- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: прецедентное решение суда по вопросу о еврейской молитве на Храмовой горе

6 октября иерусалимский мировой суд принял иск активиста движения «Верные Храмовой горе» раввина Арье-Натанэля Липо против Полиции Израиля, запретившей ему подниматься Храмовую гору. В иске раввина было в частности сказано, что есть один полицейский, который «имеет обыкновение мешать тихой и спокойной молитве евреев на Храмовой горе, и это вопреки светским и религиозным законам, ущемляя тем самым право молящихся на свободу религиозного культа».

Следует пояснить, что, несмотря на то, что с 1967 года, когда Израиль одержал победу в Шестидневной войне, весь Иерусалим, включая Храмовую гору, находится под контролем еврейского государства и, согласно его законам, является неотъемлемой частью его суверенной территории, Храмовая гора остается под управлением мусульманского вакфа, номинально подчиняющегося властям Иордании, контролировавшей Восточный Иерусалим в 1949-1967 гг., а с середины 1990-х годов – фактически властям Палестинской национальной администрации (ПНА). Стремясь ограничить насколько это возможно арабо-израильский конфликт этническим и военно-политическим противостоянием и избежать его превращения в религиозную войну между исламом и иудаизмом, тогдашнее правительство Израиля запретило евреям молиться на Храмовой горе и сохранила за потерпевшей сокрушительное поражение Иорданией роль покровительницы святых для ислама мест в Иерусалиме, в первую очередь – Храмовой горы, которую арабы именуют Аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф. Для еврейской молитвы была выделена площадь перед так называемой Стеной плача, представляющей собой часть западной опорной стены насыпи, расширившей Храмовую гору в I веке до н.э. по приказу иудейского царя Ирода Великого. Со времен разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н.э. Стена плача превратилась в символ памяти о разрушенном Храме и служила важнейшим святым местом иудаизма в условиях, когда доступ на саму Храмовую гору был для евреев ограничен или полностью невозможен (исключениями были короткие периоды во II, IV и VII веках, когда в результате военно-политических событий евреям удавалось вернуть себе контроль над Храмовой горой и возобновить богослужение на ней). Во время иорданской оккупации Восточного Иерусалима евреи не имели доступа и к Стене плача. В своем решении запретить евреям молиться на Храмовой горе светские власти Израиля опирались на позицию большинства раввинов, сводившейся к тому, что время строительства Третьего Храма еще не наступило, а доступ на Храмовую гору запрещен из-за проблем ритуальной чистоты, которые не могут быть решены без упомянутой в Библии «красной коровы» (книга Чисел 19, 11), каковой сейчас нет.

В свою очередь официальная позиция мусульманского истеблишмента состоит в том, что Аль-Харам аль-Кудс аш-Шариф может быть местом молитвы для мусульман и только для мусульман. Более того, они настаивают на то, что мусульманам принадлежит и Стена плача. Националистические арабские политики вопреки научным фактам и религиозным традициям иудеев и христиан утверждают, что еврейского Храма на Храмовой горе вообще никогда не было, а вакф систематически разрушает еврейские археологические памятники о Храмовой горе. Призывы «защитить мечеть Аль-Акса», расположенную на Храмовой горе, постоянно служат для этих политиков инструментом мобилизации массовой поддержки и неоднократно приводили к кровавым столкновениям на почве межконфессионального конфликта.

На этом фоне последние годы среди сионистски ориентируемых верующих евреев все больше распространяется мнение, согласно которому, даже если время для строительства Третьего Храма в силу тех или иных причин еще не пришло, следует подниматься на Храмовую гору при соблюдении определенных условий и проводить на ней еврейские молитвы. Мусульманский вакф реагирует на это крайне отрицательно, видя в этом нарушение статуса-кво на Храмовой горе. По его требованию Полиция Израиля удаляет с Храмовой горы молящих – даже шепотом – евреев и открывает против них административные дела. Одним из тех, кому Полиция Израиля своим административным решением запретила доступ на Храмовую гору, стал раввин Арье-Натанэль Липо. Он обратился с иском в мировой суд, настаивая на том, что данное решение полиции ущемляет его право на свободу религиозного культа, гарантируемого законами Государства Израиль всем.

