- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: август 2021 г.

Ключевым внешнеполитическим событием августа стала первая встреча Н.Беннета и Дж.Байдена, подготовка к которой велась в течение нескольких предшествующих месяцев. Помимо этого была продолжена работа на региональном, европейском и азиатском направлениях. В области внешней политики в центре внимания осталась коронавирусная и бюджетная проблематика. С середины месяца стала расти напряженность на границе с сектором Газа, а между Иерусалимом и Варшавой разгорелся острый дипломатический кризис. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

С середины августа наблюдался заметный рост напряженности между Израилем и Газой. ХАМАС начал организовывать регулярные беспорядки и митинги в приграничной полосе, особенно активизировав свои усилия в ночное время. В ходе столкновений пострадали военнослужащие ЦАХАЛ. Продолжилась практика запуска на израильскую территорию шаров с горючими веществами. 16 августа в направлении государства был осуществлен пуск ракеты, перехваченной системой ПРО «Железный купол». Он стал первым с момента достижения соглашения о прекращении огня в мае с.г.

На этом фоне Израиль провел операцию против целей ХАМАСа, в ходе которой были атакованы объекты в Хан-Юнисе, Джабалии и Шеджайе, однако, разрешил доставку в сектор строительных материалов. Основной проблемой в отношениях между Израилем и Газой в августе, в условиях которой группировки в секторе пригрозили дальнейшей эскалацией, стал перевод средств из Катара, в отношении которого до конца месяца не было достигнуто согласие о механизме отправки денег с тем, чтобы был минимизирован риск их расходования на террористические цели.

В Иудее и Самарии палестинцы продолжили бросание камней и бутылок с зажигательными смесями в израильские автомобили. Также была предпринята попытка нападения на военнослужащего ЦАХАЛа. Израильские силы безопасности провели несколько антитеррористических операций, в ходе которых были задержаны боевики и изъяты крупные партии оружия.

Важным событием августа явилась встреча министра обороны Израиля Б.Ганца и главы ПНА М.Аббаса, которая стала первым подобным шагом правительства Н.Беннета на палестинском треке. По данным канцелярии израильского премьер-министра, этот раунд общения был посвящен вопросам безопасности, а потому его не стоит рассматривать в контексте мирного урегулирования. Вместе с тем данное событие вызвало осуждение с каждой из сторон. Палестинские группировки в Газе традиционно обвинили главу ПНА в предательстве. Представители правых коалиционных партий в Израиле, в свою очередь, заподозрили Б.Ганца в пособничестве «человеку, который отрицает Холокост, платит зарплату террористам и подает в суд на Государство Израиль в Гааге», как охарактеризовал палестинского лидера депутат «Религиозный сионизм» Б.Смотрич.

Официальные визиты и переговоры

Центральным внешнеполитическим событием августа можно считать первый визит Н.Беннета в должности премьер-министра Израиля в Соединенные Штаты. Отправляясь в Вашингтон, глава правительства в ходе традиционной пресс-конференции подчеркнул, что намерен «привезти из Иерусалима новый дух сотрудничества», который основывается на прочных особых межгосударственных отношениях и будет содействовать взаимодействию обновленного руководства каждой из стран. Поездка стартовала 24 августа и включала в себя переговоры на высшем уровне с американским президентом Дж.Байденом, а также встречи главы правительства ближневосточной страны с министром обороны США Л.Остином и госсекретарем Э.Блинкеном. Повестка дня данных консультаций была сосредоточена вокруг вопросов двустороннего сотрудничества, региональной и климатической проблематики. Кроме того, Н.Беннет успел пообщаться с генеральным директором AIPAC Г.Кором и поблагодарить организацию за поддержку Израиля. В рамках данной дискуссии на передний план вышли такие темы, как дипломатия, экономика и оборонная политика.

