- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Марокко: август 2021 г.

31 июля король Марокко Мухаммед VI выразил сожаление в связи с «напряженностью» в отношениях между его страной и Алжиром. В выступлении по случаю национального праздника – Дня Трона — он повторил прозвучавший ранее от него призыв вновь открыть наземную границу между двумя соседними государствами. Обращаясь к алжирцам, он сказал: «Вам никогда не следует опасаться враждебных действий со стороны Марокко. Безопасность и стабильность Алжира, спокойствие его народа органично связаны с безопасностью и стабильностью Марокко». Монарх предложил президенту Алжира Абдельмаджиду Теббуну, чтобы «восторжествовала мудрость». Он предложил ему работать в унисон на благо развития отношений между двумя странами.

Отношения между Марокко и Алжиром уже несколько десятилетий заморожены из-за западносахарского конфликта. Марокко считает сахарские провинции исторически своими, Алжир поддерживает сепаратистский Фронт ПОЛИСАРИО. Новая вспышка напряженности в отношениях между двумя странами возникла двумя неделями ранее, когда представитель Марокко при ООН на встрече стран-участниц Движения неприсоединения заявил о поддержке права на самоопределение «кабильского (берберского) народа» Алжира в качестве реакции на поддержку Алжиром западносахарских сепаратистов. На это заявление Алжир ответил отзывом из Рабата своего посла для консультаций.

11 августа МИД Марокко заявило о готовности королевства помочь Алжиру в борьбе со смертоносными лесными пожарами, бушевавшими на севере страны. С этой целью были подготовлены два самолета типа Canadair. Не известно, было ли получено согласие алжирских властей на их использование.

С 11 августа начали гореть леса на севере Марокко. К 17 августа в районе Шефшауена сгорели 700 гектаров леса. Пожарным и военным удалось остановить дальнейшее распространение огня. Поддержку им оказали 4 самолета Canadair королевских ВВС и 4 самолета Turbo trush королевской жандармерии, оснащенных устройствами для сбрасывания воды. К 18 августа лесные пожары были укрощены.

Несмотря на напряженность в отношениях между Марокко и Алжиром, 20 августа в Рабате было объявлено, что королевство выступает за продолжение функционирования газопровода Магриб – Европа, по которому алжирский газ через территорию Марокко подается в Европу с 1996 г. Контракт на транзит алжирского газа истекает в октябре 2021 г. Как заявила генеральный директор Национального офиса углеводородов и шахт Амина Бенхадра, «намерение Марокко сохранить это направление экспорта четко и постоянно заявлялось на всех уровнях в течение более чем трех лет». «Мы выражали это намерение устно и письменно, публично и в частных беседах», — отметила она. Таким образом А.Бенхадра ответила на слухи, согласно которым Марокко хотело бы помешать заключению нового контракта. Ее заявление прозвучало 2 дня спустя после того, как Алжир решил «пересмотреть» отношения с Марокко, обвиненным там в причастности к лесным пожарам на севере страны, в которых погибли по меньшей мере 90 человек.

С 3 августа в Марокко стал действовать расширенный комендантский час, введенный как одна из мер, направленных против очередной вспышки коронавируса в королевстве. Был также запрещен въезд и выезд из трех самых больших по населению городов страны – Касабланки, Марракеша и Агадира. Исключение было сделано только для обладателей вакцинальных паспортов.

Ночной комендантский час, введенный еще в конце декабря на всей территории Марокко, стал действовать с 21 часа вечера до 5 часов утра. До этого он действовал с 23 часов до 4.30.

По данным на 3 августа, в Марокко были зафиксированы около 643 тысяч заразившихся, из них умерли почти 10 тысяч человек. К тому дню были вакцинированы дважды свыше 10 млн марокканцев.

27 августа было объявлено о начале добровольной вакцинации несовершеннолетних в возрасте от 12 до 17 лет. Для этого используются вакцины Pfizer/BioNTech и Sinopharm. В этой связи учебный год в марокканских школах начался не 3, а 10 сентября.

28 августа Канада объявила о приостановке на месяц всех прямых авиарейсов из Марокко по причине пандемии. Министерство транспорта объяснило это решение заметным увеличением числа положительных тестирований среди прибывающих из Марокко «за последние месяцы».

