- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новый министр по делам спорта и молодежи Ирана подтверждает традиционную политику его ведомства по отношению к Израилю

Новое, тринадцатое по счету за историю послереволюционного Ирана  правительство во главе с представителем консервативного крыла иранского духовенства Э.Раиси приступило  к работе. К его первым шагам приковано внимание многих аналитиков. Понятно, что фундаменталистская ориентация нового правительства диктует полнейшее выполнение как антизападных  концепций  исламского режима, так и его антиизраилизма, декларируемого  отцами-основателями Исламской Республики Иран в качестве базового постулата внешней политики. Еще на этапе дискуссий о внешней политике нового кабинета это было подтверждено новым министром иностранных дел Ирана Х.Амиром-Абдоллахианом: «Наши приоритетом будет широкое, активное и динамичное взаимодействие с миром, помимо сионистского режима и США, с использованием конструктивной и умной дипломатии». У такой политики не будет противовеса в лице реформаторов, ибо эта фракция, после восьми лет контроля над исполнительной властью, уступила  первенство фундаменталистскому лагерю. Ныне реформистская фракция, которая когда-то мобилизовала сторонников для либерального президента Х.Роухани, потеряла свой политический капитал и привлекательность, и ей потребуются годы, чтобы вновь стать политической силой.

По всей вероятности, сдвиг в сторону крайне правых в Иране окажет существенное влияние на продолжение переговоров о возобновлении СВПД. В этом заинтересованы все стороны Венских договоренностей.  Однако следует  учесть, что, как видно из уже опубликованных заявлений как нового президента Э.Раиси, так и главы МИД Х.Амира-Абдоллахиана, атомная проблематика не входит в круг главных приоритетов нового правительства Ирана. Местные аналитики немедленно и жестко раскритиковали такую позицию,  считая, что в этом, как написал 2 сентября интернет-сайт «Иранская дипломатия»,  таится «стратегическая ошибка».  «Все вопросы внешней политики так или иначе связаны с ядерной проблемой и не могут игнорироваться». Поэтому, считает известный в Иране политолог, профессор Исфаханского университета Али Омиди, нужно без промедления перевести этот вопрос в сферу главного приоритета внешней политики. В этом, полагает проф.А.Омиди, заключается национальная и моральная ответственность, потому что «мудрость и рациональность требуют, чтобы нации использовали любую возможность для продвижения своих национальных интересов». Атомная проблематика еще в 2009 г., в эпоху неоконсервативного президента  М.Ахмадинежада, была определена в качестве главного национального приоритета. Логичное предположить, что политика нового иранского президента на этом направлении приобретет такой же радикализм, которым она  отличалась 2005-2013 гг. Кроме того, пишет политолог, нужно исправить давнюю ошибку, по которой решение атомной проблемы было передано в компетенцию Высшего совета по  национальной безопасности.  Поскольку это связано с позиционированием ИРИ в глобальном пространстве, «было бы лучше, чтобы атомная проблематика была в подчинении Министерства иностранных дел и реализовывалась его опытными сотрудниками».

Другое  министерство – по делам спорта и молодежи, как видно, не намерено менять ничего из своих приоритетов. Оно готово продолжить тот путь, которого придерживалось все последние десятилетия.  По словам нового главы ведомства – Хамида Саджади-Хазавэ,  «Наши спортсмены не должны соревноваться с соперниками, представляющими  кровожадный и убивающий невинных, в том числе – детей, сионистский режим, узурпирующий палестинские земли, Святой Кудс». Другими словами, иранские спортсмены на международных соревнованиях будут по-прежнему воздерживаться от противоборства с коллегами, выступающими от имени «сионистского режима». В Иране считают такую политику принципиальной, и несколько месяцев назад национальный парламент – Собрание исламского совета – принял специальное постановление по этому поводу, в котором введен категорический запрет на ведение поединков с израильскими спортсменами. Если раньше запрет носит рекомендательный характер, то ныне его выполнение является обязательным, это стало официальной политикой иранского исламского режима, которая будет осуществляться на всех международных соревнованиях. Отметим, что не раз иранские спортсмены, отказывавшиеся состязаться со спортсменами из Израиля, были отстранены от мировых первенств, например, по дзюдо. Ряд иранских спортсменов, протестуя  против такого правила, уехали из Ирана в другие страны, попросили там убежища и отказались возвращаться домой. Несколько руководителей спортивных федераций Ирана резко критиковали подобную политику режима, считая, что она наносит ущерб спортивному имиджу и перспективам развития национального спорта ИРИ. Лидеры ИРИ пытаются тем самым привить народу ненависть к Израилю, культивировать вражду к его народу, гальванизировать средневековые предрассудки, насаждавшиеся веками в исламском обществе по отношению к «грязным» (перс. наджес) евреям.  Гражданам Ирана под угрозой тюремного наказания запрещено общаться с жителями еврейского государства, что имеет в современном мире беспрецедентный характер.

