- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О результатах парламентских выборов в Ираке

10 октября в Ираке состоялись парламентские выборы. Это третьи выборы в высший законодательный орган страны. Прошедшие парламентские выборы, состоявшиеся в мае 2018 года, привели к образованию правительства во главе с Аделем Абдель Махди, однако оно вынуждено было подать в отставку после массовых народных протестов, разгоревшихся в этой ближневосточной стране осенью 2019 года. Сформированное в апреле 2020 года правительство Мустафы аль-Казыми объявило о своем временном характере до следующих внеочередных выборов. Результаты нынешнего выборного процесса отражают глубокие противоречия в иракском обществе и политическом классе. Судя по первой реакции в среде иракской политической элиты, они привели не к консолидации, а к дальнейшему разделению иракцев и способны вызвать в ближайшем будущем масштабный конфликт в стране.

Прежде всего, необходимо отметить рекордно низкую явку избирателей на нынешних выборах. Если в 2005 году (первые свободные выборы после падения диктатуры Саддама Хусейна) она составляла 79%, а на выборах 2018 года 44,5%, то в этом году к избирательным урнам пришли всего 41% иракцев, имеющих право голоса. Это объясняется глубоким разочарованием народных масс политическим процессом в стране и коррумпированной элитой, неспособной решить насущные проблемы Ирака. Несмотря на высокие доходы от экспорта нефти, 35% иракцев живут за чертой бедности. Сотни тысяч семей не имеют доступа к чистой питьевой воде и регулярной подаче электроэнергии. Такая ситуация имеет место даже в относительно благополучных южных шиитских провинциях, где не было военных конфликтов. Тем более остро она стоит в северных провинциях Анбар, Найнава и Салах эд-Дин, разрушенных в ходе войны против террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России).

Второй отличительной чертой нынешних выборов является поражение статусных политических партий и блоков, до этого определявших политическую жизнь государства.   Значительную победу на нынешних выборах одержал блок «Ас-Саирун» Муктады ас-Садра, в который помимо движения садристов входит ряд светских партий (в том числе Иракская коммунистическая партия) и несколько мелких суннитских группировок. Он увеличил свое представительство в высшем законодательном органе страны с 54 до 73 депутатов. Таким образом, Муктада ас-Садр упрочил свое положение «делателя королей». Без его участия теперь не может быть сформировано ни одно иракское коалиционное правительство. Относительно успешно выступила коалиция «Правовое государство» под руководством бывшего премьер-министра Ирака Нури аль-Малики. Она завоевала 37 мест в парламенте, увеличив свое представительство благодаря победам в южных провинциях. Избирательный блок «Коалиция прогресса», возглавляемый бывшим спикером парламента Мухаммедом аль-Халбуси, представленный в основном суннитскими кандидатами,  получит в новом парламенте 43 места. Демократическая партия Курдистана (ДПК) Масуда Барзани завоевала 32 мандата. В Иракском Курдистане относительно успешно выступила также популистская Партия нового поколения во главе с бизнесменом Шасваром Абдулвахидом Кадыром. Ей удалось потеснить другую антиэлитную партию «Горран» левого социалистического направления, потерпевшую поражение. 15 мест по итогам выборов получила партия «Эмтедад» («Прорыв»), выражающая интересы протестного движения.

Что же касается проигравших, то нынешние выборы преподнесли ряд сюрпризов. Сокрушительное поражение на них получил блок «Аль-Фатх» («Победитель»), выражающий интересы вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби» (в основном проиранской направленности). Он снизил свое представительство в парламенте с 47 до 16 мест. Абсолютными проигравшими оказались блок бывшего премьер-министра Хайдера аль-Абади «Ан-Наср» и партия аятоллы Аммара аль-Хакима «Аль-Хикма», которым удалось набрать всего по 2 депутатских мандата. Между тем, в прошлом парламенте «Ан-Наср» был представлен 42 депутатами. Отличительной чертой прошедших выборов является активное участие в них женщин, за которыми в парламенте Ирака зарезервировано 25% депутатских мандатов. Всего в выборах участвовало 900 женщин-кандидатов.

Ведущие шиитские партии Ирака, потерпевшие поражение на выборах, заявили о своем непризнании итогов голосования, посчитав их «сфабрикованными». 12 октября лидер «Фатх» Хади аль-Амири призвал к совместному ответу шиитских партий на фальсифицированные, как ему показалось, результаты голосования. «Мы не признаем сфабрикованных результатов, чего бы это ни стоило, и будем защищать наших кандидатов и права наших избирателей». В то же время спикер вооруженных формирований «Катаиб Хизбалла», входящих в состав «Аль-Хашд аш-Шааби», Абу Али аль-Аскари призвал своих сторонников противостоять результатам выборов и «твердо настаивать на том, чтобы вернуть вещи в надлежащее положение». «Братья по иракскому сопротивлению должны приготовиться к трудному периоду, который потребует от нас мудрости и осмотрительности. Будьте уверены, что мы не отдадим наши права. Так что не уставайте, не поддавайтесь унынию и компромиссу, и победа будет за нами, если на то будет воля Всемогущего Аллаха», — отметил Абу Али аль-Аскари.

Вечером 11 октября в доме бывшего премьер-министра Нури аль-Малики состоялась встреча лидеров основных шиитских партий и полевых командиров вооруженных милиций, входящих в состав «Аль-Хашд аш-Шааби». На ней обсуждалось, каким образом нейтрализовать «переворот» Муктады ас-Садра, поддержанный «британско-американским заговором». Один из присутствовавших на встрече сообщил интернет-порталу Middle East Eye о том, что часть участников призвали к эскалации напряженности, чтобы Муктада ас-Садр и Мустафа аль-Казыми поняли, что случившееся не сможет пройти без последствий. Шиитский активист отметил, что «Некоторые политики настаивали на том, чтобы мы следовали легальным процедурам и сформировали широкий блок, превышающий своими возможностями блок Муктады ас-Садра. Другие же говорили о том, что нагнетание напряженности и эскалация в сфере безопасности будет лучшим выбором». Он также упомянул о том, что на военных способах решения сложившейся проблемы настаивали представители «Катаиб Хизбалла». Другие политики высказывали свои опасения и предлагали мирные пути.

В свою очередь премьер Мустафа аль-Казыми во вторник посетил штаб-квартиру Объединенного командования в Багдаде и призвал обеспечить безопасность избирательных участков и урн. Три тысячи урн еще не доставлено в Центральную избирательную комиссию, что означает, что не произведен подсчет 60 тысяч голосов. Один из руководителей блока «Фатх» сообщил корреспонденту   Middle East Eye: «Лидеры «Фатх» очень рассержены. Мы рассчитывали на уменьшение депутатских мандатов, но то, что произошло, это просто скандал».

Лидеры «Фатх» и «Аль-Хашд аш-Шааби» сознают, что укрепление позиций Муктады ас-Садра означает угрозу их привилегиям, политическому и военному доминированию в современном Ираке. Этот харизматичный иракский политик неоднократно заявлял, что будет добиваться роспуска всех вооруженных формирований, включая «Аль-Хашд аш-Шааби»  и курдские пешмерга. По его мнению, оружие должно быть сосредоточено только в руках иракских вооруженных сил. Одновременно поражение «Фатх» и других статусных шиитских сил означает ослабление иранских позиций с Ираке. Ближайшее будущее покажет, смогут ли иракские политики разрешить свои противоречия мирным путем или политический кризис закончится очередным противостоянием или даже гражданской войной.