- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Размышления о президенте Турции Р.Т.Эрдогане, возрождении Османской Империи и создании второго «Исламского государства»

Вступление

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган превратил себя и свою Партию справедливости и развития (ПСР) из оппозиционной партии в наследника «славы» Османов, желающего возродить «Великую Турцию» и вернуть страну на своё законное место за столом великих держав. Это очевидно всем, кроме США, ЕС, НАТО, западных аналитических центров, которые в упор не видят очевидного. Коллективное мнение на обоих берегах Атлантики полагает что президенту Эрдогану, находящемуся на передовой борьбы с «Аль-Каидой» и «Исламским государством» (обе организации запрещены в России) необходимо сдерживать своих исламистских консерваторов и что «возрождение Великой Турции» не более чем  лозунг для их умиротворения.

Абсолютно ясно, что они ошибаются даже больше, чем Збигнев Бжезинский, когда тот летом 1979 года при поддержке тогдашнего госсекретаря Сайруса Венса продавил в Конгрессе США выделение 500 млн долларов на финансирование операции «Циклон» породившей практически все самые радикальные и воинствующие суннитские исламские движения современности  («Талибан», «Аль-Каида», «Боко харам», и т.д.)[i] [1].

Любое радикальное (в том числе исламское) воинствующее движение возникает, развивается и выживает и борется за свою идею (не важно реальную или мнимую) при наличии трёх следующих элементов:

1.Щедрого финансирования;

2.Харизматичных лидеров способных излагать свои идеи в простых коротких лозунгах;

3.Необразованного бедного/бедствующего население недовольного своими правителями.

Абсолютно все современные радикальные (включая признанные террористические) движения были рождены из нищеты харизматическими лидерами обещавшими своим последователям рай на земле если они пойдут за ними. Так возникли все ныне существующие радикальные движения такие как ИГ, «Талибан», «Боко харам», ОУН[ii] [2], АОК[iii] [3], ООП, «Хизбалла», СНА, и т.д.

Эрдоган, будучи харизматичным лидером малообеспеченной части населения турецкой глубинки с почти бездонным кошельком, явно сфокусирован на восстановлении Османской Империи.  Чтобы предпринять реальную попытку воссоздать Османскую Империю ему надо повести за собой большинство турецкого населения. Со времени его знаменитой речи на съезде ПСР в 2012 году[iv] [4] он поставил себе задачу переформатировать турецкое национальное сознание в соответствие с его мечтами и целями.

Битва за церкви

Со времён Мустафы Кемаля Ататюрка все поколения турков воспитывались в светских традициях. Перед Эрдоганом стоит задача переформатирования нации чтобы вернуть политический ислам как доминирующую идеологию. Для достижения этого  Эрдоган предпринял несколько ярких шагов потрясших христианский мир.

10 июля 2020 года Высший административный суд Турции отменил решение правительства от 1934 года превратившего знаменитую стамбульскую мечеть Айя София в музей. Это решение нанесло серьёзный удар по светскому наследству основателя современной Турции Мустафы Кемаля Ататюрка. Почти сразу после этого указом президента право собственности на исторический объект было передано из Министерства культуры в Управление по делам религии (Diyanet), а две недели спустя Эрдоган выступил по телевидению с обращением где он воздал похвалу этому решению и определил его как «второе завоевание Стамбула» и важный шаг на пути освобождения мечети Аль-Акса в Иерусалиме.[v] [5]

Для 175-тысячной христианской общины Турции[vi] [6] это может иметь такое же значение как и захват турками-османами Константинополя в 1453 году и превращение Собора Святой Софии в мечеть.

