- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О росте продовольственных цен на Ближнем Востоке

Резкий рост мировых цен на продовольствие в последние месяцы особенно негативно сказывается на перспективах стран Ближнего Востока, большая часть которых является нетто-импортерами продовольствия. Только в сентябре с.г. цены достигли пиковых значений за последние десять лет, особенно за счет роста цен на зерновые и растительное масло. Только за последний год рост продовольственных цен глобально составил 33%. Согласно прогнозам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), рост цен на зерновые продолжится в ближайшие месяцы. В более долгосрочной перспективе, производство зерновых к 2030 году может сократиться на 1.3%, что будет неизбежно поддерживать мировые цены на зерновые на высоком уровне.

Разумеется, сложившаяся ситуация с ростом продовольственных цен ставит под угрозу национальную продовольственную безопасность в странах ближневосточного региона. Несмотря на наметившуюся в 2021 году позитивную динамику экономического восстановления стран Ближнего Востока после пандемии коронавируса, средний рост ВВП на душу населения в регионе вырастет незначительно, не более чем на 1%. В то же время этот показатель по-прежнему остается на низком уровне, ориентировочно на 5% ниже уровней 2019 года. Согласно экспертам Всемирного банка, темпы восстановления экономик ближневосточных стран в обозримой перспективе будут по-прежнему недостаточны, чтобы полностью оправиться от экономических потерь от пандемии.

Продовольственная инфляция одновременно бьет по различным секторам экономики в странах региона, включая питание, здравоохранение, финансы и накладывает дополнительные обязательства на систему социальной защиты. Потери доходов населения, в первую очередь аграрных производителей, ведут к росту бедности. По оценкам Всемирного банка, в 2021 году 192 млн человек в регионе Ближнего Востока живет за чертой бедности  — на сумму менее чем 5.5 долларов в день. Это почти 50% всего населения региона и на 14 млн человек больше, чем до начала пандемии коронавируса. Растущая бедность и сокращающиеся доходы населения ведут к сокращению потребления, экономии населения на продовольствии и ухудшению системы питания. Наихудшая ситуация в сфере продовольственной безопасности складывается сегодня в лагерях для беженцев.

Таким образом, внешние вызовы, такие как глобальный рост цен на сельскохозяйственную продукцию, в сочетании с институциональной слабостью национальных экономик и наличием конфликтов во многих ближневосточных странах ведут к подрыву национальной продовольственной безопасности. Наиболее критическая ситуация в 2021 году складывается в Йемене, Cирии и Палестине. По оценкам Всемирной продовольственной программы ООН, только в двух странах – Йемене и Сирии – общее число испытывающих острую потребность в продовольственном обеспечении составляет почти 30 миллионов человек.

Целый ряд дополнительных факторов усугубляют рост продовольственных цен и оказывают долгосрочное и растущее негативное воздействие на продовольственную безопасность. Главный из них – новый всплеск пандемии коронавируса в сочетании с крайне низкими темпами вакцинации в большинстве бедных стран региона, которые сегодня имеют крайне ограниченный доступ к вакцинам. За исключением ОАЭ, Катара, Бахрейна и Саудовской Аравии, где уровень вакцинации крайне высок в мировом рейтинге и варьируется между  87% и 60%, во многих других странах этот показатель довольно низкий. Это ведет к новым ограничительным мерам, в том числе в области торговли, логистики и импорта продовольствия.

Другой тревожный фактор, который накладывается на рост продовольственных цен, связан с нестабильностью цен на нефть, что в контексте низкой экономической диверсификации во многих ориентированных на экспорт углеводородов странах ведет к сокращению валютных резервов правительств и урезанию значимых программ социальной защиты. С учетом сохраняющейся волатильности нефтяных цен и риска сокращения глобального спроса на углеводороды, особенно со стороны Китая, в случае продолжения пандемии в глобальных масштабах в 2022 году, диктуют необходимость пересмотра экономической политики стран Ближнего Востока в сторону зеленой экономики и диверсификации. Некоторые богатые страны региона (ОАЭ, Катар) приступают к такой трансформации, но большинство бедных и зависящих от экспорта нефти и газа стран (Судан, Ирак, Ливия, Алжир) пока не в состоянии этого сделать. За последние два десятилетия мировое производство нефти сократилось на треть, и этот тренд будет неизбежно продолжаться.

Рост продовольственных цен также подогревает финансовый и долговой кризис в странах региона. Рост суверенного долга в ряде стран (Ливан, Египет, Бахрейн, Марокко, Оман, Тунис) ограничивает финансовые возможности правительств в плане субсидирования фермеров и аграрного сектора в целом.

Таким образом, рост продовольственных цен в 2021 году в регионе на фоне сопутствующих негативных факторов может стать драйвером нового социально-экономического кризиса в наиболее уязвимых странах, особенно с политически нестабильными режимами и внутренними конфликтами. В странах с перманентным военным конфликтом имеются существенные социальные диспропорции, что создает угрозу роста социальной напряженности. В частности, гендерное неравенство, особенно в сфере образования, слабое участие гражданского общества в политических процессах, а также сохраняющиеся прямые террористические угрозы и атаки на важные объекты инфраструктуры, включая продовольственные логистические центры (Ливан, Йемен), могут также оказывать существенное воздействие на ситуацию с продовольственным обеспечением.