- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов развития военно-технического сотрудничества Украины с Турцией

В условиях системного экономического кризиса, последовавшего за разрывом экономических отношений с РФ, военно-политическое руководство Украины окончательно прекратило финансирование предприятий судостроительного сектора национального ОПК, что привело  отрасль к упаду. К настоящему моменту судостроительные заводы Украины способны только на создание патрульных катеров водоизмещением не более 50 тонн.

С учетом амбиций нынешнего президента Украины В.А.Зеленского по противостоянию «российской агрессии» единственным вариантом восстановления нескольких секторов национального ОПК стало подписание целого пакета соглашений и контрактов с ОПК Турецкой Республики, что стало возможным благодаря благосклонному настрою турецкого президента  Реджепа Тайипа Эрдогана, который открыто занимает «проукраинскую позицию» в вопросе территориальной принадлежности полуострова Крым.

Благодаря достигнутым договоренностям, основанным на общей антироссийской риторике, военно-политическое руководство Украины получило возможность приобретать вооружение и военную технику (ВВТ) турецкого производства на особых условиях.

Достоверно известно, что в рамках совместных проектов между предприятиями ОПК двух стран украинские специалисты создают в интересах ВС ТР новые образцы техники, а также организуют серийный выпуск двигателей для вертолетов, беспилотных летательных аппаратов, истребителей, транспортных самолетов, основных боевых танков и надводных кораблей. В свою очередь турецкие оружейники поставляют для ВС Украины готовый продукт – боевую технику, а также содействуют получению контрактов на ремонт ВВТ советского производства, которое находится в эксплуатации 80 стран.

Ярчайшим примером военно-технического сотрудничества Киева и Анкары является контракт между ВМС Украины и турецкой кораблестроительной компанией STM (подписан в декабре 2020 г.) на постройку 2 корветов проекта ADA, при стоимости одного корабля в 236 млн долл. США.

Достоверно известно, что первый корвет будет построен на Стамбульском судостроительном заводе (церемония закладки килевой части корабля состоялась 7 сентября 2021 г.), а второй корпус полностью построят на ССЗ «Океан» в г.Николаев.

В отношении  корветов  проекта ADA известно, что турецкие кораблестроители в качестве основы выбрали аналогичные корабли проекта МЕКО А-100 немецкой постройки

По данным китайских источников, первый корвет будет дислоцирован на Черном море, а второй корабль направят на Азовское море. Вполне вероятно, что ВМС Украины приобретут 5 корветов проекта ADA, поскольку судостроительный комплекс страны находится в удручающем состоянии и не способен реализовать проект корвета 52850.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических  указывают, что корветы проекта ADA для ВМС Украины будут частично оснащены вооружением украинского производства. В качестве основного средства борьбы с надводными кораблями противника будут применяться дозвуковые противокорабельные ракеты Р-360 «Нептун» (предусмотрено размещение в 2 наклонных счетверенных установках). Данные ракеты разработаны на основе советских ракет Х-35.

Благодаря нескольким образцам Х-35 и полному комплекту конструкторской документации специалистам украинского ГККБ «Луч»  удалось в инициативном порядке разработать ракету Р-360. По данным китайских источников, руководство ГККБ «Луч» санкционировало работу по данной ракете даже при отсутствии заинтересованности военно-политического руководства Украины в подобном образце вооружения.

Известно, что специалисты предприятия «Мотор Сич» работают над новым двигателем для Р-360 «Нептун» для повышения скорости полета. В настоящее время рассматриваемые ПКР комплектуют двигателем МС-400.

По данным китайских источников, специалисты ОПК Украины ведут работу над более мощным двигателем МС-500В-2, который позволит ракете развивать высокую дозвуковую скорость – 0,95МАХ и достигать цели на дальности около 500 км.

Кроме того, украинская версия корвета проекта ADA будет отличаться схемой силовой установки , которая в оригинале  составлена из двух дизельных двигателей MTU 16V595TE90 (пр-во Германия) и одного газотурбинного двигателя LM-2500 (пр-во США) – последний обеспечивает развитие максимальной скорости.

В настоящее время в условиях осложнения отношений между Анкарой и Берлином, а также Вашингтоном на высшем военно-политическом уровне турецкие кораблестроители лишены возможности приобретения как дизельных двигателей немецкого производства, так и американских ГТД.

В этой ситуации реализация серийного строительства корветов рассматриваемого проекта практически невозможна, однако специалисты украинского   государственного предприятия «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря» – «Машпроект» предложили вариант решения данной проблемы путем оснащения кораблей газотурбинными установками разной мощности как для обеспечения экономической скорости – 15 узлов, так и развития максимальной проектной скорости – 29 узлов.

Кроме ракетного вооружения, корветы ADA ВМС Украины планируется оснащать системами радиоэлектронной борьбы национальной разработки. Вполне вероятно, что украинские разработчики интегрируют в электронную схему корабля новые РЛС с АФАР национального производства, работа над которыми ведется на профильных предприятиях с соблюдением мер секретности.

Также известно, о намерении украинской стороны базировать на данных кораблях противолодочные вертолеты Ми-2МСБ.

Следует отметить, что оборонный бюджет Украины не позволяет осуществлять закупки таких кораблей при условии полной выплаты стоимости. Скорее всего, украинская сторона достигла с турецкими кораблестроителями понимания о неких особых условиях оплаты.

По данным китайских источников, украинское предприятие «Научно-производственный комплекс газотурбостроения «Зоря» – «Машпроект» выполнит разработку и обеспечит производство новых ГТУ для перспективных фрегатов проекта «Стамбул» ВМС Турции, а украинские металлурги восстановят производственные мощности, которые были задействованы при выплавке корпусной стали недостроенного атомного авианосца «Ульяновск».

Подобный металл необходим турецким судостроителям для выполнения задачи по созданию полноценного авианосного флота, которая поставлена президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

В дополнение к вышесказанному отметим нацеленность предприятий ОПК Турции на результативное сотрудничество с украинскими коллегами, что обусловлено не только запасом разработок, доставшимся со времен СССР, но и творческим потенциалом молодых специалистов ОПК Украины. Кроме того, благодаря минимальным инвестициям в оборонную промышленность Украины у  турецкой стороны появиться реальный инструмент для конкурентной борьбы с ОПК РФ и КНР на международном рынке вооружений.