Построенная в 537 году н.э. византийским императором Юстинианом I, собор Свтой Софии имеет особое место в православии и раннем христианстве.  Это, в частности, объясняет поспешность с которой османские завоеватели перестроили ее в мечеть как акт триумфа над христианством. С 1934 года предпринимались неоднократные попытки перестроить ее обратно в мечеть, но они все были заблокированы широкой общественной оппозицией и государственными органами Турецкой Республики.[vii] [7] «Айя София является одним из основных символов исламского мира и завоевания Стамбула», — заявил в 2014 году лидер Анатолийской молодежной ассоциации, собравший 15 млн подписей за петицию о восстановлении мечетии и добавил: «Без этого завоевание не закончено, а мы должны уважать завоевания султана Мехмета II».[viii] [8]

Неудивительно, что превращение Айя Софии из музея в мечеть была отпразднована с большой помпой. 24 июля 2020 года, в тот же день, когда Эрдоган сделал своё телевизионное обращение, глава Управления по делам религии Али Эрбаш вошел в Айя Софию с зелёным исламским флагом и произнёс проповедь озаглавленную «Айя София: признак завоевания, наша благодарность Великому Завоевателю». С османским мечом в руке Эрбаш, вспомнил эпоху Пророка Мухаммеда «который принёс нам новости о завоевании, сказав  ‘однажды Константинополь падет; велик тот командир и велики его солдаты’».[ix] [9] Эта часть его выступления повторяет мысли раннего ханбалитского имама ас-Саффарини, который сформулировал идею мирового господства ислама в своем классическом труде 1162 года  Lavami al Anvar.

Исламистский журнал  Gercek Hayat magazine, известный своими связями с Эрдоганом,[x] [10] в июльском номере 2020 года пошёл даже дальше в оценке значения превращения Айя Софии в мечеть. В своей редакционной статье журнал выдвинул идею о необходимости и своевременности восстановления халифата. Статья сопровождалась фотографией красного флага халифата и подписью на арабском, турецком и английском «собираемся все за халифат. Если не сейчас, то когда? Если не ты, то кто?».[xi] [11]

Утверждение исламского шовинизма

«Второе завоевание Стамбула»  может быть просто последней по времени демонстрацией исламизма Эрдогана, но это далеко не единственный пример его усилий по разрушению светского наследия Ататюрка и утверждения верховенства ислама над христианством. Так, например, после долгих переговоров в 2018 году об открытии единственной православной семинарии в Хайки (закрытой с конца 1970-х),[xii] [12] глава Управления по делам религии  объявил об открытии нового центра исламских исследований в непосредственной близости от православной семинарии.[xiii] [13]

Православная церковь не могла не заметить символизма этой акции. Это была целенаправленная государственная акция направленная на осложнение способности христианской церкви страны поддерживать и восстанавливать необходимое количество священников; это прямое свидетельство намерения властей запугать и заставить замолчать православных священников.   Это лишний раз было подтверждено депортацией более 50 православных священников в 2018/20 гг. под предлогом того, что они представляют угрозу дл безопасности страны.[xiv] [14] Без иностранных священников, без нормально функционирующей семинарии будущее православия в Турции весьма туманно. Это осложняется еще и тем, что получение разрешения на обучение турецкими гражданами весьма затруднено. Это делает получение православного духовного образования турецкими гражданами проблематичным.

Ещё одним примером попыток утвердить верховенство ислама в стиле конвертации Айя Софии было превращение  в 2019 году музея Карие, бывшей церкви Христа Спасителя в монастыре Хора, в мечеть. Результатом этого неизбежно будет уничтожение византийских мозаик и фресок возрастом в полторы тысячи лет, считающихся одним из основных сохранившихся артефактов Византийской Империи.[xv] [15] Эти фрески были восстановлены в 1958 году после почти 20 лет реставрационных работ[xvi] [16].

Выбор этой церкви был обусловлен открыто христианскими темами фресок и мозаик, которые были «самой популярной темой для изображения на стенной живописи важных храмов Византийского мира».[xvii] [17] На них изображены излечение слепого в Йерихоне, превращение воды в вино, рождение Марии, апостол Пётр с ключами от рая, Архангел Гавриил и Мария, и король Ирод допрашивающий раввинов в месте рождения Христа. [xviii] [18]  В стране где сложно купить библию, фресковая живопись изображающая библейские истории считается угрозой верховенству ислама, которую надо немедленно устранить и выкорчевать христианские корни из Анатолии.

