- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Алжире: сентябрь 2021 г.

1-2 сентября город Херрата на востоке Алжира стал ареной столкновений между участниками антирежимных манифестаций и полицией. Первая из них была организована протестным движением «Хирак» после того, как власти запретили шествие в поддержку политических заключенных. Для разгона манифестации силы безопасности применили слезоточивый газ. Со своей стороны Алжирская лига в защиту прав человека (АЛЗПЧ) призвала участников акций в Херрате к «спокойствию и бдительности с тем, чтобы сохранить мирный характер (движения) «Хирак».

6 сентября алжирская полиция объявила об аресте 27 человек, подозреваемых в принадлежности к «Движению за автономию Кабилии» (ДАК). Эта организация признана в Алжире «террористической». Арестованным были предъявлены обвинения в «покушении на национальное единство, нарушении общественного порядка, подстрекательстве к незаконным собраниям». По данным полиции, 25 человек из числа арестованных являлись жителями Херраты. При них были обнаружены военная форма, холодное оружие и (пропагандистские) материалы ДАК, которое в полицейском коммюнике было названо «террористической организацией, функционирующей по приказам иностранных сторон». 8 сентября 22 человека из числа арестованных оказались в предварительном заключении.

По данным официального информационного агентства АПС, «30 подозреваемых, в том числе 7 активистов ДАК» были арестованы и помещены в предварительное заключение в рамках расследования по делу о лесных пожарах, бушевавших на севере Алжира в августе.

12 сентября в предварительном заключении оказался журналист и правозащитник Хасан Бурас. Его обвинили в «принадлежности к террористической организации, апологетике терроризма, заговоре против безопасности государства с целью изменения системы управления». В 2016 г. Х.Бурас был приговорен к 1 году тюрьмы по обвинениям в «оскорблении судьи, сотрудника сил безопасности и властных структур».

13 сентября АЛЗПЧ сообщила об аресте по месту жительства журналиста франкоязычной газеты «Либерте» Мухаммеда Мулуджа. В его доме был произведен обыск.

4 сентября свыше 200 представителей гражданских обществ Марокко и Алжира выступили с петицией, в которой призвали к «возвращению разума» и отказу от «эскалации» в отношениях между двумя странами. Таким образом они отреагировали на решение Алжира разорвать дипломатические отношения с Рабатом. Подписавшие петицию осудили «противоестественную конфронтацию, не отвечающую интересам двух народов».

Ранее сообщалось, что 24 августа Алжир разорвал дипотношения с Марокко, обвинив королевство во «враждебных действиях» после нескольких месяцев нарастания напряженности в двусторонних отношениях. В ответ Марокко выразило сожаление с этим «полностью необоснованным» решением. Оно отвергло «абсурдные предлоги», на основании которых оно принималось.

22 сентября канцелярия президента АНДР объявила о решении Алжира «немедленно» закрыть воздушное пространство страны для всех марокканских самолетов, военных и гражданских, а также для воздушных судов, зарегистрированных в Марокко. Соответствующее решение принял Высший совет безопасности Алжира, заседание которого прошло под председательством президента АНДР Абдельмаджида Теббуна. Как отмечалось в коммюнике, решение о закрытии воздушного пространства было принято «с учетом продолжения провокаций и враждебной деятельности со стороны Марокко».

Помимо ряда проблем, и в первую очередь – западносахарской, Алжир обвиняет Марокко и Израиль в поддержке ДАК, а также исламистско-консервативной группы «Рашад». Обе организации признаны в Алжире «террористическими».

27 сентября с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН глава МИД Алжира Рамтан Ламамра потребовал предоставить сахарцам «право на самоопределение». Он осудил «непримиримость» Марокко в западносахарском конфликте.

Алжирскому министру ответил его марокканский коллега Насер Бурита. Его видеовыступление было записано заранее. По его оценке, «в настоящее время спокойствие воцарилось в Сахаре». Говоря про недавние выборы в Марокко, он отметил, что «рекордное участие (сахарцев) доказало – жители Марокканской Сахары привержены территориальной целостности Марокко». Он назвал Алжир «ответственным за создание и продолжение этого конфликта» через принятие на его территории сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО.