5 августа марокканская Фемида приговорила условно журналиста Омара Ради к 3 месяцам тюрьмы по обвинению в появлении в общественном месте в нетрезвом состоянии. Журналист на тот момент уже отбывал 6-летний срок по обвинениям в «шпионаже» и «насилии».

6 августа базирующаяся в Париже неправительственная организация «Репортеры без границ» (РБГ) сообщила, что 17 журналистов из семи стран подали в суд на израильскую компанию NSO, шпионское IT-оборудование которой Pegasus позволило марокканским спецслужбам следить за ними. Среди истцов значились, в частности, франко-марокканские журналисты Маати Монджиб и Омар Брукси.

11 августа глава МИД Израиля Яир Лапид прибыл с официальным визитом в Марокко. Это был его первый визит в королевство, он состоялся семь месяцев спустя после нормализации отношений между Марокко и Израилем. В настоящее время еврейская община в Марокко насчитывает около 3 тысяч человек. Примерно 700 тысяч израильтян имеют марокканские корни. До пандемии в Марокко ежегодно приезжали через другие страны от 50 до 70 тысяч туристов из Израиля. В 90-е годы прошлого столетия две страны поддерживали дипломатические отношения. Они были прерваны после начала второй интифады в 2000 г.

В ходе визита в Рабат Я.Лапид встретился со своим марокканским коллегой Насером Буритой. Он принял участие в церемонии открытия в Рабате израильского дипломатического представительства на уровне бюро по связям. Были подписаны три соглашения о сотрудничестве относительно  политических консультаций, гражданской авиации и культуры. Стоит напомнить, что в июле две страны подписали в Рабате соглашение о сотрудничестве в сфере кибербезопасности.

Я.Лапид сообщил также, что в ходе визита в Рабат передал письмо президента Израиля Исаака Герцога с приглашением королю Мухаммеду VI посетить Израиль. Прежний премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху также приглашал монарха в конце 2020 г., однако это приглашение осталось без официального ответа.

Глава МИД Израиля сообщил, что две страны договорились в ближайшие месяцы повысить уровень диппредставительств до посольств. Он утверждал, что марокканское посольство будет находиться в Иерусалиме. «Этим утром вместе с министром иностранных дел Насером Буритой мы решили открыть посольства в Иерусалиме и Марокко в течение нескольких месяцев», — сказал он на итоговой пресс-конференции в Касабланке.

Там же Я.Лапид сообщил, что в ходе переговоров с Н.Буритой выразил «обеспокоенность той ролью, которую играет Алжир в регионе, его сближением с Ираном и кампанией, которую развернула АНДР против принятия Израиля в качестве наблюдателя в Африканский Союз».

13 августа власти испанского анклава Сеута начали операцию по выдворению в Марокко около 800 незаконных мигрантов – несовершеннолетних, прорвавшихся в город в середине мая среди 10 тысяч нелегалов. Все детали этого прорыва говорят в пользу того, что марокканские власти могли организовать его с тем, чтобы наказать Испанию за ее позицию по западносахарской проблеме и прием на лечение главы сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО.

20 августа король Марокко Мухаммед VI осудил «методические атаки» на его королевство «со стороны некоторых стран и враждебных организаций», не назвав при этом их. «Марокко, равно как и некоторые страны арабского Магриба, противостоит умышленной и преднамеренной агрессии. Вцепившиеся в устарелые утверждения, враги территориальной целостности королевства не хотят, чтобы Марокко было нацией свободной, сильной и влиятельной, каким оно было всегда, — сказал он в речи по случаю 68-й годовщины Революции короля и народа. – Более того, некоторые страны, и в частности, европейские – парадоксально, в том числе из числа традиционных партнеров Марокко, опасаются за их экономические интересы, их рынки и сферы влияния в регионе Магриба».

Монарх выразил пожелание строить прочные, конструктивные и уравновешенные отношения с соседними странами, упомянув при этом Испанию и Францию. Он также осудил «широкую кампанию очернения, направленную против наших институтов безопасности».

21 августа Испания и Евросоюз позитивно отреагировали на пожелание короля Марокко укреплять отношения с соседними странами, призвав со своей стороны консолидировать связи с королевством. Тем самым, как представляется, Марокко и Евросоюз, поддержавший Испанию в дипломатическом конфликте двух королевств, преодолели 3-месячный миграционный кризис.