Ещё одним актом исламского шовинизма является открытие Эрдоганом инаугурации мечети Камлика. Мечеть площадью в 15 000 кв. м построена в азиатской части Босфора; 4 из 6 минаретов символизируют победу турок-сельджуков над византийцами в битве при Манзикерте в 1071 году и пленения византийского императора.[xix] [19] Легенда гласит, что после пленения императора Романа IV Диогена, султан Алп Арслан наступил ему на горло и заставил поцеловать землю перед сдачей анатолийских городов Антиоха, Эдессы, Хераполиса и Манзикерта. Многие историки считают потери этих территорий прелюдией к туркизации Анатолии и падению Константинополя.[xx] [20]

Борьба за молодые умы

Основную часть бойцов и активистов радикальных движений составляют молодые люди (и женщины, которых часто используют как террористок-смертниц). Ни для кого не секрет, что молодые поколения гораздо менее религиозны, чем их предки.[xxi] [21] Отсюда следует, что просто исламизация не сработает в деле реформатирования нации. Распространение идей исламского шовинизма только посредством громких религиозных акций должна быть подкреплена более современными  способами.

Следуя ленинскому постулату о том, что  «кино является самым важным из искусств»[xxii] [22] режим Эрдогана  профинансировал и способствует распространению во всем мире нескольких высококачественных сериалов объединённых идеями: «Турции должна отомстить» и  «Турция имеет божественное право править миром». Отличным примером является очень популярный телевизионный сериал  Resurrection: Ertuğrul, шедший на турецком ТВ в течение 5 лет и основанный на жизни Эртигюла Гази, отца первого султана Османской Империи Османа I. Основной темой сериала является турецкая кампания против Византии и крестоносцев в Анатолии, показанная как благородная героическая  война против жестоких и аморальных  христианских угнетателей. Автор сериала Мехмет Боздаг известен своими исламистскими документальными фильмами и передачами.   Resurrection: Ertuğrul, и его два сиквела до сентября 2021 года распространялись через платформу Нетфликс, объявившей что она снимает все три сериала в августе 2021 года[xxiii] [23]. Христиане изображены в этом сериале как аморальные жестокие завоеватели опустошающие турецкую землю, вырезающие турок, чтобы уничтожить всех мусульман.

Все три сериала не были обделены вниманием администрации президента Р.Т.Эрдогана. В июле 2015 года Эрдоган лично посетил место съемки Resurrection: Ertuğrul  и разместил видео о посещении на своём официальном сайте.[xxiv] [24] Эрдоган уволил знаменитого ведущего телевизионного шоу после того как он попытался пошутить на тему Resurrection: Ertuğrul . Эрдоган счёл нужным сделать заявление  в поддержку сериала заявив что «пока львы не начнут писать свои истории, охотники на них останутся героями».[xxv] [25]

Resurrection: Ertuğrul следует подстрекательским идеям Эрдогана о «жестокой борьбе креста и полумесяца» в которой у Турции «уникальная миссия как у наследницы великой империи: нации основанной сильными,  смелыми и мудрыми людьми».[xxvi] [26] Эти сериалы к концу 2020 года набрали 2.9 млн подписчиков только на Ютьюбе, где их посмотрело 515 млн человек.

Другие СМИ контролируемые правительством используются (особенно после неудачной попытки госпереворота в 2016 году) для активного распространения постулата о том, что Турция окружена внешними и внутренними врагами. При этом активно эксплуатируется  ненависть к  христианам, а христианские церкви изображаются как рассадник терроризма. Правительство закрыло глаза на антихристианскую кампанию ненависти и игнорировало жалобы христиан.[xxvii] [27]

В своём майском номере за 2020 год журнал Gercek Hayat magazine опубликовал 176 страничное специальное приложение с журналистским расследованием обвинившим трёх видных немусульманских религиозных деятелей: Патриарха Православной Церкви, Главного Раввина Турции и Константинопольского Патриарха Армянской Церкви в организации попытки госпереворота 2016 года и связями с запрещённой организацией Фетхуллаха Гюлена.[xxviii] [28]