Американские СМИ, оценивая визит, отметили, что Н.Беннет ведет себя с администрацией Дж.Байдена более сдержано, в отличие от своего предшественника. Израильские источники со ссылкой на политическое окружение главы правительства сообщили о прогрессе на иранском треке, где разочарование Вашингтона по поводу возможностей возврата к СВПД дает Иерусалиму шанс продвигать свои интересы в том, что касается сдерживания ядерных амбиций и роста регионального влияния ИРИ[i] [1]. Наиболее сложной оказалась палестинская проблематика. В оценках уже европейских обозревателей выделяется точка зрения, согласно которой Израиль поддерживает нежелание США углубляться в ближневосточную политику в целом и мирный процесс в частности. В этой связи  власти ближневосточной страны в том числе в целях обеспечения выживаемости правительственной коалиции будут стремиться к продвижению гуманитарных и экономических проектов на палестинских территориях, прежде всего в Газе, что безусловно вызывает одобрение США и ЕС, при этом сдерживая урегулирование конфликта, которое может потребовать территориальных и политических уступок, неприемлемых для электората правых партий[ii] [2].

На американском направлении этому визиту предшествовала состоявшаяся 11 августа в Тель-Авиве  встреча главы израильского правительства Н.Беннета и директора ЦРУ У.Бёрнса. В центре внимания сторон были перспективы наращивания двустороннего взаимодействия в сфере разведки и обороны, а также региональная проблематика с акцентом на иранской угрозе. В консультациях также приняли участие руководитель Моссада Д.Барнеа, глава Совета национальной безопасности Э.Хулата и военный секретарь премьер-министра А.Гиль. Все они получили посты летом текущего года и представляют собой уже обновленную команду, назначенную Н.Беннетом после формирования коалиции.

В августе внимание израильского внешнеполитического ведомства было сосредоточено на региональном направлении. Министр иностранных дел Я.Лапид отправился с историческим визитом в Марокко, где провел переговоры со своим контрпартнером, принял участие в церемонии открытия израильского представительства в Рабате, подписал межправительственные соглашения в области авиационного сообщения, сотрудничества в сфере культуры, спорта, молодежной политики и меморандум о взаимопонимании по созданию механизма политических консультаций между государствами. В поездке его сопровождали два однопартийца — министр в министерстве социального обеспечения, родившийся в Марокко, М.Коэн и председатель комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне Р.Бен-Барак, также в делегацию вошли генеральный директор МИД А.Ушпиц и руководитель департамента медицинского оборудования в министерстве здравоохранения И.Цукер.

8 августа с 4-дневным рабочим визитом в Израиль прибыл заместитель главы внешнеполитического ведомства Бахрейна шейх Абдулла бен Ахмад аль-Халифа. В программу его пребывания входили переговоры с Я.Лапидом и президентом Израиля И.Герцогом, а вместе с А.Ушпицем он выступил сопредседателем заседания комитета по двустороннему сотрудничеству. Также для шейха аль-Халифы были организованы встречи с представителями израильских общественных организаций и аналитических центров. 31 августа в рамках реализации ранее достигнутых договоренностей по нормализации отношений в Израиль прибыл первый посол Бахрейна Халед Юсиф аль-Джалама.

Контакты с традиционными региональными партнерами также были продолжены, примером чему служит визит в Израиль министра разведки Египта А.Камеля. В центре внимания сторон было двустороннее взаимодействие в области дипломатии, экономики и безопасности, а также усилия переговорщиков из АРЕ для сдерживания палестинской агрессии на границе с Газой. Поскольку переговорам А.Камеля с Н.Беннетом и Б.Ганцем предшествовал обстрел израильской территории из сектора, представитель Каира сделал ХАМАСу предупреждение относительно эскалации насилия, следствием чего, как сообщают израильские СМИ, явилась отмена консультаций палестинских группировок в Газе по вопросу борьбы с израильскими ограничениями.

В рамках взаимодействия со средиземноморскими партнерами Израиль в течение месяца направил в Грецию команду из 15 пожарных, два самолета и оборудование для тушения лесных пожаров в стране. Стоимость этой операции для Израиля составит порядка 3,5 млн шекелей, возможность выделения данной суммы была результатом согласований между министерством главы правительства, а также оборонного, финансового и внешнеполитического ведомств. Помимо практической поддержки в августе прошли консультации между Н.Беннетом и представителями греческой стороны сначала в телефонном формате с его контрапартнером К.Мицотакисом, затем в ходе пребывания главы МИД Греции Н.Дендиаса в Иерусалиме. Помимо борьбы с лесными пожарами представители сторон обсудили региональное взаимодействие, в том числе с учетом иранской угрозы, а также договорились ускорить проведение трехстороннего саммита Израиля, Греции и Кипра.

