- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Американские эксперты о проблемах для Индии, которые создал захват талибами власти в Афганистане

Как полагают американские эксперты, захват талибами Афганистана создал политические, экономические проблемы и проблемы в области безопасности для Индии. Стратегия Нью-Дели в среднесрочной перспективе будет сосредоточена на сохранении определенной степени политического взаимодействия с Кабулом, в то же время с активизацией контактов с такими странами, как Россия и Иран, в рамках оказания положительного для себя влияния  на региональные события и попыток минимизации  рисков эскалации терроризма. Расположенный между региональными соперниками Китаем и Пакистаном, Афганистан имеет большое стратегическое значение для Индии. Отношения Индии с Афганистаном также определяют во многом  достижение ее национальных целей в области безопасности и экономики в регионе. Для Нью-Дели влияние в Афганистане посредством тесного взаимодействия с бывшим  правительством Ашрафа Гани помогло в серьезной степени сдерживать  основного конкурента и регионального противника Индии в лице Пакистана. За последние 20 лет Индия накопила крупный стратегический капитал за счет инвестиций в развитие и связей в Афганистане. Экономически Афганистан также стал важным узлом для содействия торговле Индии и ее связям с Западной и Центральной Азией. Но сейчас, с приходом к власти «Талибана», весь потенциал «мягкой силы», которую Нью-Дели годами наращивал в Афганистане, теперь висит на волоске. Афганистан является важной частью Международного транспортного коридора Север-Юг, представляющего собой многорежимную сеть протяженностью около 4500 миль, состоящую из морских, железнодорожных и автомобильных маршрутов для перевозки грузов между Индией, Ираном, Афганистаном, Азербайджаном и Россией, а также Центральной Азией и Европой в более широком смысле. Предполагалось также, что Афганистан станет ключевым узлом для транспортировки товаров из Индии в Центральную Азию. За последние 20 лет Индия потратила примерно 3 млрд долларов на поддержку ныне свергнутого режима, установленного США в Афганистане. С 2001 года Нью-Дели помогал строить дороги, плотины, линии электропередач, клиники и школы по всей стране, а также обучал государственных служащих и афганских офицеров, в дополнение к предоставлению стипендий тысячам афганских студентов. Индия вступила в стратегическое партнерство с бывшим правительством Афганистана в 2011 году, после чего Нью-Дели активно занялся экономическим восстановлением и налаживанием дипломатических отношений в Афганистане. Индия также профинансировала строительство 135-мильной автомагистрали, соединяющей район Деларам в Афганистане с границей Ирана. Шоссе Зарандж-Деларам стоимостью 150 млн долларов имеет большое стратегическое значение, поскольку дорога соединяет Индию с Афганистаном, не имеющим выхода к морю, через иранский порт Чабахар в обход Пакистана.

Однако захват власти талибами создал геополитические проблемы, которые, вероятно, серьезным подорвут связи Индии с Афганистаном. Быстрое продвижение талибов в Афганистане в течение лета было таким же шоком для Индии, как и для всего остального мира. В отличие от России или Китая, Индия никогда не вступала в отношения с «Талибаном» ни на каком уровне и поддерживала хрупкую демократию, созданную Соединенными Штатами. Лидеры талибов, тем временем, не доверяют Индии, учитывая поддержку Нью-Дели бывшему афганскому правительству и продолжающееся соперничество с главным партнером талибов, Пакистаном. Это затруднит Индии и новому афганскому правительству, возглавляемому талибами, достижение даже минимального сотрудничества в будущем. Несмотря на гарантии безопасности со стороны талибов во время и после падения Кабула в середине августа, правительство Индии решило продолжить эвакуацию всех своих граждан из посольства в столице Афганистана. Премьер-министр Индии Нарендра Моди открыто осудил передачу власти талибам за то, что она не была инклюзивной во время саммита Шанхайской организации сотрудничества, состоявшегося 18 сентября в Таджикистане.