Иранский дзюдоист в весовой категории до 81 кг Саид Муллаи в своем посте в Инстаграмме  рассказал о том, как он потерпел поражение в соревнованиях: он вынужден был уступить, чтобы не встречаться в финале с израильским спортсменом. Муллаи занимал первую строчку в мировых рейтингах дзюдоистов  своей весовой категории, и на международных соревнованиях, проходивших 11 февраля 2019 г., выйдя в финал, должен был бы сразиться с израильским соперником Саги Муки. Поэтому он заведомо проиграл своему сопернику из Казахстана, который был достаточно слабым дзюдоистом.  В итоге этих соревнований израильтянин получил золотую медаль, а иранец – бронзовую.  Подобные случаи, смешивающие спорт и политику, вызывают возмущение как в Иране, так и за его рубежами. Иранцев зачастую дисквалифицируют, причем, как на время, так и навсегда.

Но бывают случаи, когда спортсмены, на свой страх и риск, все же выходят на состязания и ведут честный бой. В этих случаях они подвергаются наказаниям у себя дома, или бывают вынуждены покинуть Родину. В 2018 г. Расул Хадем, председатель Всеиранской федерации по борьбе, жестко раскритиковал подобную практику и ушел в отставку со своего поста.  Тогда это имело в стране серьезную реакцию. Дошло до того, что один из высших чинов полувоенизированных соединений «Басидж» пообещал «поломать ноги» тем спортсменам, кто выйдет на арену состязаний с израильскими соперниками.

Такое продолжается уже давно. В августе 2008 г. Международный олимпийский комитет (МОК) обсуждал вопрос наложения санкций на олимпийскую сборную Ирана за то, что пловец Мохаммад  Алирезали отказался стартовать в одном заплыве с представителем Израиля Томом Беери на дистанции 100 метров брассом. Несколькими годами раньше, во время Олимпийских игр в Афинах в 2004 г. дважды чемпион мира по дзюдо в весе до 66 килограммов Араш Мирэсмаэли, знаменосец сборной Ирана на церемонии открытия Олимпийских игр в Афинах, лишился права участия в соревнованиях из-за того, что отказался встречаться с израильтянином Эхудом Ваксом. Олимпийский комитет Ирана распространил заявление, согласно которому отказ чемпиона мира от встречи с израильским спортсменом продиктован «сочувствием палестинскому делу». На международных соревнованиях по борьбе для спортсменов в возрастной категории младше 23 лет, которые прошли в ноябре 2017 г. в Польше, иранскому спортсмену Али-Резе Карими записали вынужденное поражение. Молодой иранский борец в категории до 86 кг специально проиграл заведомо более слабому противнику, чтобы не встречаться со спортсменом из Израиля. Иранская сборная из-за отказов была оштрафована и вместо третьего опустилась на восьмое (!) место. Однако иранская федерация борьбы выступила со специальным заявлением, назвав поступок Али-Резы Карими «героическим»». Кроме этого, командующий иранскими добровольческими соединениями «Басидж» генерал Голам-Хосейн Гейбпарвар наградил спортсмена орденом «Гордости». Иранское Министерство спорта наградило борца ценным подарком. Однако сам Карими в интервью Тегеранскому радио пожаловался на то, что его «использовали в политических целях в стратегической борьбе». Тогдашний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху направил тогда видео-послание на имя Али-Резы Карими, в котором сказал: «Те, кто заставил тебя проиграть, в конечном счете, сами потерпят поражение». Обращение в социальной сети Б.Нетаньяху недвусмысленно говорило о том, что давно настало время прекратить смешивать спорт и политику, приправленную изрядной долей злобной конфронтации.