Аббаса в этой ситуации самая выигрышная. Сразу же после срыва продления перемирия Аббас выразил по этому поводу сожаление. Ему вторит премьер ПНА Файяд: «Объявление сектора Газы мятежной территорией — это нонсенс». А видный деятель ФАТХа А. Курейши прямо заявил, что «в нынешних условиях продление полномочий Аббаса как руководителя ПНА легитимно». Судя по всему, так оно и будет. Скорее всего, Аббас просто продлит после 9 января 2009 года свои полномочия, сославшись на «непростую обстановку», а руководство ХАМАСа «закроет на это глаза», ограничившись общими декларациями. На такое развитие событий Аббас уже заручился поддержкой США, Израиля, АРЕ и, после своего последнего визита в Москву, России. Министр иностранных дел РФ Лавров прямо заявил, что РФ будет поддерживать нынешнее руководство ПНА, «несмотря на возможные провокации». Если под организаторами последних подразумевается ХАМАС, то это может означать, что Москва определилась со своими приоритетами. Оно и понятно, для Смоленской площади сейчас самое главное — провести весной будущего года мирную конференцию, что будет невозможно без Аббаса Конференцию, конечно, проведут, но то, что без участия представителей ХАМАСа все ее итоговые заявления будут филькиной грамотой, это, видимо, вопрос второй.

Это, кстати, учитывают в ЕС. Например, на прошлой неделе бывший премьер-министр Великобритании Т. Блэр заявил, что «изоляция ХАМАСа провалилась». Наложите это на «утечки» о консультациях эмиссаров ХАМАСа с влиятельными отставными политиками в Европе, и получите общий тренд ЕС в этом вопросе, который четко уловил Аббас. И вот уже руководство подконтрольного ему руководства НФОП прямо заявляет о «необходимости направления международных наблюдателей в сектор Газы», что раньше, кстати, категорически отвергало.

Таким образом, любое серьезное обострение ситуации в секторе Газы объективно на руку Аббасу. Во-первых, он продлевает свои полномочия в чрезвычайных условиях. Во-вторых, руками Израиля серьезно ослабляет (в случае успеха военной операции, конечно) своего основного конкурента. Кстати, финансирование структур НФОП в секторе Газы из казны ПНА в последние месяцы серьезно увеличилось. Вспомним про соревнование НФОП с «джихадистами», кто больше ракет по Израилю выпустит…

Что же касается перспектив БВУ, то надо признать очевидные вещи:1) «внутрипалестинский диалог» перспектив в нынешнем составе участников не имеет; 2) широкомасштабная военная операция в Газе скорее всего отбросит процесс мирного урегулирования намного назад; 3) до вступления Б. Обамы на пост президента какого-либо реального прогресса в этом вопросе ожидать сложно.

Выход из создавшейся ситуации видится только один. Достижение при международном посредничестве мирного перемирия со снятием блокады сектора Газы и организацией международного мониторинга Продление полномочий М. Аббаса на срок подготовки и проведения новых выборов. После их проведения признание их итогов с целью организации дальнейшего диалога с реально обладающими легитимностью партнерами.