- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О задачах, стоящих перед новым правительством Ливана

Формирование нового правительства в Ливане было согласовано 10 сентября после более чем годичного политического паралича в стране после отставки предыдущего кабинета министров после взрыва в порту Бейрута. Назначенный премьер-министр Ливана Наджиб Микати встретился с президентом Мишелем Ауном рано утром в пятницу 10 сентября, чтобы завершить формирование сильно задержавшегося кабинета министров. Вскоре после этого президент объявил, что было сформировано правительство. «Ситуация в стране сложная. Я надеюсь, что смогу остановить крах и вернуть процветание в страну», — сказал Микати в своем выступлении после подписания указа.  Но Микати добавил, что у Центрального банка Ливана больше не было достаточно резервов для поддержания субсидий, призвав ливанцев «затянуть пояса». Три четверти населения страны уже были вынуждены жить в нищете из-за серьезного финансового кризиса с конца 2019 года. Микати, который ранее дважды был премьер-министром и является самым богатым человеком страны после 46 дней обсуждений  сформировал  77-е правительство Ливана, представляющее большинство политических течений в стране. Признавая, что новое правительство «не идеально» и не соответствует требованиям французской инициативы о политически нейтральном кабинете министров, Микати сказал, что оно «обязательно справится со всеми проблемами». Юсеф Халиль, высокопоставленный сотрудник ЦБЛ и помощник его  главы Риада Саламе, был назначен министром финансов — возможно, одна из самых важных постов, учитывая нынешний экономический коллапс в стране. В состав правительства из 24 членов входит только одна женщина — Наджла Рияши. Насер Ясин, недавно назначенный министр окружающей среды, сообщил что с 2019 года «предыдущие правительства занимались не реформами, а антикризисным управлением».  Задача, добавил он, сейчас состоит в том, чтобы разработать дорожную карту, которая выведет страну из ее глубоких кризисов. «Это правда, что восстановление займет годы, но нам нужно с чего-то начать, а для этого нам нужно начать переговоры с международными институтами, такими как Всемирный банк и Международный валютный фонд», — сказал Ясин, добавив, что новому правительству необходимо будет преодолеть глубокую политическую поляризацию в стране. Саад Харири, который ушел с поста назначенного премьера в июле после девяти месяцев безуспешных переговоров по формированию кабинета министров, приветствовал формирование нового правительства. «После 13 месяцев попыток сформировать правительство местные и международные желания совпали», — сказал Жан Азиз, политический аналитик и бывший советник Ауна, добавив, что попытке Харири сформировать правительство помешало, прежде всего, отсутствие поддержки со стороны его союзников из Саудовской Аравии. Если говорить совсем просто: в силу личной неприязни к нему лично со стороны наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана.   Азиз предсказал, что основной задачей правительства будет повышение авторитета политического аппарата Ливана, сильно пострадавшего в результате протестов в октябре 2019 года и взрыва в порту Бейрута, частично за счет «допинга обедневшего ливанского населения путем предоставления удерживаемой международной денежной помощи до парламентских выборов, которые состоятся в мае следующего года». Соединенные Штаты 10 сентября приветствовали формирование правительства Ливана и призвали его принять «срочные меры» для реформирования пострадавшей экономики. «Соединенные Штаты приветствуют объявление о том, что лидеры Ливана согласились сформировать новое правительство под руководством назначенного премьер-министром Наджиба Микати, выражая надежду на то, что будут приняты срочные меры для удовлетворения острых потребностей и законных чаяний ливанского народа. Мы настоятельно призываем к скорейшему одобрению парламентом, с тем, чтобы это новое правительство могло приступить к работе над конкретными реформами для решения проблемы ухудшающейся экономической ситуации в Ливане», — говорится в заявлении представителя Госдепартамента Неда Прайса. Важно, что Микати уже объявил о намерении провести  парламентские выборы уже в следующем году.   В то время как многие в Ливане возлагают свои надежды на то, что это  голосование принесет свежую кровь в политику, ряд местных и международных экспертов сомневаются, что при той же сектантской избирательной системе могут произойти значимые изменения. Но практически все они сходятся во мнении, что в Ливане большинство населения пока приветствует формирование нового правительства после почти года невзгод и беспрецедентного экономического и социального кризиса. Вместе с тем, эксперты подчеркивают опасность этой иллюзии населения в отношении  надвигающихся перемен путем введения в новый кабинет нескольких министров, не входящих в обычный список имен. Эти люди, как правило, обладают впечатляющей профессиональной квалификацией, но им не хватает политического влияния, чтобы инициировать значимые реформы или предпринять необходимые смелые действия. Правительство Наджиба Микати в 2021 году не является исключением. После вывода сирийских войск из Ливана в 2005 году различные формы правления — при трех очень разных президентах и пяти очень разных премьер-министрах — не смогли решить ни одну из многих структурных политических проблем, проблем безопасности, финансовых или социальных