Наконец, азиатский вектор израильской внешней политики был представлен  Японией, министр иностранных дел которой Тосимицу Мотэги 18 августа  встретился с Я.Лапидом. Главной темой беседы стала подготовка к 70-летию межгосударственных отношений, которое будет отмечаться в следующем году. Помимо этого, главы внешнеполитических ведомств обсудили растущую экономическую кооперацию, охватывающую как взаимодействие японских и израильских кампаний, так и вклад Токио в проект Индустриального парка в Иерихоне. Также не осталась без внимания проблематика, связанная с COVID-19.

Отношения с международными организациями

Отношения Израиля с ООН в августе оставались сложными, что было связано с критикой экспертами организации существующего, по их мнению, давления израильских властей на работающие на Западном берегу НКО, а также предполагаемой причастности ЦАХАЛа к гибели гражданского населения, особенно детей на территориях, которые ООН рассматривает «оккупированными». Помимо этого, с призывом остановить посягательства Израиля на свой суверенитет в адрес ООН обратился Ливан.

На этом фоне 4 августа главы оборонного и внешнеполитического ведомств Б.Ганц и Я.Лапид провели брифинг для послов стран-членов Совета Безопасности ООН по иранской проблематике. В ходе мероприятия израильская сторона отметила региональные угрозы, исходящие от ИРИ, а также подчеркнула, что, в случае агрессии, оставляет за собой право самостоятельно принимать решение об ответных мерах. Кроме того, в августе правительство Израиля продолжило демонстрировать заинтересованность в климатической проблематике и связанной с ней активности под эгидой ООН. В частности, власти государства отреагировали на опубликованный 9 августа Отчет межправительственной группы экспертов, предложив свои знания и опыт для решения такого рода проблем в международных масштабах.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

В течение месяца в парламенте продолжалось решение организационных вопросов. Комиссия по делам Кнессета утвердила создание трех постоянных комиссий: по здравоохранению, по специальным проектам национальной инфраструктуры и еврейским религиозным услугам, по внутренней безопасности. Первую возглавила представительница «Ямины» И.Сильман, вторую Ю.Малиновская от НДИ, третьей будет руководить депутат «Еш атид» М.Бен-Ари.

Специальная комиссия по иностранным рабочим, не созывавшаяся с 2014 г., провела первое заседание под руководством парламентария от Аводы И.Маръанэ. По результатам дискуссий было отмечено, что Израиль испытывает нехватку кадров из-за рубежа в сфере ухода на дому. При этом в стране находится порядка 14 тысяч нелегальных иностранных работников, чей статус не урегулирован, а также около 56 тыс. с просроченной лицензией. Еще одной парламентской структурой, возобновившей активность после перерыва, стала Комиссия по приоритетным для заселения земельным участкам. Ее созыв стал результатом принятия закона о развитии строительства в приоритетных для заселения областях. Данный документ, равно как и комиссия должны способствовать увеличению предложений на рынке недвижимости в интересах последующего снижения ее стоимости. С этой целью в первый год планируется согласовать для начала строительных работ до 18 новых территорий, в следующие три года —  до 20.

Помимо этого, Кнессет продолжил заниматься обсуждением вопросов, связанных с различными аспектами воздействия на страну COVID-19. В частности, было возобновлено требование о ношении масок в местах массового скопления людей. Однако список т.н. «красных стран», поездки в которые сопряжены, по мнению властей, с максимальным риском заражения коронавирусной инфекцией, был сокращен с 14 до 6. Наконец, депутаты обсудили ситуацию на рынке труда. По данным, представленным на одном из заседаний главным экономистом министерства финансов, уровень занятости в Израиле составил в июле 58,2%, что на 2,7% ниже показателей до пандемии. Наиболее сложная ситуация наблюдается с трудоустройством молодежи и лиц старшего возраста.