Собственная риторика Эрдогана становится все более антихристианской и исламско-шовинистической. Он, например,  обвинил М.К.Ататюрка в попытке навязать туркам христианство, что для турков является анафемой. С точки зрения Эрдогана «христианизация» распространяется не только на территорию Турции но и на территории исчезнувшей Османской Империи. Он сформулировал этот постулат следующим образом:

«Те, кто полагает, что мы вычеркнули из памяти те земли, которые мы в слезах оставили 100 лет назад, заблуждаются. При каждом удобном случае мы повторяем, что Сирия, Ирак и другие земли на карте наших сердец стоят там же и где наша Родина. Мы боремся за то, чтобы чужой флаг не развевался нигде где слышен азан. То, что мы достигли бледнеет на фоне того, что мы планируем и атак которые мы намереваемся провести в будущем с божьей помощью, иншалла».[xxix] [29]

Эта так называемая  «борьба» с «флагом христианства» на землях мусульманской Османской Империи  стала стандартным лозунгом неоосманских митингах после попытки госпереворота в 2016 году. Похожие формулировки были использованы правительством для полуторагодового заключения американского пастора Андрю Брансона в 2016-2018 гг., которого Эрдоган безуспешно пытался обменять на Ф.Гюлена, живущего в США. Эрдоган убеждён, что Гюлен являлся главной силой организовавшей попытку госпереворота летом 2016 года.[xxx] [30] После провала переговоров,  наложения американских санкций на двух старших должностных лиц ответственных за дело Брансона и удвоения тарифов на турецкую сталь, Эрдоган осудил эти действия и предупредил об экономической войне против стран «не знающих ни законов ни границ». [xxxi] [31] В пику США турецкое правительство передало дело Брансона в суд. Используя показания анонимных свидетелей обвинявших пастора в «христинизационной деятельности» направленной на дестабилизацию Турции,  [xxxii] [32] формула обвинительного заключения предусматривала тюремное заключение на срок до 35 лет.  Несмотря на обвинения в пособничестве терроризму, Брансон был осуждён на реально отбытый им в заключении срок и выдворен из страны. Это явное свидетельство религиозно-политической природы этой истории. Учитывая характер Эрдогана можно с большой долей вероятности предположить, что решение о закупке С-400 у России было во многом продиктовано обидой Эрдогана на США на отказ обменять Брансона на Гюлена.

Выводы

Широкое использование османской завоевательской символики, превращение христианских храмов в мечети, а также в открытие новых мечетей свидетельствует о твёрдом решении Эрдогана реализовать свои неоосманские амбиции, включая полный отказ от светского наследия Ататюрка и полное уничтожение немусульманских общин Турции. Вместо подавления вспышки антихристианских  настроений в течение 5 лет перед неудачным госпереворотом 2016 года, правительство систематически подливало масло в огонь продвигая политику исламского шовинизма и посредством публичных мероприятий прославляющих османское наследие через средства массовой информации и социальные сети. Открытая поддержка и помощь джихадистам в Сирии, Ливии, Афганистане и Ираке, также в немалой степени способствовали распространению этих идей. Это сочетается с постоянным угнетением и преследованием видных деятелей немусульманских общин, которым остаётся выбор между плохим (эмиграция или подчинение и смирение с поражением в правах) и очень плохим (уничтожение или принятие ислама в надежде интегрироваться в турецкое общество).

Все это подготовило почву для радикализации турецкого общества и принятия им ИГ, «Братьев-Мусульман», «Талибана», «Аль-Каиды» и др. как своих духовных братьев. На этом фоне поздравление «Талибану» в связи с захватом власти в Афганистане является логическим шагом для президента Р.Т.Эрдогана который в своём поздравлении отметил что «Турция не имеет ничего против идеологии «Талибана» и поскольку у нас нет конфликта с верой «Талибана», я верю, что мы можем обсуждать и согласовать с ними все наши вопросы».[xxxiii] [33]

Он в зародыше подавляет любую оппозицию или критику себя или своей семьи и критику турецкой помощи вооруженной оппозиции в Сирии и «Талибану» в Афганистане. Прямым результатом последовательной кампании по внедрению неоосманской идеологии и мечты о  всемирном халифате является превращение Турции в одно из основных мест по вербовке, подготовке и лечению (одним из центров которого является госпиталь принадлежащий семье Эрдогана) для сторонников разнообразных джихадистких движений в Ливии, Нигерии, Сирии, Афганистане, Мали, Йемене, Египте и многих других странах. Также как и пакистанская Межведомственная  разведка ISI, турецкая Национальная разведывательная организация MIT играет важную роль в подготовке, снабжении и доставке боевиков туда, где они нужны.

