- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские СМИ о выступлении премьер-министра Н.Беннета на Генеральной Ассамблее ООН

Премьер-министр Израиля Нафтали Беннет выступил на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая проходит в эти дни в Нью-Йорке.

В отличие от Нетаньяху, для которого подобные выступления были инструментом внутренней политики, служившие по большей части его личным интересам, а не интересам государства, Беннет готовил свою речь как выступление серьезного государственного деятеля.  Он позаботился о том, чтобы журналисты заранее узнали о направленности его будущей речи, дав понять, что выступление обойдется без различных уловок типа плакатов и секретных папок из иранских архивов, как любил это делать его предшественник.

Беннет сказал после приземления в Нью-Йорке, что целью его выступления будет «рассказать историю Израиля всему миру». Он пообещал, что сделает это достойно, «как выступают большинство мировых лидеров».

«Каждый год с наступлением осени граждане Израиля нетерпеливо ждали, какой еще трюк готовит “фокусник” Биньямин Нетаньяху в своем выступлении в ООН. Но все – больше фокусов там не будет», — написал перед выступлением Беннета на Генассамблее ООН ведущий политический обозреватель газеты  «Едиот ахронот»  Нахум Барнеа.

Оценивая заранее известное содержание речи  Беннета Барнеа пишет о том, как и в выступлениях Нетаньяху премьер-министр старается  представить израильские достижения в качестве победного нарратива, а также представит мирные инициативы израильского правительства. Однако, по мнению автора, главное отличие состоит в том, что Беннет не предпринимает попытки выставлять Израиль жертвой. «Фирменным приемом Нетаньяху в выступлениях с трибуны ООН были постоянные уверения, что Израиль находится на пороге второго Холокоста, окружен врагами, мечтающими уничтожить еврейское государство, и антисемитами, желающими евреям только зла. Беннет менее силен в апокалиптической риторике и не будет даже пытаться обойти в этом Нетаньяху на повороте», — пишет обозреватель.

Другой обозреватель  газеты  «Едиот ахронот»  Надав Эяль детально проанализировал речь израильского премьер-министра сразу после его выступления.

Автор оценивает первую речь Беннета на Генассамблее ООН как удачную и сбалансированную. «Его английский с американским акцентом и израильскими оттенками был очень уместен. В речи было и еще кое-что не менее важное: она была политически весомой, масштабной. Такими свойствами зачастую обладали речи Нетаньяху. А у Беннета до недавнего времени в заявлениях на английском этой весомости не хватало. Но теперь она обозначилась», — считает Эяль.

 

Автор пишет, что нападки на Иран в речи Беннета были понятны, как и ожидаемые разоблачения («мы знаем, что не только Иран обладает ударными беспилотниками»). Но что еще важнее — это завуалированная угроза реального военного удара со стороны Израиля, которая просматривалась в выступлении израильского премьер-министра.

«Беннет, конечно же, понимает, что решение об атаке на иранские объекты целиком и полностью зависит от успеха или провала переговоров по новой ядерной сделке. Если она провалится — возникнет возможность для удара. Если же соглашение будет подписано, Израиль не сможет действовать вопреки позиции США», — пишет Эяль.

Обозреватель уверен, что целью выступления израильского премьера было продемонстрировать «обратный отсчет» и постоянную угрозу со стороны Израиля. Однако он отмечает, что публичные упоминания военного варианта решения ситуации, в сущности, обслуживают американские интересы.

«На этом фоне резко выделялось полное отсутствие упоминаний о палестинской проблеме. Но оно, несомненно, работало на внутриполитические интересы Беннета. Он явно хочет, чтобы СМИ отметили этот момент, что станет доказательством последовательности его позиции и верности принципам правого лагеря», — отмечает Эяль.

В целом, по мнению автора,  изображаемая картина глобальных изменений в международной политике Израиля после завершения эпохи Нетаньяху не очень отражает действительность. «Возмездие Ирану упоминалось более 30 раз, но о секторе Газы, гораздо более насущной с точки зрения внешней политики Израиля проблеме, было сказано лишь однажды».

Эяль также обращает внимание на то, что на протяжении своей  речи Беннет неоднократно предпринимал попытки продемонстрировать некую «инновационную израильскую модель2 по целому ряду вопросов, наиболее важный из которых — формирование правительства.

Однако, по мнению эксперта самый заметный авантюрный элемент речи Беннета, — акцентирование внимания на политике его правительства в борьбе с эпидемией коронавируса. Именно этот момент вызвал шквал критики внутри Израиля.

Так, например, обозреватель издания The Jerusalem Post  Мааян Яффе-Хоффман в своей публикации открыто обвиняет Беннета во лжи.

«Премьер-министр Нафтали Беннет рассказал идеальную сказку о COVID-19 во время своего выступления перед лидерами Организации Объединенных Наций», — пишет Яффе-Хоффман.

Она отмечает, что израильская система здравоохранения  на грани краха, в некоторых случаях больницы не в состоянии оказать даже первую помощь более чем 600 серьезным пациентам с COVID-19. «Медицинский персонал страдает от посттравматического стресса и истощения. И не хватает ни аппаратов для ЭКМО сердце-легкие, ни людей, обученных с ними работать», — сказано в материале.

Обозреватель издания «Гаарец2 Ноа Ландау считает, что главной целью выступления Беннета было доказать гражданам Израиля и самому себе, что он может выступать не хуже Нетаньяху, «и потому он свалился в собственноручно вырытую яму сравнений».

Автор считает, что для того чтобы уйти от преследования тени Нетаньяху, Беннету стоило бы самому послушать собственную речь. «Продолжать движение по инерции – это самый легкий выбор, но есть моменты, когда лидеры должны взяться за руль и за мгновение до падения в пропасть, невзирая на критику, вывезти свое государство в безопасное место», – заявил Беннет, имея в виду создание своего правительства, которое он назвал «самым неоднородным в истории Израиля».

«По случайному совпадению, слово “инерция” наилучшим образом определяет содержание его речи. От начала до конца это был набор самых распространенных израильских штампов: Израиль – единственная демократия на Ближнем Востоке, ни слова о палестинцах и много слов об Иране. В речи Беннета не оказалось ничего, что не мог бы сказать Нетаньяху. Все то же самое, за исключением инфантильных наглядных пособий, которым Беннет обещал не пользоваться и это обещание сдержал», — пишет Ландау.

Обозреватель уверенна, что Беннет является заложником того самого легкого выбора, о котором он говорил на Генеральной Ассамблее ООН, и все еще не взялся за руль. «Да, его стиль выглядит свежее и привлекательнее, его речи не полны бесчисленных обвинений, и это не так уж мало. Но политика Беннета на главных направлениях ничем не отличается от той, которую проводил Нетаньяху». Она считает, что речь, произнесенная им в Нью-Йорке, подчеркнула это с особой силой.

В заключении она пишет о том, что лидер, который действительно хочет «невзирая на критику, вывезти свое государство в безопасное место», должен рискнуть заняться пересмотром основных национальных парадигм и прежде всего прекратить прятать голову в песок и делать вид, как во время выступления в ООН, что никаких палестинцев ни внутри Израиля, ни за его пределами, не существует.