- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О перспективах экономического восстановления Иордании после пандемии коронавируса

Недавно Всемирный банк опубликовал новый прогноз относительно перспектив социально-экономического восстановления Иордании после пандемии коронавируса.

Прогноз в целом позитивный – по экспертным оценкам Всемирного банка Иордания лучше многих других стран региона справилась с последствиями пандемии и страну в ближайшие месяцы ожидает не очень резкий, но устойчивый рост экономики. Примечательно, что даже в разгар пандемии экономика Иордании падала не так сильно, как в соседних странах региона и в целом на глобальном уровне. Она сократилась в 2020 году только на 1.6%, при том что глобально за этот период мировая экономика потеряла не менее 7%.

В то же время, восстановление иорданской экономики после коронавируса будет менее резким, чем средние темпы на глобальном уровне и даже среди соседей Иордании. В частности, по итогам 2021 года рост ВВП страны будет положительным и составит 1.9%. При этом, Всемирный банк прогнозирует восстановление глобальной экономики и ее прирост по итогам 2021 года на 5.6%. Даже в регионе Ближнего Востока и Северной Африки экономический рост по итогам года прогнозируется выше, чем в Иордании, и ожидается на уровне 2.4%.

В любом случае, положительная динамика налицо. Благоприятная внешняя конъюнктура будет содействовать тому, что основные национальные экономические индикаторы в стране будут изменяться по восходящей. И это несмотря на то, что в первом полугодии текущего года Иордании пришлось испытать на себе одну из сильнейших волн роста заболеваемости коронавирусом с начала пандемии. При этом, еще в первом квартале средний реальный рост ВВП составлял скромные 0.3%.

Тем не менее, впоследствии экономический рост приобрел более устойчивый характер. В течение текущего года в стране наблюдается рост ряда важных показателей, включая позитивную динамику увеличения сделок на рынке недвижимости, наращивание объемов промышленного производства и строительный бум. Этому способствует адресная финансовая и социальная политика иорданских властей, которая сфокусирована на предоставлении безусловной денежной помощи наиболее бедным и уязвимым семьям и домашним хозяйствам, а также наемным рабочим и малому бизнесу, которые пострадали в результате пандемии.

В то же время, думается, восстановление позиций частного сектора не будет происходить так быстро, поскольку приток иностранных инвестиций в страну остается на низком уровне. Кроме того, cдерживающими факторами является относительно низкий уровень вакцинации в Иордании (33%) и в целом в регионе по сравнению с развитыми странами. Также восстановление туризма и транспорта – двух важных драйверов экономического роста в Иордании – происходит не так быстро, как ожидалось. Это неудивительно, поскольку два этих сектора в наибольшей степени пострадали в Иордании от воздействия пандемии. Транспорт по итогам 2020 года работал на 7% ниже доковидных показателей. Резкое прекращение поездок туристов из третьих стран правительство пока не смогло компенсировать за счет их замещения местными туристами. В первую очередь – с точки зрения отсутствия реальной отдачи. До пандемии иностранные туристы обеспечивали до 10% ВВП Иордании (равно как и в соседнем Ливане).

Таким образом, в 2022-2023 гг. можно ожидать плавное восстановление иорданской экономики со прогнозируемым средним ростом экономики в пределах 2-3%, что в целом соответствует периоду до начала пандемии. В то же время, целый ряд застарелых структурных проблем, которые испытывает иорданская экономика в последние годы, будут сильнее себя проявлять в пост-ковидный период. Главная из них – высокий и непрерывно растущий уровень безработицы в стране, который составляет сегодня почти четверть населения страны. Особенно тревожным является рост безработицы среди молодежи (этот показатель в Иордани достиг осенью 2021 года уровня 50%).

Другой проблемой иорданской экономики является рост внешнего долга, что увеличивает дисбаланс национального бюджета и тормозит в целом процесс экономического роста. По данным центрального банка Иордании, в этой стране по состоянию на май 2021 года приходился один из наихудших в мире индексов соотношения долга к ВВП, составляющий 109%. Наконец, приток иностранных инвестиций в иорданскую экономику пока остается низким, что не позволяет Амману нарашивать и далее темпы экономического роста и создавать новые рабочие места.

Наконец, сохраняющаяся неопределенность насчет дальнейших моделей распространения коронавируса в регионе и в мире является фактором высокого риска. В 2021 году по числу новых подтвержденных случаев заболевания коронавирусом большинство стран мира вышли на рекордные показатели, что диктует необходимость как минимум сохранения ряда действующих ограничительных мер.

Думается, что несмотря на известные имеющиеся сложности, иорданское правительство стоит на правильном пути и рассчитывает, что пост-ковидное восстановление и подающий надежду экономический рост приведут в итоге к полномасштабному социально-экономическому восстановлению и созданию новых рабочих мест. Этот позитивный настрой поддерживается также благодаря мировому росту цен и спроса на энергоресурсы, что подстегивает к росту таких локомотивов экономического развития региона как Саудовская Аравия, ОАЭ  и Катар.