- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Визит президента Израиля И.Герцога в Украину в контексте двусторонних отношений Иерусалима и Киева

Во вторник президент Израиля прибыл с государственным визитом в Украину, который стал для И.Герцога первой зарубежной поездкой в новой должности. Основным элементом программы пребывания главы ближневосточной страны было заявлено участие в мероприятиях, приуроченных к 80-летию трагедии Бабьего Яра. Однако президент Украины В.Зеленский, еще в июле пригласивший своего контрпартнера в Киев во время телефонного разговора по случаю избрания И.Герцога на пост, предпринял попытку включить в повестку дня переговоров и актуальную политико-экономическую проблематику.

Прежде всего, как сообщили местные источники,  украинский лидер выразил надежду, что израильская сторона будет разделять точку зрения Украины в вопросах ее территориальной целостности. В.Зеленский сказал: «Мы благодарны Израилю за принципиальную поддержку Украины, нашего суверенитета и территориальной целостности. Мы ожидаем, что данная позиция сохраниться и в будущем. В частности, в рамках ООН». По словам президента, до конца текущего года страна планирует представить на рассмотрение Генеральной Ассамблеи резолюцию о ситуации с правами человека и «милитаризации» Крыма. Ранее такие документы уже выносились на обсуждение ГА ООН, получая поддержку не только со стороны западных партнеров Украины, но и Израиля.

Данная политика вписывается в общий курс Киева в отношении статуса полуострова, где ранее в августе ярким событием стало заседание т.н. «Крымской платформы». Судя по официальным данным, израильские представители не принимали участие в указанном мероприятии, хотя там отметились многие европейские союзники ближневосточной страны от Балтии до Средиземноморья.  Вместе с тем, в твиттере израильского посольства в Киеве есть упоминание о телефонном разговоре между главой израильского МИДа Я.Лапидом и его украинским контрпартнером Д.Кулебой, состоявшийся спустя несколько дней после саммита. Несмотря на то, что ключевой темой беседы была заявлена организация взаимных визитов граждан государств во время пандемии, где основное внимание, разумеется, сосредоточено вокруг ежегодного паломничества в Умань, в сообщении также упоминался политический диалог, который, как кажется, не мог обойти стороной итоги учредительной встречи «Крымской платформы».

На этот раз В.Зеленский передал через И.Герцога официальное приглашение для Израиля присоединиться к данному формату. Ранее аналогичная инициатива озвучивалась украинской стороной в ходе телефонных переговоров между В.Зеленским и Н.Беннетом, состоявшихся в августе по случаю 30-летия независимости республики. Любопытно, что звонок состоялся день спустя после учредительной встречи «Крымской платформы».  При этом,  с одной стороны, Киев, конечно, понимает, каковы соображения Иерусалима по поводу включения в круг участников украинской инициативы в связи с его отношениями с Москвой. С другой стороны, республика за последнее время усвоила, что может предложить своему ближневосточному партнеру в обмен на поддержку своей позиции.

Прежде всего, речь идет о взаимной солидарности в ООН, где Украине необходимо продемонстрировать способность эффективно противодействовать антиизраильским резолюциям в сотрудничестве с другими государствами. Ранее данный принцип уже применялся и в сочетании с разладом между Израилем и Россией по сирийской проблематике уже позволял Киеву получить от Иерусалима поддержку документов, аналогичных тому, который В.Зеленский анонсировал на встрече с И.Герцогом. Вместе с тем, здесь для республики есть и определенные ограничения, связанные с курсом на евроинтеграцию. Руководствуясь этой целью, страна старается ориентироваться при голосовании на субрегиональную группу государств Евросоюза, такую как «Вышеградская четверка» и государства Балтии, или использовать в качестве ориентира одного влиятельного игрока, тут, как правило, заимствуется опыт Германии. Соответственно, при выборе позиции по околоизраильской проблематике Киев руководствуется как собственными отношениями с Иерусалимом, так и восприятием той или иной темы в ЕС.