проблем, с которыми сталкивается страна. Для этого должны быть очень веские причины. Население Ливана постоянно жаловалось на плохое управление и ухудшение качества государственных услуг, но такое несогласие обычно выражается только в риторике и в социальных сетях. Большинство ливанцев игнорируют тот факт, что реформы, которых требуют политики, в первую очередь нуждаются в очень сильной общественной воли, то есть граждане должны будут продемонстрировать строгую дисциплину, учитывая, что реформы потребуют их полной поддержки и значительно изменят образ жизни. С другой стороны, первые несколько нерешительных попыток реформ были жестоко заблокированы блоком бизнес-лидеров и политиков. Несмотря на глубокие идеологические и политические различия между ними, эти лидеры политики и бизнеса были едины в том, что рассматривали большинство этих реформ как угрозу своей власти. В течение последних двух лет эта «солидарность» проявлялась в ожесточенном сопротивлении плану финансового оздоровления, предложенному уходящим правительством, поскольку этот план потребовал бы, чтобы частные банки поглотили за свой счет часть финансового дефицита, накопленного за последние 30 лет. Вместо этого они настаивали на продаже государственных активов Ливана, тем самым освобождая себя от какой-либо ответственности. К тому же на это наложилась негативная региональная динамика, которая сильно повлияла на экономический — и, как следствие, финансовый — кризис в Ливане. От себя добавим, что основой нынешнего кризиса является совсем не сектантская система Ливана, а попытки бывшей американской администрации Д.Трампа путем жестких санкций в отношении ливанского банковского сектора минимизировать влияние основной шиитской политической силы в лице «Хизбаллы». При этом в Вашингтоне совершенно не учитывали тот фактор, что эта партия была и будет  системообразующей силой страны просто в силу демографии, а также тот факт, что местные сунниты расколоты и попали в немилость наследному принцу КСА.    Затянувшееся присутствие сирийских беженцев, а также использование Ливана режимом Башара Асада для обхода санкций также будут по-прежнему препятствовать здоровому экономическому восстановлению. Наконец, нежелание некоторых стран ССАГПЗ прийти на помощь Ливану не может быть устранено новым правительством, где последнее слово по-прежнему остается за «Хизбаллой» и ее союзниками.  В отсутствие твердой общественной и политической воли, а также в нынешнем напряженном региональном контексте трудно представить, как это правительство может справиться с самыми неотложными кризисами, такими как нехватка основных товаров или отсутствие доступа к деньгам вкладчиков в банках. Значительные денежные вливания необходимы для пополнения банков и государственной казны, и это остается серьезным препятствием, которое нелегко преодолеть — даже с самыми яркими именами в полученной исполнительной власти. Единственное решение — это постепенные структурные реформы. Часто упоминаемое «восстановление политической власти» является необходимым условием для любого восстановления в Ливане. В лучшем случае нынешний аппарат может быть частью переходного периода. «Доктрина Макрона», предусматривающая, что те же самые группы, которые возглавляли страну, когда она шла к кризису, будут теми, кто спасет ее, является несбыточной мечтой в условиях американских санкций. В любом случае  это будет длительный процесс.

Как полагают американские эксперты, новое ливанское правительство могло бы облегчить кризис в стране, проведя базовые экономические реформы.

Но политическая борьба внутри сектантского кабинета в очередной раз будет препятствовать способности Бейрута обеспечить ухудшающуюся экономику и социальную стабильность страны.  С точки зрения представленных партий в новом правительстве, то он по-прежнему в целом напоминает кабинет как бывшего премьер-министра Хасана Диаба, так и его предшественника Саада Харири, что предполагает, что правительство Микати столкнется с аналогичными проблемами при осуществлении радикальных реформ, необходимых для облегчения множества кризисов в Ливане. Растущий топливный, энергетический и финансовый кризисы в Ливане ускорили процесс формирования правительства. С конца 2019 года Ливан пережил гиперинфляцию, которая нарушила все аспекты повседневной жизни для тех, кто живет в стране, особенно для представителей низшего и среднего классов. Продолжающаяся неспособность ливанских лидеров сформировать правительство в течение прошлого года привела к тому, что Бейрут не смог провести базовую политику, направленную на предотвращение дальнейшего краха экономики страны, не говоря уже о решении более глубоких структурных проблем. В результате и без того хрупкое финансовое положение Ливана только ухудшилось с тех пор, как Диаб ушел в отставку в августе 2020 года. Это совсем недавно проявилось в повсеместной нехватке топлива, что  привело к тому, что все большее число домов, школ, больниц и предприятий остались без электричества и питьевой воды. Серьезность экономической катастрофы, разворачивающейся в Ливане, породила опасения, что страна балансирует на грани полного краха, усиливая как внутреннее, так и внешнее давление на политическую элиту в Бейруте, чтобы, наконец, сформировать правительство в надежде восстановить некоторое чувство стабильности. Всемирный банк в начале этого года классифицировал финансовый кризис в Ливане как один из трех худших в мировой истории с 1850-х годов.

