- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль и США о возвращении Ирана к переговорам по СВПД

Информационный интернет-портал Axius опубликовал сообщение о серии секретных переговоров между Израилем и Соединенными Штатами по проблеме противодействия ядерной программе Ирана. Вряд ли эти секретные контакты можно считать сенсацией, ибо  официальные лица Израиля и США уже несколько месяцев имеют динамичные контакты на высшем политическом уровне, обсуждая насущные проблемы в сфере безопасности. При таких коллизиях неизбежна ситуация, когда контакты идут как открыто, так и тайно, оговаривая, в частности, щепетильные нюансы ядерных и ракетных проблем иранского режима. Axius акцентирует внимание на том, что на данном этапе проходящего виртуально переговорного процесса обсуждаются практические аспекты противодействия ядерным и ракетным программам иранского режима.

Отметим,  что после прихода к власти более 8 месяцев назад администрации президента Дж.Байдена, как пишут западные СМИ,  состоялись десятки открытых и секретных встреч между официальными лицами Израиля и США на различных уровнях, целью которых является ознакомление новой вашингтонской администрации с израильским видением атомной проблемы ИРИ, имеющей для Израиля несомненный приоритет. Одновременно с этим новые лидеры Израиля узнают сущность видения исходящих от Ирана угроз администрацией  нового американского президента и ключевыми фигурами его правительства, влияющими на процесс принятия решений в Вашингтоне. По всей вероятности, проходящие сейчас в условиях секретности переговоры могут быть связаны с планом, выдвинутым во время недавней встречи премьер-министра Израиля Нафтали Беннета с президентом Дж.Байденом в прошлом месяце, новацией которого является реализация ряда поэтапных действий, нейтрализующих угрозы, исходящие от ядерной программы Ирана. По сути, это некая программа, предусматривающая возможность избежать прямой и открытой войны.

В Израиле отдают отчет в том, что США недавно, меньше месяца назад, уже при новом президенте, покинули Афганистан, и не хотели бы вступать в новую войну, несущую смертельные риски,  на этот раз с Исламской Республикой Иран. Именно поэтому нейтрализация угроз нуклеизации ИРИ должна быть проведена совершенно другим способом. Последнее, вероятно, и является объектом переговорного процесса. Израиль перманентно, а в последние недели – особенно, задается вопросом, как поступят США с ядерной программой Ирана, если переговоры по СВПД  в конечном итоге потерпят неудачу. В своей речи на заседании Генеральной Ассамблее ООН, произнесенной несколько дней назад, президент США озвучил, далеко не первый раз, мысль о том, что его страна не позволит Ирану войти в клуб ядерных государств.  В ходе недавних переговоров между двумя лидерами в Вашингтоне, Дж.Байден сказал премьер-министру Израиля Нафтали Беннету, что в случае, если переговоры по судьбе Венских договоренностей 2015 г. зайдут в тупик, в США готовы  рассмотреть другие варианты. В этой связи в Израиле хотели бы иметь полную и ясную картину таких перспектив, знать, что готово предпринять правительство президента Дж. Байдена. СМИ особо отмечают, что ведущиеся переговоры между Израилем и США являются дополнением к официальным визитам лидеров и ключевых министров обеих стран в США и Израиль. Как раз в этой связи в истекшую пятницу было опубликовано сообщение о том, главы военных ведомств Израиля и США вновь обсудили последние реалии событий в Исламской Республике Иран. Контакт двух министров состоялись всего лишь через несколько часов после того, как Палата представителей США одобрила законопроект о дополнительной помощи Израилю в размере 1 млрд долларов, направленный на усиление противоракетной системы «Железный купол». Он прошел в форме телефонного разговора между Б.Ганцем  и Л.Остином, сконцентрированного на обзоре последних событий на Ближнем Востоке, с упором на иранскую тематику, в контексте которой было подтверждена решимость приложить все необходимые усилия для предотвращения приобретения иранским режимом ядерного оружия и нейтрализации иранской дестабилизирующей военной активности в регионе Ближнего Востока. Отмечалось и то, что Тегеран до сих пор еще не определился с датой возврата к переговорам по СВПД, прерванным на шестом раунде примерно два месяца назад. США и западные участники переговорного процесса выражают пессимизм и разочарование по поводу иранской готовности к участию в переговорах в ближайшее время.

Этот пессимизм, кроме всего прочего, зиждется на содержании речи  нового иранского президента Эбрахима Раиси на нынешнем заседании Генеральной Ассамблеи ООН, а также высказываниях находящегося в Нью-Йорке министра иностранных дел Хоссейна Амира-Абдоллахиана,  и главы Организации по атомной энергии ИРИ Мохаммада Эслами о возможности возобновлении переговоров по СВПД.  Увы, в их словах подобные прогнозы не просматриваются, и надежд на это питать никак нельзя. Справедливости ради отметим и заявление официального представителя  МИД ИРИ С.Хатибзаде, объявившего в паузе между выступлением президента Дж.Байдена и президента Э.Раиси, что Тегеран намерен вернуться к переговорам по СВПД в ближайшие несколько недель. Заявление С.Хатибзаде, очевидно, вызвано тем, что в последние дни несколько высокопоставленных международных политиков призвали Иран без колебаний вернуться к переговорам. Однако Хатибзаде не озвучил конкретную дату возвращения ИРИ к переговорам, а содержание последних речей Э.Раиси, А.Абдоллахиана и М.Эслами не дает сигналов о том, что нынешнее правительство стремится вернуться за стол переговоров. В своей  речи на ГА ООН иранский президент назвал главным условием возвращения к переговорам по СВПД снятие всех санкций, тогда как сам прекрасно знал, что это условие невыполнимо и США не готовы его реализовать. Известно, что много санкций связано с ядерной программой Ирана, и как раз их президент США может отменить, если пожелает. Но есть масса других санкций, например, против командиров КСИР, деятелей режима,  продолжающегося удержание здания посольства США в Тегеране, которые не имеют никакого отношения к СВПД, и которые президент Дж.Байден не сможет снять без согласия американского  Конгресса. Так же неконструктивно высказался в Вене и ОАЭИ Мохаммад Эслами, по мнению которого Соединенные Штаты должны вернуться в первоначальный вариант СВПД без каких-либо условий и без необходимости вести переговоры.

Исходя из таких утверждений нынешних иранских политиков, в США скептически оценивают возможность возобновления переговоров и достижения соглашения. Приводится еще один аргумент: в прошлом было трудно достичь взаимопонимания с иранскими политиками, которых знали  и о которых были детально осведомлены. Ныне речь идет уже о новых людях, которым поручили вести переговоры, и они для США во многом tabula rasa. Да и в Израиле те, кто знаком с этим вопросом, не испытывают оптимизма в отношении возможных последствий переговоров, даже если они возобновятся в ближайшем будущем, склоняются к тому, что в настоящий момент требования обеих сторон не могут быть выполнены. Добавим к этому, и отсутствие доверия между сторонами. Как известно, в своем выступлении на ГА ООН Э.Раиси сказал, что обещаниям и обязательствам правительства США нельзя верить. Вряд ли можно считать эти слова признаком стремления нынешнего иранского правительства к реальному переговорному процессу.