- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии протестов в районе Порт-Судана на экспорт южносуданской нефти и инфраструктурные проекты Судана

Министр нефти Судана заявил 25 сентября, что протестующие заблокировали два ключевых нефтепровода в Порт-Судане, главном морском порту на Красном море, из-за мирного соглашения с повстанческими группировками. Предупреждая о «чрезвычайно серьезной ситуации», министр нефти Гадейн Али Обейд заявил AFP, что один трубопровод транспортирует на экспорт нефти из Южного Судана, в то время как другой обеспечивает Судан импортом сырой нефти. По его словам, входы и выходы на экспортном терминале порта были «полностью закрыты» с начала субботы. Хартумский нефтеперерабатывающий завод, который производит топливо для внутреннего потребления, по-прежнему работает в штатном режиме, говорится в заявлении министерства. В нем говорилось, что запасов хватит для нужд страны на срок до десяти дней.  Министр информации Южного Судана Майкл Макуэй Луэт заявил, что протесты, вспыхнувшие 17 сентября, привели к закрытию нефтяных терминалов в Порт-Судане, что привело к нарушению транспортировки сырой нефти. 24 сентября восточносуданская  племенная группа беджа, отвергающая мирное соглашение в Джубе, закрыла дороги, ведущие к морским портам на Красном море. 26 сентября  эта группа заблокировала экспортный терминал сырой нефти «Башайер»,  расположенный в 25 км к югу от Порт-Судана. «С закрытием Порт-Судана мы не в состоянии экспортировать нашу (сырую) нефть, потому что, если мы не будем экспортировать нефть, то окажемся в кризисе», — сказал Макуэй Луэт журналистам в столице Джубе. Южный Судан, не имеющий выхода к морю, рассчитывает на то, что он будет экспортировать свою нефть по трубопроводу через Хартум к побережью Красного моря. По оценкам S&P Global Platts, около 30 000 баррелей в сутки южносуданской нефти поступает ее северному соседу для непосредственного использования. Макуэй Луэт, однако, заявил, что президент Сальва Киир находится в контакте с властями в Хартуме, чтобы помочь выйти из тупика и обеспечить беспрепятственный поток экспортной нефти через ключевой порт. Южный Судан на 98% зависит от доходов от нефти для финансирования бюджетных расходов, но неправильное управление доходами от нефти, внутренний конфликт и пандемия коронавируса повлияли на добычу на северных нефтяных месторождениях, которая упала ниже 300 000 баррелей в сутки.

Напомним, что в прошлом году несколько повстанческих группировок подписали историческое соглашение с переходным правительством Судана, которое пришло к власти вскоре после свержения давнего лидера страны Омара аль-Башира в апреле 2019 года. Но представители племени беджа на обедневшем востоке Судана, где расположен Порт-Судан, раскритиковали это мирное соглашение, заявив, что оно их не представляет. Протесты против сделки, заключенной в октябре 2020 года сотрясли Восточный Судан с прошлой недели. В дополнение к закрытию портов, протестующие беджа перекрыли дороги в знак протеста против того, что они описывают как плохие политические и экономические условия в регионе. Порт-Судан является главным морским портом страны и жизненно важным торговым центром для ее пострадавшей экономики, которая зависит от экспорта нефти, добываемой в Южном Судане. По официальным данным, правительство Судана получает около 25 долларов за каждый баррель нефти, идущей транзитом из Южного Судана. 17 сентября протестующие перекрыли доступ к докам в Порт-Судане. В то время лидер протеста Сайед Абуамна сообщил AFP, что демонстранты также заблокировали «основные контейнерные и нефтяные экспортные терминалы». 23 сентября протестующие заблокировали вход в аэропорт и мост, соединяющий штат Кассала на востоке с остальной частью страны. Беспорядки начались, в то время как Судан борется с глубокими экономическими проблемами, оставшимися после свержения О.аль-Башира, а его трехдесятилетнее авторитарное правление было отмечено длительными санкциями США. Демонстрации также начались через неделю после того, как администрация премьер-министра Абдаллы Хамдока заявила, что предотвратила попытку государственного переворота. Если брать суть этих беспорядков, то в первую очередь речь здесь идет о правилах раздела финансовых активов между центром и с местной племенной элитой. Причем не только нынешних, но и будущих, если мы имеем в виду планы развития Порт-Судана.

Правительство Судана хочет построить два новых порта в дополнение к Порт-Судану, который в настоящее время является единственным международным морским терминалом страны. Проекты все еще находятся на очень ранних стадиях, но иностранные операторы уже пытаются предложить свои услуги. А в самом Порт-Судане вот уже три месяца компания Hamburg Port Consulting работает над сокращением задержек при разгрузке судов.   Заявки на строительство и эксплуатацию двух новых портов на Красном море, а также железнодорожной линии, соединяющей их с Хартумом, начинают накапливаться на столе министра транспорта Миргани Мусы Хамада. По  информации французских экспертов, несколько заявок из Китая, Германии, Катара, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Турции и Великобритании уже поступили в правительство. Все это происходит на фоне конкуренции между китайскими и эмиратскими портовыми операторами в Восточной Африке (Абу-Даби даже разместил специальный международный тендер на исследование портовой активности Китая на Африканском Роге). Этому не мешает тот факт, что Китай является основным пунктом назначения для саудовской и эмиратской нефти, и Пекин строит все больше финансовых и дипломатических союзов со странами Персидского залива. Стремление переходного правительства Судана развивать портовую и железнодорожную инфраструктуру открывает новые перспективы для китайских операторов и их конкурентов из стран Персидского залива. Но планы строительства новых портов на Красном море, лишь малая часть которых была оценена в рамках  просчета капитальных затрат, все еще находятся в зачаточном состоянии. Правительство Судана уже определило Суакин, расположенный в 58 км к югу от Порт-Судана, в качестве места, где оно хотело бы создать перевалочный порт. Ориентировочная стоимость проекта составляет от 3 до 5 млрд долларов. Также был определен второй участок, примерно в 100 км к северу от Порт-Судана, но на этот проект пока не выделен бюджет. Стоимость проекта железнодорожного сообщения оценивается примерно в 2,6 млрд долларов. В Порт-Судане есть терминал массовых грузов и контейнерный терминал. Последний управляется государственной Суданской портовой корпорацией (SPC) с помощью консалтинговой фирмы Hamburg Ports Consulting (HPC), ответвления компании, которая управляет одноименным портом. Из-за своего внешнего долга Судан обязан финансировать свои будущие проекты на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). В стране только что было принято новое законодательство, регулирующее эти вопросы. Правительство приняло решение создать совместный комитет для решения проблемы подачи заявок на портовые проекты. Он объединяет консультантов и технических специалистов из министерств транспорта, финансов, инвестиций и юстиции, а также представителей SPC и Суданской железнодорожной корпорации (SRC). Комитет должен провести свое первое заседание на этой неделе, и ожидается, что тендерные заявки будут объявлены, когда он завершит свою работу.