Деятельность правительства

Первое заседание кабмина в августе было посвящено утверждению государственного бюджета на 2021 и 2022 гг. Представляя проект, Н.Беннет подчеркнул экономическую значимость данного шага, ввиду необходимости оказания поддержки наиболее пострадавшим от кризиса секторам, а также важности финансирования программ развития инфраструктуры, образования и безопасности. Наконец, глава правительства сделал акцент на политическом значении утверждения главного финансового документа страны, который, по его словам, станет «вехой в государственной стабильности». Отдельной благодарности за работу над бюджетом удостоился глава Минфина А.Либерман, деятельность которого была охарактеризована как «уверенная и смелая». Проект бюджета был передан на рассмотрение Кнессета, а первое голосование по нему было запланировано на начало сентября.

Большое внимание правительство продолжило уделять проблематике COVID-19. Программа ревакцинации была открыта в августе для преподавателей без возрастных ограничений, а также для людей старше 40 лет. Отдельное заседание т.н. «коронавирусный» кабинет посвятил предстоявшему началу учебного года, который власти намеревались провести с минимально возможными ограничениями. В частности, министры обсудили проект, предполагавший, что накануне первого дня занятий каждая семья должна получить тест для самостоятельной проверки ребенка на коронавирус, по результатам которой необходимо заполнить соответствующую форму. Это, по мнению авторов идеи, должно позволить быстро выявить инфицированных и не отправлять их в классы, дабы оборвать цепочку заражений.

В целом же, комментируя данную проблематику, Н.Беннет подчеркнул, что новое правительство намеревается не повторять ошибок предшественников, закрывавших страну на локдауны, оказавшие негативное воздействие на разные сферы жизни общества. Демонстрация отличий от кризисного реагирования на пандемию кабинета Б.Нетаньяху была особенно показательна, принимая во внимание обнародование в августе специального отчета Государственного контролера, посвященного мерам, предпринятым 35-м правительством на фоне COVID-19. В нем ушедший в отставку лидер критикуется за принятие решений, в том числе о закрытии страны, без консультаций с профильными ведомствами, недостаточные действия для борьбы с безработицей и игнорирование долгосрочных негативных последствий программ экономической помощи.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Сегодня Польша стала антидемократической и нелиберальной страной, которая не чтит величайшую трагедию в истории человечества», сказал глава МИД Израиля Я.Лапид в связи с подписанием президентом республики А.Дудой спорного закона, вводящего ограничения на реституцию еврейской собственности. При этом израильский министр добавил, что отозвал для бессрочных консультаций временного поверенного в делах в Варшаве и рекомендовал польскому послу «оставаться в отпуске» на родине. Этот кризис оказался, пожалуй, наиболее острым в отношениях между государствами, поскольку рискует привести к отказу от исторической Декларации Нетаньяху-Моравецкого, подписанной 27 июня 2018 г. Этот документ составляет важную опору межгосударственных отношений, поскольку, посредством него стороны, цитируя текст, подтвердили принципы взаимного уважения идентичностей двух народов и «исторической чуткости» в отношении «самых трагических страниц» совместной истории. Также кроме обозначенной в Декларации Варшавой приверженности борьбе с антисемитизмом Израиль признал т.н. «антиполонизм» как негативный стереотип в отношении поляков.

Стоит подчеркнуть, что, несмотря на существующие между государствами разногласия, касающиеся расхождения в оценках исторических событий, в данном кризисе большое значение имеют и политические факторы. Связаны они прежде всего с тем, что израильские власти перестали видеть в республике значимого для себя партнера во взаимодействии с США и в продвижении своих интересов в ЕС. Наконец, не последнюю роль в нынешнем кризисе играет стремление коалиционного правительства Беннета-Лапида бороться с политическим наследием Б.Нетаньяху, которое включает сближение Израиля с правыми восточноевропейскими лидерами.

[i] [3]   Berman L. US knows Iran deal may be lost, is open to Israeli proposals – Bennett staffer // The Times of Israel. 26.08.2021. URL: www.timesofisrael.com/us-knows-iran-deal-may-be-lost-is-open-to-israeli-proposals-bennett-staffer

[ii] [4] Hammer B. Erleichterung, aber keine Verhandlung // Tagesschau. 06.09.2021. URL: www.tagesschau.de/ausland/asien/israel-palaestinanserpolitik-erleichterungen-101.html