- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О последствиях климатических изменений для Султаната Оман

Тропический циклон Шахин обрушился на Оман 3 октября, убив по меньшей мере 13 человек, в то время как власти призвали жителей эвакуироваться из прибрежных районов и задержали авиарейсы в столицу Маскат и обратно. Полеты были приостановлены, а школы закрыты, так как шторм со скоростью ветра до 139 км / ч должен был пересечь северное побережье Омана вечером. Национальный комитет по чрезвычайным ситуациям заявил, что во избежание несчастных случаев в аль-Курме, к востоку от столицы, будет отключено электроснабжение. Более 2700 человек были размещены в аварийных убежищах. Большая часть пятимиллионного населения страны-экспортера нефти проживает в Маскате и его окрестностях. Власти заявили, что дороги в столице будут открыты только для транспортных средств, отправляющихся в экстренные и гуманитарные поездки, пока шторм не утихнет. Соседние  ОАЭ заявили, что они также находятся в состоянии «повышенной готовности», а власти по чрезвычайным ситуациям призывают людей избегать пляжей и низменных районов.

Как полагают американские эксперты, чтобы укрепить свою инфраструктуру против все более частых прогнозируемых циклонов, Оману потребуется внешнее финансирование от более богатых соседей по Персидскому заливу, что в конечном итоге может подорвать автономию Маската в региональных вопросах, увеличив его экономическую зависимость от таких влиятельных игроков, как Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Тропический циклон Шахин обрушился на побережье страны 3 октября, вызвав беспрецедентную штормовую активность в пустынях юго-западной Аравии. Шахин — всего лишь второй тропический циклон в истории, обрушившийся на Оманский залив с 1890 года. Но по мере того, как изменение климата повышает температуру моря в регионе, такие экстремальные погодные явления, вероятно, станут все более частыми в ближайшие годы. В дополнение к тому, что в Оман будет приходить все  больше тропических штормов, подобных Шахину, повышение температуры моря также создает потенциал для проникновения циклонов в Персидский залив по другим путям в Катар, Бахрейн и восточную часть Саудовской Аравии. Вероятность более частых тропических циклонов, подобных Шахину, представляет серьезную угрозу для всех арабских государств Персидского залива, хотя протяженная береговая линия Омана делает его особенно уязвимым для такого рода катаклизмов. Крупные города по всему региону, которые почти исключительно расположены вблизи моря, имеют инфраструктуру антизатопления, предназначенную для того, чтобы выдерживать случайные муссоны, но не крупные циклоны, учитывая историческую редкость последних. Во  многих из этих городов также уделяют приоритетное внимание строительству зданий с беспрепятственным видом на океан в интересах развития туризма и высокой стоимости недвижимости, повышая их уязвимость к сильной штормовой активности. Однако по сравнению со своими соседями по Персидскому заливу Оман будет нести основную тяжесть от более частых циклонов из-за географического воздействия потепления вод в Оманском заливе. Циклоны с большей долей вероятности увеличат риски наводнений и ущерба от ветра в прибрежных городах Оманского залива, таких как оманские города Маскат, Сохар, Сур и эмиратский город Фуджейра, где прибрежные объекты уже сталкиваются с медленной угрозой повышения уровня моря. Кроме того, внутренние районы Омана заполнены хрупкими историческими памятниками, которые являются частью туристической стратегии султаната, и которые также могут нуждаться в защите от более высокой вероятности повреждения штормами. К ним относятся десятки замков, некоторым из которых более 1000 лет, и они построены из материалов, лучше подходящих для сухих условий доиндустриальной Аравии.

Чтобы ограничить ущерб инфраструктуре и число погибших в результате будущих тропических штормов, Оман, вероятно, будет стремиться к строительству новых морских стен и дренажных систем, а также к созданию систем раннего предупреждения и обновлению строительных норм. Но его ограниченные ресурсы и отсутствие соответствующего опыта заставят Маскат обратиться к внешним инвестициям, чтобы генерировать капитал для этих проектов. Став свидетелями ущерба, причиненного Шахином, Объединенные Арабские Эмираты, Катар и Саудовская Аравия, вероятно, также будут стремиться укрепить свою инфраструктуру против сильных штормов, которые они в значительной степени смогут финансировать самостоятельно. Однако Оману, испытывающему нехватку наличных средств, с соотношением долга к ВВП, которое в прошлом году достигло 80% на фоне последствий COVID-19, вероятно, придется полагаться на внешнее финансирование из этих более богатых арабских государств Персидского залива для реализации таких улучшений. Объединенные Арабские Эмираты и Саудовская Аравия, скорее всего, воспользуются потребностью Омана в финансировании инфраструктуры, чтобы подорвать традиционный нейтралитет Маската в региональных делах. Оман высоко ценил свою нейтральную внешнюю политику, в том числе во время блокады Катара в 2017-2021 годах. Но такая позиция столкнулась с оппозицией ОАЭ и Саудовской Аравии и даже экономическим преследованием оманских интересов. Большее экономическое вторжение в Оман может привести к тому, что Эр-Рияд и Абу-Даби окажутся в лучшем положении, чтобы заставить Маскат более открыто поддерживать их внешнюю политику — будь то в будущей конфронтации с Катаром или в попытке прекратить иранскую помощь повстанцам-хоуситам в Йемене. Саудовская Аравия, в частности, также может использовать свои новые экономические рычаги для подрыва влияния Омана на востоке Йемена, где доверенные лица Маската и Эр-Рияда ранее конкурировали. По сообщениям, в октябре 2020 года Оман пытался заручиться поддержкой арабских стран Персидского залива в рамках размещения своих гособлигаций, поскольку пандемия COVID-19 нанесла серьезный ущерб его экономике. Оман ранее уклонялся от помощи со стороны других стран Персидского залива, опасаясь, что они могут быть использованы в качестве рычага давления на Оман, который сохранил более теплые связи с Ираном и Катаром.