- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политике новой афганской власти отношении наркотиков

Вывод войск США из Афганистана и захват власти радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ) уже подвели страну к очередному экономическому и гуманитарному кризису. В последние годы незаконный оборот наркотиков приносил «Талибану» колоссальную прибыль, и это означает, что в нынешних реалиях выживание афганцев, вероятнее всего, будет зависеть от торговли опиумом. Бум наркотрафика в Афганистане начался в 1980-е годы и эта проблема до сих пор актуальна. В данный момент производство афганских опиатов анализирует Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности. Годовой доход талибов с 2011 года оценивается Организацией Объединенных Наций (ООН) примерно в 400 млн долларов США.

Позиционируя себя фундаментальными исламистами, безоговорочно следующими Корану, талибы якобы выступают против употребления и выращивания наркотиков. Пришедшее к власти к 1996 году, возглавляемое муллой Омаром движение  «Талибан» действительно смогло искоренить большую часть маковых плантаций. Но в своей книге «Семена террора: как героин финансирует «Талибан» и «Аль-Каиду» (запрещена в РФ)» Гретхен Петерс объясняет, что запрет талибов на выращивание мака был чисто тактическим шагом. «Афганистан не может выжить без опиума. Он одновременно убивает Афганистан и в то же время сохраняет жизнь огромному количеству людей», – отмечает автор.

В ходе первой пресс-конференции официальный представитель «Талибана» Забихулла Муджахид призвал к «международной помощи», заключающейся в предоставлении афганским крестьянам посевов, альтернативных маковым плантациям. Но ни НАТО, ни ООН и никакие неправительственные организации за все время работы в стране не смогли ослабить зависимость Афганистана от выращивания опийного мака. Муджахид пообещал, что новое правительство не превратит Афганистан в наркогосударство. Однако эти слова кажутся просто уловкой нового афганского руководства, которое стремится выглядеть в глазах Запада более умеренным. Муджахид еще не объяснил, каким образом «Талибан» намеревается запретить выращивание опийного мака, являющегося ключевым ресурсом для самого движения.

Несмотря на осознание талибов, что обещание наложить запрет на производство героина получит международную поддержку, скорее всего, Афганистан останется крупнейшим незаконным поставщиком опиатов, производящим более 90% героина в мире. Контроль над страной также предоставит талибам доступ к авиакомпаниям, государственным органам и банкам, которые облегчат процесс торговли опиумом, транспортировки наркотиков и отмывания денег. Поскольку в последние десятилетия талибы, полевые командиры и коррумпированные государственные чиновники находятся в вечной борьбе за власть и доходы от наркоторговли, подобный сценарий будет способствовать еще большей нестабильности в стране. Известно, что «Талибан» поставляет героин итальянским наркокартелям «Каморра», «Ндрангета» и «Коза Ностра», а также в США. Более того, недавно наркоторговцы обнаружили, что произрастающее на территории Афганистана растение эфедра может использоваться в качестве основного компонента в производстве кристаллического метамфетамина. Официальные фармацевтические компании также приобретают опиум у лицензированных производителей, которые все чаще закупают у индийских компаний сырье, поступающее напрямую из Афганистана. Это означает, что «Талибан» играет не последнюю роль в определении того, какие обезболивающие, анестетики и психотропные препараты используются во всем мире.

Торговля опиумом составляет от 6 до 11% ВВП Афганистана. Не будет преувеличением сказать, что его производство влияет на государственное управление и экономическое развитие, приводя к мятежам, усилению террористической угрозы, коррупции и ухудшению уровня жизни населения. Структурные факторы незаконной афганской наркоэкономики, а именно, отсутствие безопасности, экономических альтернатив и ожесточенная политическая борьба, только усугубятся при талибах.

Наркомания среди афганского населения – это игнорируемая, но нарастающая проблема, соизмеримая с эпидемией. В связи с пандемией COVID-19 в 2020 году посевы мака увеличились на 37%. Связь между незаконным оборотом наркотиков и бедностью является сложным побочным продуктом отсутствия экономического развития, доступа рядовых граждан к системе правосудия, а также высокого уровня коррупции. Взяточничество, воровство и уклонение от уплаты налогов в Афганистане являются нормой в работе судебных органов и полиции. Однако любая попытка подавить торговлю опиумом вредит в первую очередь сельскому населению, а не талибам.

Вместе с тем следует приостановить усилия по искоренению опийного мака как сельскохозяйственной культуры пока в Афганистане не будет достигнуто внутриполитическое урегулирование. В прошлом авиаудары по предполагаемым лабораториям по производству героина и уничтожение урожая вызывали гнев афганского правительства, так как подобные меры лишали сельское население Афганистана единственного источника дохода. Хотя инициативы по обеспечению афганцев альтернативными средствами к существованию должны опираться на сельскую экономику страны, вместе с тем необходимы инвестиции в инфраструктуру и развитие частного сектора, а также улучшение доступа к лечению граждан с наркозависимостью. Наконец, обеспечение защиты прав человека и женщин должно быть приоритетом для международного сообщества. Проводимые им меры также должны содержать призывы и требования соблюдения законности в сфере торговли. Как сказал в 2005 году бывший президент страны Хамид Карзай: «Либо Афганистан уничтожает опиум, либо опиум уничтожает Афганистан».