- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О ходе и перспективах переговоров ФРГ с афганским движением «Талибан»

В понедельник делегация Германии в Катаре провела переговоры с представителями движения «Талибан» (запрещено в РФ). Это событие стало логическом продолжением политики, которую Берлин проводит на афганском направлении после окончания миссии Бундесвера, считая определенные вопросы зоной своей «особой ответственности». Кроме того, таким образом ФРГ надеется укрепить позиции в регионе и мире. Не случайно,  дипломатия страны организовала консультации сразу после аналогичного шага американской администрации, предпринятого в минувшие выходные, и перед двумя многосторонними саммитами: видеоконференцией G20 по афганской проблематике и неформальными переговорами ЕС с «Талибаном».

Согласно заявлениям официального представителя федерального внешнеполитического ведомства: «Немецкая делегация встретилась с высокопоставленными представителями «Талибана» в Дохе. В ходе дискуссий делегация сосредоточила внимание на возможности безопасного и беспрепятственного отъезда людей, за которых Германия несет особую ответственность, соблюдении прав человека и, в частности прав женщин, инклюзивном политическом и социальном процессе, а также вопросах, касающихся безопасности и террористической угрозы». При этом, как было подчеркнуто в том же сообщении, представители ФРГ еще раз акцентировали внимание противоположной стороны на том, что для принятия решения о характере будущих контактов Берлин «будет судить о талибах по их делам, а не по их словам».

Примечательно, что в отличие от итогов встречи делегации США с талибами, прошедшей в минувшие выходные, ФРГ воздержалась от заявлений по поводу оказания Афганистану гуманитарной помощи. При этом сдержанность Берлина в оказании финансовой поддержки Кабулу была продемонстрирована несмотря на то, что генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш продолжает призывать международное сообщество увеличивать объемы помощи афганцам. Таким образом, можно предположить, что Германия приняла решение и дальше следовать ранее выбранному курсу, в котором солидарна с Францией. Суть его состоит в том, что западные государства по-прежнему надеются оказать воздействие на талибов посредством увязывания своей экономической поддержки и предъявления движению своих требований. По информации немецких источников, озвученные «Талибану» условия включают в себя ранее обозначенные Берлином пункты, среди которых гарантии соблюдения прав и свобод населения, разрыв связей с террористическими организациями и создание правительства, в котором были бы представлены различные политические силы, в том числе выражающие секторальные интересы общества.

Говоря о состоявшихся переговорах, нельзя забывать о том, что проходят они на фоне продолжающегося процесса формирования правительственной коалиции в Германии, в котором пока лидирующую роль взяла на себя партия СДПГ. Принимая во внимание тот факт, что в ее рядах состоит министр иностранных дел страны Х.Маас, особое значение приобретает тема эвакуационных рейсов. По данным, опубликованным в СМИ, на перемещение в ФРГ надеется порядка 26 тыс. человек, в то время как удалось обеспечить выезд в Германию лишь 6100 человек, из которых порядка 5,2 тыс. это афганцы.  Причем т.н. местными сотрудниками миссии Бундесвера из них ранее являлись порядка 350 чел. Последнее составляет, пожалуй, один из главных пунктов для критики как в адрес правительства А.Меркель в целом, так и в отношении МИД под руководством Х.Мааса в частности.

Впрочем, решение данной проблемы, особенно учитывая стремление Берлина избежать финансовой помощи афганской стороне до тех пор, пока талибы не выполнят выдвинутые к ним требования, в большей степени зависит не от Кабула, а от его ближайших соседей и посредников, среди которых выделяется Доха. В этой связи немецкие эксперты прогнозируют рост  германо-катарского сотрудничества после формирования нового федерального правительства. Также для дипломатии ФРГ повышается значимость отношений с Пакистаном, который, также не без вмешательства Катара, согласовал возможность проведения эвакуаций через свою территорию не только по суше, но и чартерными авиарейсами.

В целом, на фоне федеральных выборов важность внешнеполитической проблематики традиционно снизилась, однако ход коалиционных переговоров, традиционно охватывающих и эту тематику, повышает внимание к отдельным направлениям, в том числе и афганскому. При этом оно рискует осложнить процесс формирования нового правительства, к  которому СДПГ активно привлекает партию «Зеленых». Данная германская политическая сила, ранее находившаяся в оппозиции, крайне критично смотрит на перспективы отношений Берлина и Дохи, призывая не только к ограничению двусторонних контактов, но и международному давлению на Катар, выражающемуся в числе прочего в призывах бойкотировать предстоящий там в следующем году Чемпионат мира по футболу.

В том случае, если, руководствуясь внутриполитическими соображениями, новые власти свернут эти контакты, Германии будет сложно добиться прогресса в выполнении обещаний по эвакуации, что автоматически подрывает авторитет СДПГ. При этом речь идет не только о канале коммуникации и переговорной площадке, которые имеет Берлин с талибами благодаря Дохе, но и о возможностях ее подключения к диалогу с Исламабадом, который пока идет навстречу германской стороне, но все же стремится создать для себя определенные гарантии безопасности. На текущем этапе они заключаются в том, что Пакистан готов содействовать транзиту из Афганистана в ФРГ но только для лиц, имеющих документы и разрешения на въезд, что существенно тормозит процесс. И здесь вновь нельзя не отметить, что бюрократические барьеры в процессе эвакуаций – еще один упрек в адрес федерального внешнеполитического ведомства.

Частично указанные проблемы могло бы снять достижение договоренностей о транзите людей между Германией и республиками Центральной Азии, однако, недавнее турне Х.Мааса по соседним с Афганистаном странам к прорыву на обозначенном треке не привело. Содействовать сближению позиций могла бы Турция, как и Катар претендующая на то, чтобы укрепить влияние в регионе через вовлеченность в афганские дела. Сотрудничество Берлина с Анкарой способно получить поддержку США за укрепление трансатлантических связей, но рискует создать для дипломатии Германии и дополнительные сложности, связанные с тем, что Турция попутно будет пытаться продвинуть собственные интересы в отношениях с ЕС, включая экономику и проблему беженцев. При этом президент Р.Т.Эрдоган, поддерживающий продолжение пребывания у власти в Германии ХДС в качестве старшей коалиционной партии, будет, как кажется, менее склонен к компромиссным предложениям, исходящим от правительства во главе с СДПГ.