- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Водный кризис в Алжире усугубляет миграционную проблему

Из-за нехватки воды, усугубляемой изменением климата, миграционная проблема на планете к 2050 году серьезно обострится. В первую очередь угроза будет исходить из североафриканского региона, включая страны Сахеля и Алжир.

Согласно сентябрьскому отчету Groundswell, составленному аналитиками Всемирного банка, его покинут за этот период порядка 216 млн человек. И преимущественно они направятся в северном направлении, то есть в европейские страны, уже заметно страдающие от избыточной миграции.

Причем значительную часть подобных вынужденных переселенцев будут составлять алжирцы. И, как представляется, основания для столь тревожных прогнозов действительно имеются.

Напомним, что в текущем году водный кризис в АНДР заметно усугубился: зимой-весной 2021 года в стране выпало рекордно низкое количество природных осадков. В результате дожди заполнили алжирские водохранилища в среднем менее чем на 50% и в июне-сентябре Алжир испытывал сильную нехватку воды.

Это особенно относилось к его крупным городам, где заметно участились перебои с водоснабжением. Так, в ряде столичных районов вода отсутствовала до трех дней подряд.

Это вызвало рост недовольства населения, представители которого стали все чаще выходить на акции протеста. И хотя их уровень не достиг иранского уровня текущего года, когда отсутствие воды вынуждало выходить на улицу население ряда провинций, произошедшее встревожило власти АНДР, постоянно сталкивающиеся с проявлениями уличной активности.

Поэтому алжирское правительство предприняло экстренные меры по минимизации проблемы водного кризиса. Одной из них стало бурение новых сотен артезианских скважин, благодаря чему его острота действительно была снижена.

Другим способом уменьшить проблему стало введение в строй новых и модернизация старых опреснительных водных станций.

На данном направлении алжирские власти, кажется, сделали очень много. Так, в августе-сентябре текущего года они ввели в строй две подобные станции. Согласно информации министра водных ресурсов страны Карима Хасни соответствующий объект в Айн-Бениане, производственная мощность которого составляет 10000 куб. м в сутки, предназначен для удовлетворения потребностей в питьевой воде жителей коммун Айн-Бениан и Хаммамет в районе алжирской столицы.

Также алжирские власти рассчитывают использовать остающиеся водные «излишки» для обеспечения нужд других муниципалитетов вилайи Алжир.

Заметим, что проект станции Айн-Бениан является частью чрезвычайной программы, разработанной Министерством водных ресурсов АНДР для решения проблемы нехватки воды в столице. Она также включает в себя восстановление работы еще двух опреснительных станций – в Палм-Бич и Зеральда в дополнение к строительству трех новых станций для тех же целей в Корсо, Бордж-эль-Киффане и Эль-Марсе.

По данным Хасни, опреснительная станция в Палм-Бич мощностью 7500 куб. м в сутки была запущена в августе текущего года, а станция в Зеральде должна быть введена в эксплуатацию в октябре.

В свою очередь, согласно планам Министерства водных ресурсов, новые опреснительные станции в Бордж-эль-Киффане (пропускная способность 10 000 куб. м в день), в Эль-Марсе (пропускная способность 60 000 куб. м в день), Корсо (пропускная способность 80 000 куб. м в день), будут введены в эксплуатацию к лету 2022 года.

По данным министра Карима Хасни, запуск артезианских скважин и всех этих станций позволит вилайе Алжир увеличить использование опресненной морской воды и подземных вод до 95% от общего объема ресурсов питьевой воды, что должно решить соответствующую проблему. Так, в настоящее время столица АНДР зависит от поверхностных вод (в водохранилищах) на 60%.

В какую сумму обойдется алжирским властям реализация водной безопасности столицы, они не сообщают. Однако можно предположить, что это будет стоить им много сотен миллионов долларов только за возведение опреснительных станций без учета их эксплуатации.

Предположим, что подобные планы вполне реалистичны. Однако на пути их реализации имеется ряд существенных издержек.

Во-первых, обеспечение водных потребностей столицы АНДР отнюдь не означает их решение в рамках страны в целом.

Во-вторых, за использование опресненной воды Алжиру придется заплатить очень большую цену. Так, например, в среднем стоимость производства ее кубометра составляет около одного евро. Для среднего алжирца опресненная вода по такой цене недоступна. Прежде алжирские власти искусственно гасили высокую стоимость кубометра воды, субсидируя ее на 80%. Смогут ли они делать то же самое, резко увеличив в потреблении опресненные водные объемы?

И в-третьих, активизация использования грунтовых вод также решает проблему лишь временно, поскольку этот ресурс весьма ограниченный – с одной стороны, значительная часть их объема загрязнена промышленными и канализационными стоками, а с другой согласно выводам гидрологов, при текущем интенсивном уровне потребления их хватит максимум на два года.

Между тем, уже сейчас Алжиру не хватает ежедневно 1 – 1.5 млн куб. м воды для питья, хозяйственных и промышленных нужд. В условиях, когда грунтовых объемов остается немного, а опресненная вода – очень дорогая, перед властями АНДР на среднесрочную перспективу остается лишь использование тех крупных объемов драгоценной жидкости, которые скрыты под песками Северной Сахары.

Вместо этого они выбирают не комплексную модернизацию водной инфраструктуры, а лишь менее дорогостоящий косметический ремонт. Отчасти это объясняется тем, что для освоения «сахарских» подземных резервуаров потребуются десятки миллиардов долларов для создания соответствующей инфраструктуры – перестройки всей водопроводной системе страны, прокладки тысяч и тысяч километров труб, строительства десятков и сотен насосных станций, водных накопителей, обучения многочисленного персонала и т.д.

Между тем, в ближайшие годы водный кризис в Алжире будет только усугубляться в том числе по причине продолжающегося демографического роста – так, к 2030 году его население должно увеличиться с нынешних 45 до 50 млн человек.

Пропорционально этому будет усиливаться миграционное давление на страны Европы. Как гласят выводы упомянутого выше доклада экспертов Всемирного банка, этому будет способствовать прежде всего нехватка воды.

Между тем, у европейских государств есть шанс снизить миграционную нагрузку совместным решением водного кризиса со странами Северной Африки. Это потребует гораздо более тесного их политического и экономического сотрудничества. Однако пока такого стремления в полной мере не ощущается ни с той, ни с другой стороны.