- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов сотрудничества Украины и Королевства Саудовская Аравия в области ракетного вооружения

Как известно, во второй половине 1980-х гг. военно-политическое руководство Королевства Саудовская Аравия достигло договоренностей с официальным Пекином по вопросам стратегического сотрудничества и в результате руководство КНР санкционировало продажу 35 баллистических ракет средней дальности (БРСД) «Восточный ветер-3А» по контракту стоимостью 3,5 млрд.долл.США., т.е. по 100 млн долл. США за одну единицу баллистического вооружения.

Следует отметить, что саудовская сторона готова была предложить в 2 раза больше с тем, чтобы официальный Пекин прервал поставки баллистических ракет в Иран, однако власти КНР не приняли это предложение. Китайская сторона отказала официальному Эр-Рияду  и в поставке ядерных головных частей (в секретной переписке обозначались как «грибные снаряды»), хотя руководство КСА предложило значительную сумму за подобные боеприпасы – 12 млрд долл. США. Для сравнения, во второй половине 80-х гг. прошлого столетия золотовалютные резервы КНР составляли чуть более 2 млрд долл. США.

В последующем китайская сторона поставляла Эр-Рияду оперативно-тактические ракетные комплексы «Восточный ветер 11 и 15», а также БРСД «Восточный ветер-21». Данные образцы вооружения были необходимы официальному Эр-Рияду для формирования собственных Стратегических Ракетных Сил и демонстрации возможностей удара по Тегерану в случае полномасштабного вооруженного конфликта с Исламской Республикой Иран.

Следует отметить, что специалисты оборонно-промышленного комплекса ИРИ активно работали последние 30 лет над созданием различных типов и моделей ракетного вооружения, тогда как КСА не располагало специалистами и соответствующими предприятиями, что недопустимо с учетом сохраняющейся  напряженности военно-политической обстановки в регионе.

Как известно, китайским и саудовским специалистам удавалось в течение нескольких лет обеспечивать секретность проекта «Сокол» — шифрованное обозначение процесса строительства ракетных баз в Саудовской Аравии и подготовки личного состава Стратегических ракетных сил (СРС) ВС КСА. Однако, усилия военной разведки Израиля принесли свои результаты и он, а также США получили достоверную информацию о характере военно-технического сотрудничества КНР и КСА.

Спустя 30 лет с момента принятия на вооружение первых БРСД «Восточный ветер-3А» официальный Эр-Рияд принял решение об обновлении арсенала СРС, но данный процесс, по мнению наследного принца Мухаммеда бен Сальмана должен быть обеспечен за счет разработок национального ОПК.

Как известно, за прошедшие 30 с лишним лет в КСА не было организовано собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций, ориентированных на создание ракетной техники военного назначения.

Очевидно, что восстановление военно-технических контактов с официальным Пекином по линии баллистического ракетного вооружения сопряжено для Эр-Рияда с серьезными проблемами, которые может организовать официальный Вашингтон в рамках глобального противостояния с КНР.  Кроме того, на примере военной кампании в Йемене официальный Эр-Рияд убедился в том, насколько непостоянными могут быть западные партнеры (а именно Великобритания), которые в угоду собственным интересам могут самовольно прервать поставки вооружения и военной техники.

Вполне очевидно, что США также не горят желанием помогать военно-политическому руководству КСА в работе над модернизацией национальных СРС.

В этих условиях наиболее удобным вариантом для Эр-Рияда стало установление сотрудничества с оборонно-промышленным комплексом Украины, а именно с  государственным предприятием «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля» и  Научно-производственным объединением «Павлоградский химический завод». Данные предприятия хорошо известны широкому кругу специалистов, поскольку принимали участие в создании ракетно-ядерного щита СССР, а именно обеспечивали разработку и производство межконтинентальных баллистических ракет Р-36М (по классификации НАТО SS-18 «Сатана») и РТ-23 УТТХ «Молодец» (по классификации НАТО SS-24 «Скальпель»).

Как известно, согласно соглашениям между США и Украиной официальный Киев получил оплату за уничтожение всех указанных МБР, оставшихся после распада СССР. Кроме того, украинская сторона обязалась  переработать все твердое ракетное топливо (ТРТ) – 5000 тонн в промышленную взрывчатку.

Однако, военно-политическое руководство Украины проявило смекалку и отдало распоряжения о сохранении двигателей от МБР РТ-23 и значительной части ТРТ, которые разместили на складах НПО «Павлоградский химический завод».

Подобная предусмотрительность вполне оправдала себя, поскольку уже в 2015 г. саудовская военно-промышленная организация King Abdulaziz City for Science and Technology установила партнерские отношения с ГП «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля»  с целью разработки высокомобильного оперативно-тактического комплекса, которому присвоили обозначение «Гром-2».

По данным китайских источников, украинская сторона предложила саудовским инвесторам как мобильную версию на шасси с колесной формулой 10х10, но и скрытую модификацию ОТРК, выполненную в виде 40-футовых морских контейнеров, которые можно заблаговременно размещать в указанных точках или на гражданских судах, находящихся в открытом море.

С учетом линейных размеров оперативно-тактической ракеты «Гром-2» и энергетики твердого топлива данный боеприпас вполне может выполнять полет на дальность до 750 км., что вполне достаточно для ударов по объектам хоуситов на всей территории Йемена, а также для уничтожения объектов военной инфраструктуры ИРИ в приморских регионах в случае вооруженного конфликта.

Следует отметить, что несмотря на определенные технические проблемы украинским специалистам удалось разработать ОТРК «Гром-2» в соответствии с план-графиком, хотя саудовским военным и пришлось выделить дополнительно 60 млн долл. США для проведения серии испытательных пусков. Согласно подсчетом китайских специалистов, ВС КСА затратили на программу ОТРК «Гром-2» около 360 млн долл. США, тогда как украинские оружейники рассчитывали заработать еще 240 млн долл. США.

Некоторые китайские специалисты высказывают мнение о том, что саудовские военные заинтересованы в новых образцах баллистического ракетного вооружения, которое позволит поражать цели вероятного противника на дальностях до 5500 км.  Очевидно, что в настоящее время именно украинские специалисты могут оказать необходимое содействие в модернизации СРС КСА.

По данным китайских источников, именно сотрудники упомянутых выше предприятий ОПК Украины принимают участие в процессе строительства завода по производству ракет в Саудовской Аравии. Кроме того, в 2020 г. Киев и Эр-Рияд подписали соответствующее соглашение в рамках которого украинские оборонные предприятия и военные специалисты будут оказывать содействие ВС КСА в различных аспектах.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным утверждать, что даже небольшие по меркам международного рынка вооружений контракты, которые ОПК Украины выполняет для ВС КСА позволяют украинским оружейникам продолжать работу и по другим инициативным НИОКР.