Исламабад, исторический соперник Индии, вероятно, будет сотрудничать с Афганистаном, чтобы еще больше снизить влияние Нью-Дели в стране в ближайшие месяцы. Активность Индии в Афганистане в последние десятилетия породило в Пакистане опасения, что Индия окружит его с востока, а проиндийское правительство — с запада и севера. Исторические связи Пакистана с «Талибаном», которые на протяжении многих лет включали предоставление талибам  безопасных убежищ, оружия и финансирования, также обострили отношения Исламабада с бывшим афганским правительством. По сообщениям, руководящий совет талибов, известный как «Кветтская шура», действовал из пакистанского города Кветта в течение большей части последних 20 лет, предшествовавших падению Кабула в августе. В 1999 году, во время своего первого правления в Афганистане, талибы предоставили угонщикам индийского пассажирского самолета безопасный проход в Пакистан после того, как они приземлились в южном афганском городе Кандагар. Нью-Дели также по-прежнему глубоко обеспокоен тесными связями талибов с пакистанской   Межведомственной разведкой. В этой связи победа талибов открыла двери для более дружественного правительства для пакистанцев в Кабуле, где Пакистан может усилить свое влияние. В результате Исламабад, скорее всего, попытается предотвратить тесное взаимодействие Индии с «Талибаном», чтобы сохранить свои рычаги влияния на Кабул, а также тесно сотрудничать с Китаем и другими ближайшими соседями Афганистана, чтобы возглавить региональное сотрудничество. Пакистан также теперь может использовать свои стратегические связи с «Талибаном» для оперативного перемещения своих военных активов в случае военной эскалации на его границе с Индией, тем самым эффективно ограничивая доступ Нью-Дели к любым зонам конфликта.

Растущее влияние Китая в Афганистане создает еще одну проблему для Индии, учитывая продолжающиеся стратегические споры Нью-Дели и Пекина. В последние недели Китай активно взаимодействует с талибами и, похоже, готов сотрудничать с ними. Теперь, когда в стране установилась некоторая стабильность с формированием официального временного правительства, Китай при содействии Пакистана, скорее всего, поддержит Афганистан как гуманитарной помощью, так и помощью в целях развития. Китай, наряду с Пакистаном и Россией, держал свое посольство открытым во время захвата талибами и последовавшей хаотичной эвакуации. 9 сентября, всего через два дня после того, как талибы обнародовали свое международно-противоречивое временное правительство, Китай пообещал предоставить Афганистану гуманитарную помощь на сумму 31 млн долларов. Талибы в свою очередь заявили, что Китай является одним из наиболее важных соседей для их экономического развития, и выразили готовность присоединиться к масштабной инициативе Пекина «Пояс и путь».

Захват талибами Афганистана также создает новые угрозы безопасности для Индии, повышая риск трансграничного терроризма. Группы боевиков, действующие в Афганистане и других близлежащих странах, скорее всего, будут вербовать тысячи бывших заключенных, освобожденных во время захвата талибами Кабула. Действительно, есть сообщения о том, что «Джейш-э-Мохаммад», группировка боевиков, действующая из Пакистана, уже начала вербовку боевиков из Афганистана. Глава «Джейш-э-Мохаммад» посетил Афганистан вскоре после падения Кабула, чтобы поздравить талибов и заручиться их поддержкой в операциях против Индии в спорном регионе Кашмир. Как полагают индийские эксперты, пакистанские вооруженные силы, вероятно, косвенно будут способствовать нападениям или проникновению боевиков в Индию. Хотя талибы заверили Нью-Дели в том, что никакие террористические группы не будут действовать из Афганистана против Индии, нет никакой гарантии, что у талибов просто есть возможность предотвратить распространение воинственности по всему Афганистану. В дополнение к «Джейш-э-Мохаммад», региональные филиалы «Исламского государства» и «Аль-Каиды» (обе организации запрещены в России) также представляют угрозу для Индии. Базирующаяся в Пакистане группировка боевиков «Лашкар-э-Тайба» (LeT), например, имеет тесные связи с «Аль-Каидой», что повышает потенциал для увеличения потока боевиков из Афганистана в приграничные районы Индии и Пакистана. Несмотря на отсутствие серьезного оплота в Индии, «Исламское государство» также смогло успешно  вербовать сторонников из южных индийских штатов Керала и Карнатака с помощью пропагандистских и радикализационных кампаний в социальных сетях. 31 августа Целевая группа правительства Индии по борьбе с терроризмом сообщила, что она внимательно следит за 25 гражданами Индии, подозреваемыми в сотрудничестве с «ИГ провинции Хорасан «  в Афганистане, в рамках онлайн-усилий по вербовке новых индийских боевиков.