28 сентября начальник Генштаба ННА генерал Саид Шенгриха обвинил Марокко в «заговоре» против Алжира. В выступлении в штабе 2-го военного округа в Оране он утверждал, в частности, что «этот экспансионистский режим зашел слишком далеко в его заговорах и кампаниях подрывной пропаганды, нацеленных на уменьшение роли Алжира в делах региона».

5 сентября в предварительном заключении в Алжире оказались бывший кандидат на президентских выборах в Тунисе Набиль Каруи и его брат Гази. Они были арестованы еще в конце августа по обвинению в «незаконном въезде» в Алжир. Решение о помещении лидера партии «Кальб Тунес» и его брата в предварительное заключение принял судебный следователь суда в Константине. Еще 31 августа тунисская юстиция объявила обоих братьев в розыск.

Н.Каруи – основатель тунисского частного телеканала Nessma TV, совладельцем которого является Сильвио Берлускони. В Тунисе он преследуется с 2017 г. по обвинениям в отмывании денег и уклонении от уплаты налогов. В 2019 г. в разгар предвыборной кампании более чем на месяц угодил за решетку. Вновь оказался в тюрьме в декабре 2020 г., где провел 6 месяцев в предварительном заключении. Свою предвыборную программу строил на идеях антиисламизма и борьбы с бедностью.

17 сентября случилось то, что было неизбежно – бывший президент АНДР Абдельазиз Бутефлика скончался в возрасте 84-х лет. С момента его удаления от власти под давлением армии и «улицы» в апреле 2019 г. он проживал в медицинской резиденции в Зеральде к западу от Алжира. Тогда «улица» отреагировала массовыми манифестациями, не дав ему баллотироваться на пост президента в пятый раз подряд, справедливо полагая, что за очевидно больным главой государства стояло его окружение.

18 сентября король Марокко Мухаммед VI направил послание президенту АНДР Абдельмаджиду Теббуну, в котором выразил соболезнования в связи с кончиной А.Бутефлики.

19 сентября экс-главу Алжира похоронили на кладбище Эль-Алиа в углу, отведенном для героев войны за независимость. Траурная церемония прошла скромнее, чем в случаях его предшественников. Была даже отменена первоначально предполагавшаяся церемония прощания с покойным в Дворце народа в Алжире. Через такую церемонию прошли все предыдущие главы Алжира, а также бывший начальник Генштаба Национальной народной армии Алжира корпусной генерал Ахмед Салах Гаид, скончавшийся в декабре 2020 г. На траурной церемонии разрешили присутствовать младшему брату А.Бутефлики Саиду, отбывающему тюремный срок по обвинению в коррупции.

В любом случае А.Бутефлика в течение нескольких десятилетий делал историю своей страны будучи 14 лет главой МИД АНДР и президентом в течение 20 лет.

22 сентября канцелярия президента АНДР сообщила о кончине еще одного бывшего главы государства Абделькадера Бенсалаха. После отставки А.Бутефлики бывший спикер верхней палаты парламента (2022 – 2019 гг.) в течение 8-ми месяцев исполнял обязанности главы государства. А.Бенсалах скончался в возрасте 79 лет после продолжительной болезни. Согласно конституции, исполняющим обязанности главы государства он стал 9 апреля 2019 г., несколько дней спустя после отставки А.Бутефлики. Он покинул этот пост 19 декабря 2019 г. после того, как присягу принес новый избранный президент Алжира Абдельмаджид Теббун.

23 сентября суд алжирского предместья Дар эль-Байда приговорил к 4 годам тюрьмы бывшего зарегистрированного кандидата на президентских выборах 2019 г. генерала в отставке Али Гедири. Он был обвинен в «участии в мирное время в мероприятии, связанном с покушением на моральное состояние армии». Планировавшиеся на 2019 г. президентские выборы были отменены по требованию протестного движения «Хирак». А.Гедири находился в предварительном заключении с июня 2019 г. Назначенные на 4 июля 2019 г. президентские выборы были также отменены. Голосование состоялось только 12 декабря 2019 г. Победу на них одержал А.Теббун.

