- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы германо-израильских отношений в контексте транзита власти в ФРГ

Уходящая в отставку канцлер ФРГ А.Меркель в минувшие выходные прибыла в Израиль с восьмым по счету и последним в занимаемой должности визитом. Примечательно, что этот приезд планировался еще в конце августа текущего года, однако был отложен из-за роста напряженности в Афганистане, потребовавшей от федерального правительства полной концентрации на данном направлении. Впрочем, тот факт, что поездка была не отменена, а именно перенесена на более поздний срок, многое говорит о важности для Берлина данных Иерусалиму обещаний. Более того, на текущем этапе поездка канцлера в ближневосточную страну выглядит, возможно, более удачной, поскольку дает возможность подвести символическую черту, завершающую эпоху в двусторонних отношениях, связанную с личностью А.Меркель.

Официальная программа пребывания главы правительства ФРГ традиционно имела две составляющие. Первая касалась сохранения памяти о Катастрофе и противодействия антисемитизму, где стороны, как и ожидалось, нашли понимание. По итогам встречи с израильским контрпартнером, включавшей посещение мемориального комплекса «Яд ва-Шем», А.Меркель подчеркнула: «Холокост – это уникальное событие, за которое мы продолжаем нести ответственность на всех этапах, в том числе в будущем». Также она повторила классические гарантии израильской безопасности со стороны Германии и приверженность борьбе с антисемитизмом, не отрицая его распространение в ФРГ. Таким образом, данная часть визита была призвана продемонстрировать преемственность в межгосударственных отношениях, независимо от того, кто станет следующим федеральным канцлером.

Вторая группа обсуждавшихся тем — политические, где выделялись иранский и палестинский треки. Здесь стороны разошлись во взглядах на будущее мирного процесса и «ядерной сделки». В последнем случае А.Меркель повторила формулу, согласно которой неидеальное соглашение лучше его полного отсутствия. В том, что касается палестинцев, канцлер призвала «не упускать из виду» необходимость мирного урегулирования, которое должно быть достигнуто на базе принципа «двух государств для двух народов». При этом А.Меркель все же использовала формулировку «демократическое еврейское государство». В итоге Н.Беннет позитивно оценил как саму встречу, так и пребывание А.Меркель у власти в Германии, назвав свою коллегу «моральным компасом» Европы.

На этом фоне в Германии продолжился процесс формирования правительственной коалиции. Согласно опросам общественного мнения, большинство граждан страны хотели бы видеть в качестве нового канцлера представителя СДПГ О.Шольца. Эксперты, включая экс-посла ближневосточной страны в Берлине А.Примора, пока рассчитывают на то, что транзит власти позволит сохранить определенную преемственность в отношениях государств. Однако, как полагает бывший дипломат, из них может уйти «эмоциональная связь», под которой он понимает высокий уровень популярности канцлера Германии в Израиле, который был достигнут за счет последовательного отстаивания тезиса об особых гарантиях безопасности со стороны ФРГ для ближневосточного партнера.

Впрочем, есть и те, кто упрекает А.Меркель в том, что за благозвучными формулировками не последовали конкретные шаги, в частности, Берлин так и не признал важность иранской угрозы для Израиля, а также продолжил критиковать поселенческую активность на словах, продолжая диалог без ограничений на деле. А потому сторонники данной точки зрения считают, что именно новая власть имеет шанс перейти от слов к действию. В этих обстоятельствах вполне логично возникает вопрос, кто из кандидатов на ключевой пост в Германии, в большей степени отвечает израильским интересам. Как кажется, это новый лидер ХДС А.Лашет, продвигавший важность сотрудничества с ближневосточной страной, прежде всего в области экономики и инноваций, еще будучи премьер-министром земли Северный Рейн-Вестфалия. Разумеется, торговля и технологии не могут заменить политического содействия, но заметно сблизить государства вполне способны.

О.Шольц может быть косвенно полезен Иерусалиму в контексте европейской политики по двум причинам. С одной стороны, от него ожидают роста вовлеченности в Средиземноморские дела, в том числе финансовой. Хотя здесь речь идет, скорее, о готовности оказывать содействие Греции, нежели о том, что Берлин включится в то, чтобы экономически стимулировать крупные энергетические проекты, окупаемость которых все еще ставится в ФРГ под сомнение. С другой стороны, с приходом О.Шольца может быть достигнута продвигаемая Парижем консолидация в вопросах реагирования на кризисные ситуации в мире, которая должна стать ответом на стремление Вашингтона сократить свое зарубежное присутствие. По сути, это позволяет израильской стороне в большей степени рассчитывать на то, что в случае серьезной эскалации государство не останется без внешней поддержки. Впрочем, альянс СДПГ и «Зеленых», который широко обсуждается на текущем этапе, рискует ужесточить подход Германии к экспорту вооружений за рубеж, что способно негативно отразиться как на самом Израиле, так и на умеренных региональных режимах, с которыми он стремится продолжать нормализацию.

Ни один из двух кандидатов не сулит Израилю кардинальных изменений на иранском направлении. С одной стороны, и О.Шольц и А.Лашет со скепсисом отнеслись к тому, что президентом Ирана стал И.Раиси. Впрочем, если кандидат от ХДС концентрировался на политической составляющей переговоров о судьбе СВПД и роли США в текущем осложнении ситуации с ядерной сделкой, то есть был фактически продолжателем нынешнего курса, к которому Израиль успел адаптироваться, то представитель СДПГ, будучи министром финансов, старался сохранить бизнес-интересы ФРГ в Иране путем поиска механизмом для работы германских компаний там. Последнее, с точки зрения Иерусалима представляет собой не что иное, как экономическое подпитывание враждебного режима, из-за которого санкции США не увенчались успехом в виде его смены даже в условиях протестов.

В целом, как кажется, в новых обстоятельствах, складывающихся после федеральных выборов в Германии, у Берлина и Иерусалима будет достаточного общего. Предполагаемая структура новой правительственной коалиции в ФРГ, кто бы ее ни сформировал, ХДС, СДПГ или «Зеленые», имеет все шансы заслужить ту же репутацию, что и кабинет министров Н.Беннета – Я.Лапида после ухода Б.Нетаньяху, включая подозрения в нехватке международного опыта по сравнению с предшественниками и сложностях в принятии решений, вытекающих из расходящихся интересов партий на разных треках. Затяжной процесс формирования правительства Германии в сочетании с представлениями об его уязвимости в США рискует ослабить и без того не самые крепкие политические связи Иерусалима и Берлина. Впрочем, и кардинального ухудшения сотрудничества произойти не должно в силу исторических особенностей их отношений, полный отказ от которых недопустим ни для одной из политических сил в ФРГ.