- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О гуманитарных потребностях Сирии: сентябрь 2021 г.

В 2021 году в Сирии наблюдается серьезный рост гуманитарных потребностей, который отбрасывает достигнутый в последнее время и активно транслируемый в информационном поле прогресс по налаживанию социально-экономического положения местного населения. К такому заключению пришел спецпредставитель Генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам М.Гриффитс, побывавший накануне в Дамаске с первым официальным визитом в новом качестве.

Гуманитарный координатор ООН привел неутешительные цифры о росте числа нуждающихся в гуманитарном содействии до 13.4 млн человек, что на 21% выше уровня 2020 года. Этот беспрецедентный за последние годы рост числа нуждающихся вновь возвращает Сирию к масштабам гуманитарного бедствия начала 2017 года. Выступая в середине сентября с.г. перед членами Совета Безопасности ООН М.Гриффитс заявил, что реальное положение населения в Сирии гораздо «печальнее» тех цифр и данных, которые приводят официальные отчеты. Особенно срочной и безотлагательной, по его словам, является доставка помощи в контролируемую оппозицией сирийскую провинцию Идлиб, где в последние месяцы вновь растет напряженность и активизируются прямые вооруженные столкновения между протурецкими боевиками и сирийской армией. Позитивным стал факт недавнего налаживания устойчивых поставок в Идлиб по линии Всемирной продовольственной программы ООН (ВВП) продовольственной помощи по согласованному Советом Безопасности ООН логистическому коридору через Алеппо. В сентябре ВПП ООН смогла впервые с 2017 года доставить продовольственные пайки по новому маршруту на северо-запад Сирии для содействия 50 тысячам сирийцев в провинции Идлиб. Этот новый «линейный» гуманитарный коридор был согласован через принятие новой резолюции ООН 2585 в июле 2021 года. В планах гуманитарной миссии ООН использовать эту новую логистическую цепочку под эгидой ВПП для расширения ассортимента и объемов поставок различных грузов гуманитарного характера в Идлиб, что может в перспективе стать важной альтернативой кросс-граничному маршруту гуманитарных поставок в Идлиб через сирийско-турецкую границу.

По данным экспертов ООН, план гуманитарного реагирования ООНв Сирии в 2021 году является на сегодняшний день самым масштабным в мире – его бюджет составляет 4.2 млрд долларов США. В то же время реальная планка финансирования этого плана остается рекордно низкой – за 9 месяцев года он обеспечен лишь на 27%, и даже в случае наращивания донорских поступлений в оставшиеся месяцы 2021 года будет чрезвычайно сложным обеспечить растущие гуманитарные потребности.

Нехватка финансирования не позволяет международным организациям инвестировать в превентивные стратегии и в меры по укреплению устойчивости местных общин, малых и средних предприятий. Думается, именно такие меры чрезвычайно важны, чтобы предотвратить дальнейшее разрастание гуманитарного кризиса, однако ресурсов на их реализацию недостаточно. В ближайшие месяцы, как прогнозируют в ООН, сирийское население продолжит существовать в условиях крайней нищеты. На это воздействует в том числе факт сохранения в Сирии большой сети лагерей и временных поселений для беженцев, которые остаются переполненными и продолжают увеличиваться в размерах. Именно эти места пребывания сирийских беженцев остаются наиболее опасными с точки зрения насилия и нарушения прав гражданского населения – там практикуются разбои, изнасилования, незаконное использование детского труда.

Отдельно следует отметить возрастающее негативное воздействие пандемии коронавируса на рост гуманитарных потребностей в Сирии.. В частности, неспособность властей наладить быстрый и эффективный переход к онлайн обучению вкупе с ограничительными мерами привели к сворачиванию работы многих учебных заведений. Особенно острая ситуация складывается на северо-западе страны, где резкий рост числа заболевших коронавирусом вынуждает правительство принимать жесткие меры и закрывать школы. Уровень вакцинации в целом по Сирии не превышает 2%, что не предполагает эффективных решений по купированию пандемии в обозримой перспективе.

Другим побочным эффектом пандемии, помимо закрытия школ, является ограничение доступа уязвимых слоев населения, особенно пожилых, кормящих матерей и людей с ограниченными возможностями, к ключевым базовым социальным услугам, включая здравоохранение.

Также в общенациональных масштабах наблюдается ухудшение доступа населения к чистой питьевой воде, санитарно-гигиеническим средствам, медицинским учреждениям. Водный кризис в значительной степени спровоцирован сильнейшей в этом году засухой, которая привела к перебоям с поставками пресной воды для орошения и ведения сельского хозяйства, а также для обеспечения работы гидроэлектростанций во многих регионах страны. Особенно сильно этот кризис ощущается в контролируемых курдами северо-восточных регионах страны.

Наконец, дополнительным фактором ухудшения гуманитарной ситуации явился новый всплеск вооруженного конфликта и напряженности в южной провинции Дераа. В частности, там активизация конфликта привела к угрозе ограничения гуманитарного доступа для 36 тысяч временно переселенных сирийцев. Несмотря на достигнутое сторонами временное перемирие, ситуация остается крайне сложной и гуманитарные нужды острыми.

В то же время, несмотря на рост гуманитарных потребностей и существенные проблемы с финансированием операций ООН в Сирии, позиция ведущих западных доноров в отношении Дамаска остается неизменной. Этим объясняются недавние алармистские заявления высоких чиновников ООН, которые бьют тревогу и призывают доноров выполнять свои гуманитарные обязательства. В то же время ведущие западные доноры продолжают настаивать на том, что поддержка долгосрочных проектов по экономической реконструкции страны и снятие санкций с Дамаска станут возможными только после того, как последний приступит к политической реформе согласно заключенным ранее международным договоренностям.