Новичок в политике, А.Гедири в ходе избирательной кампании ратовал за «разрыв с системой» и строительство «2-й республики».

27 сентября два бывших премьера эпохи А.Бутефлики Ахмед Уяхья и Абдельмалек Селлаль, уже отбывающие в тюрьме сроки наказания, были вновь осуждены по обвинениям в коррупции. Они получили 6 и 5 лет тюрьмы соответственно. Согласно предыдущим приговорам, первый получил 15 лет тюрьмы, второй – 12.

27 сентября президент Алжира А.Теббун принял командующего Африканским командованием Пентагона (Африком) генерала Стефена Таунсенда. Как сообщила канцелярия главы Алжира, обсуждались «развитие (ситуации) в регионе, и в частности, вопросы безопасности в Сахеле, а также пути усиления возможностей стран региона в плане борьбы с терроризмом». Встреча проходила в Алжире в присутствии начальника Генштаба Национальной народной армии АНДР генерала Саида Шенгрихи и американской делегации.

28 сентября Париж объявил о решении ужесточить условия выдачи виз для жителей Алжира, Марокко и Туниса. Это решение он объяснил нежеланием этих трех стран принимать тех выходцев из них, которые после проведения разрешенного времени пребывания во Франции «забывали» затем вернуться на родину. Речь также идет о радикально настроенных исламистах. Как пояснил представитель правительства Франции Габриэль Атталь, «это – резкое решение, это – необычное решение, но оно стало необходимым после того, как эти страны стали отказываться принимать тех своих граждан, которых мы не желаем и не можем оставлять во Франции».

По его оценке, правительство Франции продемонстрировало достаточно доказательств терпения с момента начала переговоров по данному вопросу в 2018г. «Сначала был диалог, потом последовали угрозы. Сегодня эти угрозы исполнены», — сказал Г.Атталь.

29 сентября в МИД Алжира был вызван посол Франции в АНДР. Там ему был заявлен протест в связи с решением Парижа сократить число выдаваемых алжирцам виз.

29 сентября на мощностях государственной фармацевтической компании Saidal в Константине началось производство вакцины китайской компании Sinovac. На этом предприятии предполагается производить 8 млн доз вакцины в месяц. Алжирские власти намерены до конца 2021г. вакцинировать 70% населения страны.

В сентябре стало известно, что ВВС Алжира, уже имеющие на вооружении беспилотные летательные аппараты (БПЛА) шести типов, включая четыре – ударные, намерены приобрести 24 БПЛА – истребителя танков WingLoong II производства китайской компании AVIC. Начало поставок ожидается до конца текущего года, завершение – в 2022 г. БПЛА этого типа имеют до 16 точек подвески. Основное оружие – планирующие и управляемые авиабомбы, а также противотанковые ракеты. Стоимость одного БПЛА – 5 млн долларов, что в семь раз дешевле его американского аналога.

В сентябре стало известно, что Алжир принял решение усилить свою береговую оборону за счет закупки 3 береговых ракетных комплексов (БРК) «Бал-Э» в модернизированном варианте российского производства и CM-302 китайского производства.

Три сектора береговой обороны получат в ближайшее время БРК российского и китайского производства, первый – дозвуковой, второй – сверхзвуковой. При этом не уточнялось, сколько их будет – один и два, или два и один соответственно.

В первом случае речь идет о модернизированном БРК «Бал-Э» с противокорабельными ракетами Х-35УЭ. Его мобильность обеспечивается шасси типа МЗКТ. Кроме самоходных пусковых установок, каждая из которых несет по 8 ракет, в составе комплекса мобильный радар, машина – командный пункт и машины боевого обеспечения. Боекомплект комплекса – 64 ракеты. Интервал пуска ракет в залпе – не более 3 секунд. В одном залпе могут быть выпущены 32 ракеты. Дальность поражения – до 280 км.

Алжир уже достаточно давно эксплуатирует БРК «Бал-Э» производства Корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ), однако в данном случае речь идет о модернизированном комплексе.

Как представляется, в случае конфликта Алжира с Марокко весомые внешние игроки не дадут главным действующим лицам выйти за рамки словесной перепалки. Им и так хватает проблем в недалеком от Магриба регионе Сахеля.