Учитывая ограниченные возможности, ближайшая стратегия Индии в Афганистане будет сосредоточена на том, чтобы делать робкие жесты в направлении политического диалога, пытаясь смягчить угрозы безопасности. Индия в настоящее время слабо контролирует ситуацию в Афганистане из-за влияния Пакистана и Китая в стране и тесных отношений с талибами. Таким образом, Нью-Дели, скорее всего, будет проявлять осторожность в рамках сближения с Кабулом в краткосрочной перспективе, ожидая, как будет развиваться новая структура управления, возглавляемая талибами, а также отслеживая любую новую террористическую деятельность в стране. Хотя официальное признание правительства талибов будет происходить медленно, Индия, вероятно, попытается установить отношения с новыми лидерами Афганистана в ближайшие недели, чтобы сохранить основные каналы связи открытыми. Существующая инфраструктура, разработанная Индией, и перспективы региональных проектов подключения могут стать первоначальными направлениями взаимодействия в стране. Чтобы справиться с угрозой безопасности, Нью-Дели может еще больше усилить контртеррористические операции и развертывание войск в регионе Джамму и Кашмир, а также в других пограничных штатах, таких как Пенджаб и Раджастан. Правительство Индии уже выразило настоятельную необходимость развертывания системы защиты от беспилотных летательных аппаратов на границе для эффективного противодействия угрозам, исходящим от боевиков в регионе, использующих такие технологии для совершения нападений на Индию. В июне катарский чиновник объявил, что в Катаре состоялась неофициальная встреча индийских дипломатов с представителями движения «Талибан». 31 августа посол Индии в Катаре официально встретился с представителями талибов в Дохе после того, как в июне в Катаре состоялась неофициальная встреча индийских дипломатов с лидерами талибов.

Кроме того, Индия будет сотрудничать с другими региональными странами в целях защиты своих интересов в Афганистане и влияния на события в регионе. После захвата власти талибами в Афганистане Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай, Индия, Пакистан, Иран и большинство стран Центральной Азии, стала координационной группой для близлежащих стран по разработке той или иной формы совместной стратегии по предотвращению более широкого кризиса безопасности в регионе. Индия, вероятно, будет использовать этот форум для работы с Ираном и Россией и, в меньшей степени, Таджикистаном по вопросам, связанным с Афганистаном. Если ситуация в Афганистане снова станет нестабильной и террористическая угроза значительно возрастет, Индия в конечном итоге может также присоединиться к Ирану и Таджикистану в поддержке панджшерского сопротивления и/или других движений против талибов, возникающие в Афганистане. Но это маловероятный сценарий, поскольку такие движения вряд ли смогут полностью искоренить движение «Талибан», что приведет лишь к серьезному ухудшению двусторонних связей и ухудшению общей ситуации в области безопасности в регионе. Поддержка сил сопротивления также может спровоцировать более широкую гражданскую войну в Афганистане между талибами и различными местными движениями, что приведет к отправке большего числа афганских беженцев в близлежащие страны и усугубит общие риски для безопасности в регионе. Иран имеет смешанные сложные отношения с талибами из-за их идеологических различий и дискриминационного отношения талибов к хазарейцам, в основном шиитской этнической группе в Афганистане, где доминируют сунниты. Россия, тем временем, стремится ограничить любое распространение насилия и радикальных идеологий в государствах Центральной Азии, которые находятся в собственной сфере влияния Москвы. Таджикистан — единственная страна в регионе, которая критиковала талибов за исключение этнических таджиков из новой афганской правительственной администрации и, как полагают американские эксперты, тайно поддерживает деньгами и оружием движение сопротивления в Панджшерской долине Афганистана.