После взятия Кабула «Талибан» объявил, что считает Турцию союзником а не врагом явно услышав слова Эрдогана заявившего о том, что он разделает идеологию «Талибана».

20 июля 2021 года Эрдоган заявил, что его правительство будет вести переговоры с «Талибаном», которому гораздо более комфортно переговариваться с Турцией нежели с США.  За день до этого Эрдоган объявил, что у Турции есть планы на Афганистан в эру «Талибана» и добавил что «»Талибан» прекрасно знает позицию турецкого правительства».

Талибы в лучших восточных традициях в ответ на заявление Эрдогана устами сына основателя «Талибана» муллы Омара муллы Мохаммада Якуба заявил турецкому ТВ, что они расценивают Турцию как союзника и будут рады работать с братьями.

Высокопоставленные турецкие чиновники (включая делегации МО Турции и MIT) уже несколько раз посещали Кабул после его захвата «Талибаном». Ещё 11 августа 2021 года Эрдоган в интервью турецкому ТВ заявил, что:  «Наши соответствующие органы плотно работали в Афганистане и провели ряд встреч. Может я смогу даже принять руководителя «Талибана» в Турции.«[xxxiv] [34] Не только слова Эрдогана, но и действия турецких властей дают уверенность «Талибану» и другим джихадистам в том что Турция сможет помочь в распространении джихадизма по всему миру, хотя и в более изощренной и скрытной форме.

В сочетании с усилением турецко-азербайджанских отношений и признанием Пакистана своей роли в захвате «Талибаном» власти в Афганистане глобальный джихад получил новую поддержку в своей борьбе за создание халифата и кажется приобрёл территорию за которую никто в обозримом будущем воевать не будет, выполнив таким образом предсказание лидера ИГ Абу Бакра аль-Багдади сделанное им в ответе на письмо лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири сделанное в 2013 году[xxxv] [35] и получив практически неограниченный источник хорошо подготовленных боевиков готовых умереть за победу ислама.

Остальной мир похоже замер в напрасной надежде, что Эрдоган и его новые друзья в своей «святой битве» не высадятся на пляжах Афона и Халкидики  в своём крестовом походе против неверных и еретиков. Пребывающий в самообмане западный мир уже подвергся разгромным набегам турок-сельджуков и турок-османов в ХI и XV веках. Немусульманский мир может только надеяться, что у Эрдогана и его друзей в какой то момент пропадёт запал и исчезнет желание реализовать их панисламистские мечты. Экономические проблемы правительств в Турции, Пакистане и Афганистане едва ли станут надёжным препятствием на пути реализации мечты о всемирном халифате. Примеры Ливии и Сирии убедительно демонстрируют готовность Эрдогана пойти до конца в  реализации своей  мечты.

[i] [36] Описание операции «Циклон» и причин поддержки США исламистских движений в регионе AFPAC, см. Cyrus Vance, Hard choices: Critical years in America’s foreign policy, Simon and Schuster, 1983.

[ii] [37] Хорошее описание истории возникновения украинского национализма содержится в Георгий Санников  (на английском), A Big Hunt. A memoir of a participant: The struggle with the armed underground of Organisation of Ukrainian Nationalists  in Western Ukraine. — Moscow, Printed Traditions, 2008г. ISBN 978-5-91561-021-6 [38]

[iii] [39] Краткое описание истории возникновения Армии освобождения Косово содержится в:  https://balkania.tripod.com/resources/terrorism/kla-drugs.html

[iv] [40] https://www.al-monitor.com/originals/2014/08/turkey-akp-davutoglu-erdogan-manifest-akyol.html

[v] [41] Raul Redondo, «The Islamic Reconquest of Istanbul [42],» Atalyar (Madrid), July 13, 2020.