Новое правительство будет уделять приоритетное внимание смягчению энергетического кризиса в Ливане и ослаблению гиперинфляции с помощью поэтапных мер. В своих первых обращениях к ливанскому народу с момента вступления в должность Микати подчеркнул свое намерение облегчить их повседневную борьбу за счет увеличения доступности топлива, наличных денег и электроэнергии, которых становится все меньше. Часть этого будет получена за счет финансовой помощи от таких учреждений, как Международный валютный фонд, а также от иностранных партнеров, таких как Франция и Соединенные Штаты. Более широкое восстановление доверия к правительству Ливана также может стимулировать увеличение внутренних и иностранных инвестиций, а также стабилизировать местную валюту. Как только базовое доверие будет восстановлено, в ближайшие месяцы могут быть проведены некоторые незначительные реформы, включая реструктуризацию некоторых проблемных кредитов и проведение некоторой реструктуризации неэффективной электроэнергетической компании страны. Просто наличие официального правительства у власти также поможет ослабить угрозу санкций со стороны стран ЕС, которой Франция угрожала в прошлом году, когда Ливан еще больше погрузился в кризис и политический паралич. В конце июля Европейский союз принял рамки санкций, которые он пригрозил ввести, если Ливан продолжит оказывать сопротивление и откладывать формирование правительства. В апреле Франция ввела ограничения на въезд некоторым неназванным ливанским чиновникам по обвинению в коррупции. В течение нескольких дней после формирования  правительства Микати МВФ объявил, что выделит ЦБЛ около 1 млрд долларов в виде специальных прав заимствования (SDR). Средства будут доступны 16 сентября, и правительство Ливана будет иметь полное право распоряжаться использованием этих средств. Это небольшая сумма в объеме того, что действительно нужно Ливану для смягчения общего масштабного кризиса, но, тем не менее, эти средства помогут поддержать истощенные финансовые резервы страны. Валютные резервы Ливана сократились примерно с 38 млрд долларов в 2019 году до 15 млрд долларов по состоянию на июнь 2021 года. Межконфессиональная борьба, скорее всего, остановит усилия по проведению более глубоких реформ, которые могли бы разрешить — а не временно облегчить — глубокий финансовый кризис в Ливане. Поскольку это правительство похоже на те, что были до него, с точки зрения сектантского распределения мест, оно, скорее всего, впадет в ту же традицию пререканий, которая сдерживала предыдущие попытки крупных реформ. Такие вещи, как пересмотр системы субсидий, проведение переписи населения, которая приведет к новым законам о выборах, которые помогут выйти из сектантского тупика, или реструктуризация коммерческого банковского сектора — все это необходимо для долгосрочной политической и экономической стабильности Ливана — потребовало бы значительного соглашения между всеми политическими заинтересованными сторонами Ливана. Те, кто пытается остаться у власти, в том числе в новом кабинете министров, скорее всего, снова отвергнут все, что угрожает экономической и политической системе покровительства страны, которая приносит им пользу. Тот же новый министр финансов Ливана — бывший сотрудник ЦБЛ, сыгравший ключевую роль в создании системы, которая рухнула в 2019 году. Таким образом, под его руководством трудно ожидать более глубокие реформы ЦБЛ. Микати уже говорит о необходимости более масштабного соглашения с МВФ, которое выделило бы Ливану значительные объемы финансовой помощи. Но переговоры о такой сделке сорвались прошлым летом на фоне споров, связанных с бухгалтерией, между ЦБЛ, Министерством финансов, кабинетом министров, парламентом и канцелярией президента.  Реформа законопроекта о государственной заработной плате является одной из основных реформ, которую, вероятно, потребуется завершить, чтобы стабилизировать финансовый сектор Ливана в долгосрочной перспективе. Но это будет очень непопулярно среди госслужащих и их семей, что может негативно сказаться на их электоральной активности и лояльности.