- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О резком обострении ситуации в столице Сомали

В течение последних 3-х суток наблюдается резкое усиление политической и военной напряжённости в столице Сомали Могадишо, вызванное стремлением премьер-министра Махамеда Хуссейна Робле окончательно лишить президента страны Махамеда Абдуллахи Махамеда (Фармаджо) его конституционных полномочий и полностью взять власть в свои руки.

В эти дни ряд премьер-министром были приняты ряд антиконституционных решений по смене высшего руководства силовых ведомств, что естественно вызвало ответные действия со стороны президента Фармаджо, который первоначально пытался не идти на конфликт с М.Х.Робле и найти компромиссное решение. Так, в ответ на распоряжение премьер-министра об отстранении Фахада Ясина от должности директора Службы национальной безопасности и разведки (СНБР) и назначении на этот пост генерала Башира «Гобэ» президент Фармаджо согласился с отставкой своего ставленника Фахада Ясина, назначив его на другую должность – советника президента по вопросам национальной безопасности. Правда, вместо генерала Башира «Гобэ» президент своим указом назначил главой этой спецслужбы начальника столичного управления СНБР полковника Ясина Абдуллахи Махмуда «Фарея», что вызвало резко негативную реакцию со стороны премьер-министра и сомалийской политической оппозиции. Вследствие  противостояния президента и премьер-министра руководство СНБР разделилось на два враждебных лагеря: часть офицеров, в том числе командир отряда спецназ «Дуфáн» («Шторм»), остались на стороне  Фармаджо, другие же, включая командиров отрядов спецназ «Уáран» («Копьё») и «Гашáн» («Щит»), выступили в поддержку премьер-министра. 8 сентября в районе расположения штаб-квартиры СНБР «Хабар-Хадиджо» (в историческом центре Могадишо) были отмечены первые короткие стычки между конфликтующими сторонами. Хотя само здание штаб-квартиры СНБР находится под контролем сторонников премьер-министра, тем не менее в тот же день было объявлено о приеме дел и вступления в должность директора  Ясина «Фарея», назначенного президентом.

Вслед за этим событием вечером 8 сентября премьер-министр объявил об отставке министра внутренней безопасности Сомали Хасана Хундубея Джимъале, (сторонника президента) и назначении на этот пост Абдуллахи Махамеда Нура, возглавлявшего прежде оппозиционную депутатскую группу «Хорусоод» («Прогресс») в Народном Собрании Сомали. Заметим, что согласно Временной конституции ФРС премьер-министр назначает новых министров, но снимать их с должности вправе лишь президент по рекомендации главы правительства. Поэтому сразу же Хасан Хандубей отказался уходить со своего поста, в чём его поддержал и  Фармаджо. Таким образом, конфронтация между президентом и премьер-министром Сомали стала явной уже и внутри правительства страны.

Полагаем, что в обстановке разрастающегося политического кризиса М.Х.Робле может пойти и на дальнейшие, ещё более решительные, шаги по окончательному отстранению от власти президента Фармаджо и его изоляции, вплоть до ареста. Именно к этому М.Х.Робле подталкивают политические лидеры, бывшие и действующие военачальники  и старейшины племён хавие. Уже сейчас, по негласному распоряжению премьер-министра, администрации президента фактически блокирован доступ к национальным средствам массовой информации, включая радио и телевидение. Кроме того, к Могадишо из соседних провинций стягиваются подразделения Сомалийской национальной армии, готовые по первому требованию премьер-министра, как заявляют их командиры, вступить в столицу и начать штурм президентского дворца. Это всё те же подразделения, комплектуемые в основном выходцами их племён хавие, которые в апреле с.г. уже участвовали в вооружённом мятеже и уличных боях в Могадишо. Они именуют себя «Армией национального спасения».

В случае начала боевых действий в городе на стороне М.Х.Робле, ориентировочно, активно может выступить до 5 тыс. боевиков, вооружённых не только стрелковым оружием, но и бронетехникой, гранатомётами и миномётами, тогда как число вооружённых сторонников президента в настоящее время вряд ли достигнет 2 тыс. человек, включая батальон президентской гвардии и подразделения спецназа «Горгрор» («Орёл») и «Харамъад» («Гепард»). Учитывая, что примерно 80% жителей Могадишо составляют выходцы из племён хавие, сторонникам президента вряд ли удастся оказать достойное сопротивление в случае перерастания политической конфронтации в новый вооружённый конфликт в сомалийской столице. Что же касается находящихся в Сомали миротворцев Африканского союза (АМИСОМ), то судя по опыту апрельских событий, они, скорее всего, останутся в стороне.

В действительности, в развязывании боевых действий в Могадишо не заинтересована ни та, ни другая сторона. Скорее всего, в ближайшие дни премьер-министр М.Х.Робле попытается ещё более усилить давление на президента с тем, чтобы убедить его в необходимости добровольной отставки или, по меньшей мере, сохранении за собой лишь представительских функций. Со своей стороны президент, действую в рамках закона, может через нынешний парламент поставить вопрос о вынесении вотума недоверия правительству с тем, чтобы отправить М,Х.Робле в отставку. Во всяком случае, сегодня председатель Народного Собрания Сомали Махамед Мурсал шейх Абдирахман объявил об экстренном созыве нижней палаты парламента.

Таким образом, военно-политическая ситуация в сомалийской столице становится всё более взрывоопасной и её развитие может уже в ближайшие дни привести к кардинальным переменам в Сомали.