[vi] [43] «Turkey [44],» Open Doors USA, Santa Ana, 14 July, 2020.

[vii] [45] Efrat Aviv, «Erdoğan’s ‘Holy Wisdom’—Why He Is Converting Hagia Sophia into a Mosque,» BESA Center Perspectives Paper, Bar-Ilan University, Ramat Gan, no. 1,646, 16 July 2020

[viii] [46] Reuters, 30 May 2014

[ix] [47] The Siaset Daily (Telangana, India), July 24, 2020 [48]; Giulio Meotti, «Turkey’s Hagia Sophia: It’s Like If St. Peter’s Had Been Turned into a Mosque [49],» Gatestone Institute, July 12, 2020

[x] [50] Gersek Hayat,» Albayrak Medya Grubu (Istanbul), 4 января  2018; Ahval News (Cyprus [51]), 13 May 2020

[xi] [52] Middle East Eye (London), 28 July 2020

[xii] [53]  «Greece-Turkey Relations Could Be Improved by Reopening a Historic Seminary [54],» The Economist, 15 February, 2019 [55]; Orthodox Times (New York), 6 July 2020

[xiii] [56] Kathimerini (Athens), 8 September 2020.

[xiv] [57] Jill Nelson, «Turkey Erases the Hagia Sophia’s Christian History,» [58] The World and Everything in It, podcast, 16 July, 2020.

[xv] [59] Asia News (Bangkok), 11 June 2019

[xvi] [60] https://moystambul.ru/muzej-karie/#i

[xvii] [61] Alexander Von Millingen, Byzantine Churches in Constantinople: Their History and Architecture [62] (London: Macmillan and Company, 1970), p.327

[xviii] [63] Ibid

[xix] [64] TRT World TV (Istanbul), 3 May 2019

[xx] [65] История Востока: В шести томах. Восток в средние века. — М.: Восточная литература, 1995. — с. 271.

[xxi] [66] https://www.pewforum.org/2018/06/13/young-adults-around-the-world-are-less-religious-by-several-measures/

[xxii] [67]Г. М. Болтянский «Ленин и кино». — М.: Л., 1925 — с.19

[xxiii] [68] https://www.siasat.com/ertugrul-to-be-removed-from-netflix-see-how-fans-are-reacting-2184116/

[xxiv] [69] President Erdoğan Visits Set of Dirilis Ertuğrul,» Presidency of the Republic of Turkey, Ankara,6 July 2015

[xxv] [70] Erdoğan: We Will Write Our Glorious History the Way It Was [71],» Turkish Minute(Hamburg), 19 May, 2017

[xxvi] [72] William Armstrong, «What a TV Series Tells Us about Erdogan’s Turkey,» [73] The New York Times, 14 May, 2017

[xxvii] [74] 2017 Human Rights Violation Report [75],» Association of Protestant Churches, Izmir, 30 January 2018

[xxviii] [76] «Turkish Christians Targeted in Hate Speech,» [77] Persecution.org, 12 May, 2020

[xxix] [78] Vasileios Meichanetsidis, «Turkey’s Jihad in Syria [79],» Greek City Times (Sydney), 17 March 2020

[xxx] [80] The New York Times, 1 August 2018

[xxxi] [81] Reuters, 10 August 2018

[xxxii] [82] Open Doors USA, 20 June 2018

[xxxiii] [83] https://www.youtube.com/watch?v=9WoGGmEc330

[xxxiv] [84] https://www.bloomberg.com/news/articles/2021-08-11/turkey-s-erdogan-says-he-may-receive-taliban-leader-for-talks

[xxxv] [85] Ответ аль-Багдади на письмо аз-Завахири, датированное скорее всего второй половиной ноября 2013 года, личный архив автора. Текст цитировался и публиковался в нескольких выпусках журнала Inspire в 2014 июле 2015 годах.