Мировой суд не стал оспаривать существующий статус-кво, при котором Храмовая гора находится под управлением мусульманского вакфа и на ней разрешено только мусульманское открытое и массовое богослужение. В то же время суд попытался найти некий баланс между этим статусом-кво и правом евреев на свободу религиозного культа. В постановлении мирового судьи было в частности сказано: «Ежедневный приход истца (Арье-Натанэля Липо – В.Ч.) на Храмовую гору свидетельствует о том, что речь идет о принципиально важном и сущностном для него деле. Истец (в тот момент, когда он был задержан полицией под предлогом нарушения общественного порядка – В.Ч.) стоял на углу, а рядом с ним находились лишь один-два товарища. Вокруг него не было публики, его молитва была тихой, он молился шепотом. Поэтому я не нахожу оснований для такого решения (удаления истца с Храмовой горы – В.Ч.), так как нет никаких признаков того, что религиозная деятельность, осуществлявшаяся истцом, была открытой и вызывающей».

Министерство иностранных дел Иордании незамедлительно выступило с официальным осуждением данного решения иерусалимского мирового суда, которым фактически впервые было официально признано право евреев на тихую молитву на Храмовой горе. «Министерство иностранных дел Иордании осуждает решение израильского мирового суда, позволившего экстремистам молиться на площадях мечети Аль-Акса, — заявил пресс-секретарь иорданского МИДа Хитам Абу-Альфуль, — Это решение недействительно, и оно не имеет юридической основы в международном праве, которое не признает юридических полномочий Израиля на территориях, оккупированных в 1967 году, включая Восточный Иерусалим. Это решение является опасным ударом по исторически и юридически устоявшейся ситуации в мечети Аль-Акса и противоречит резолюциям ЮНЕСКО. (…) Королевство (Иордания – В.Ч.) не признает судебных полномочий израильских судов в оккупированном Иерусалиме. Территория Аль-Аксы составляет 144 дунама (1 дунам = примерно 10 соткам – В.Ч.) и это место богослужения исключительно для мусульман, а правление иорданского вакфа является единственным учреждением, которое ответственно за управление всеми делами этого святого места, включая вход и выход из него». В связи с упоминанием ЮНЕСКО необходимо пояснить, что по инициативе Иордании и ПНА эта международная организация приняла несколько скандальных антиизраильских резолюций, отрицающих связь евреев с Храмовой горой.

Алон Шварцер, начальник исследовательского и политического отдела влиятельного правого внепарламентского израильского движения «Им тирцу» (основано в 2006 году. Его название означает на иврите «если вы захотите» и представляет собой начало известной в Израиле практически всем фразы основоположника сионизма Теодора Герцля «Если вы захотите, это не будет сказкой») заявил в этой связи: «Мы призываем израильского министра иностранных дел (Яира Лапида – В.Ч.) вызвать иорданского посла для того, чтобы высказать ему осуждение. Иорданское Министерство иностранных дел должно понять, что после тысяч лет изгнания еврейский народ вернулся в свою страну и начинает массами возвращаться на Храмовую гору. Мы рекомендуем Королевству Иордания заниматься выживанием короля Иордании и не заниматься происходящим в Государстве Израиль. Мы приветствуем это решение суда, и главное — мы гордимся тысячами евреев, которые ежегодно поднимаются на гору».

Как и следовало ожидать, официальные представители израильского правительства проигнорировали как ноту Министерства иностранных дел Иордании, так и призыв движения «Им тирцу». Нынешняя правящая коалиция включает в себя как правые, так и левые партии и даже исламистскую арабскую партию РААМ. Они в принципе не могут найти между собой общего знаменателя по вопросу о статусе-кво на Храмовой горе. Однако в то же время все они крайне заинтересованных в сохранении коалиции, а потому будут насколько это возможно уклоняться от заявлений и действий, которые могут привести к ее падению.