Параллельно с этим, как показал схожий по смыслу раунд общения В.Зеленского с Генеральным секретарем ООН А.Гутерришем на полях 76-й сессии ГА ООН, продвигая «Крымскую платформу», власти стараются продемонстрировать и  полезность Украины в других сферах, включая участие в миротворческих операциях, а также потенциал в экспорте товаров и услуг. Говоря о миротворчестве, республика имеет лишь косвенное отношение к израильским интересам, будучи вовлеченной, к примеру, в миссии в Судане и на Кипре. Перспективы торгово-экономических отношений двух стран определенно гораздо шире, включая интерес высокотехнологичных кампаний из ближневосточной страны к передаче рядя функций на аутсорсинг в государства на пространстве бывшего СССР.

Торгово-экономические отношения между Израилем и Украиной также стали темой встречи двух президентов. Без упоминания конкретных цифр, стороны констатировали прогресс в наращивании товарооборота после вступления в силу в начале текущего года соглашения о свободной торговле. При этом для дальнейшего роста взаимодействия, как отметила украинская сторона, необходимо увеличить приток израильских инвестиций в республику. С этой целью, как обещал В.Зеленский, он готов усилить контроль в сфере защиты иностранных вложений. Также не остались без внимания перспективы расширения соглашения на сферу услуг, для чего, в частности, было заявлено о «важности возобновления работы Совместной украино-израильской комиссии по вопросам торговли и экономического сотрудничества», проведение заседаний которой сдерживают эпидемиологические ограничения из-за COVID-19.

Для израильской стороны центральной темой, как кажется, все же оказалось противодействие антисемитизму, повышенное внимание к которому было приковано и в связи с недавним принятием в республике соотвествующего закона. Этот документ, несмотря на существующий вокруг него скептицизм, призван устранить ряд пробелов в правоприменительной сфере.  Примечательно также, что И.Герцог  вписал ситуацию в республике в общеевропейский контекст, отметив на пресс-конференции после встречи с В.Зеленским, что «все человечество и Европа в частности не может мириться ни с какой формой антисемитизма».

А вот взаимодействие в области политики памяти все же, как кажется, не лишено сложностей. С одной стороны, в своих комментариях И.Герцог подчеркнул, что элементом борьбы с антисемитизмом является в числе прочего и отказ от «прославления кровавых фигур прошлого». С другой стороны, В.Зеленский, подводя итог обсуждению данного блока вопросов, сделал акцент на важности совместных усилий в области мемориализации и недопущения повторения в будущем таких трагедий, как Холокост и Голодомор. Израиль традиционно воздерживается от подобного уравнивания, и отчетливой солидаризации с данным тезисом со стороны президента ближневосточной страны, как минимум в первых публикациях об итогах встречи, нет.

В целом государства продолжают развивать взаимодействие на различных направлениях, в декабре текущего года готовясь отпраздновать 30-летие дипломатических отношений. Определенными перспективами обладает торгово-экономическая сфера, также есть потенциал в области борьбы с пандемией, позитивные оценки получила работа республики при подготовке к приему паломников в Умани. При этом нельзя не отметить, что значимый вклад в продвижение многих тем, получивших отражение в ходе переговоров В.Зеленского и И.Герцога, вносит новый глава израильского посольства в Киеве М.Бродский.

Более сложный контекст взаимодействия по международной проблематике затрудняет прогнозирование в данной области. Впрочем, по аналогии с прошлыми событиями, можно говорить о том, что главным основанием для роста поддержки украинской позиции по статусу Крыма для Израиля станет характер диалога с Россией по ближневосточной тематике, прежде всего сирийской, где Иерусалим явно опасается ужесточения реакции Москвы на свои действия по сдерживанию иранского присутствия в САР и активности его региональных прокси, как на фоне смены собственного кабинета министров, так и в связи с тем, что США проводит курс на ограничения своего присутствия в конфликтных регионах.