- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: внутрипартийная борьба в Ликуде

В середине текущей недели в израильских СМИ были опубликованы данные опроса, проведенного по заказу 12 Канала израильского телевидения среди 553 избирателей ныне оппозиционно партии Ликуд. Посвящен он был выявлению предпочтений электората в случае проведения внутренних выборов. Согласно статистике, 86 % сторонников данной политической силы по-прежнему продолжают поддерживать Б.Нетаньяху в качестве лидера. Для сравнения, уровень его одобрения на прошлых праймериз, состоявшихся около двух лет назад, был равен 72,5 %. Кроме того, 68 % респондентов полагает, что под руководством экс-премьер-министра Ликуд сумеет вернуться во власть.

Рейтинг ближайших преследователей нынешнего председателя партии существенно ниже. Как свидетельствует опрос, Й.Эдельштейн на текущем этапе может рассчитывать лишь на 6% голосов. По сравнению с аналогичной статистикой, обнародованной летом текущего года, фиксируется рост его популярности на один пункт. Тезис политика о том, что при Б.Нетаньяху партия застрянет в оппозиции разделяют 17 % респондентов. Любопытно, что Й.Эдельштейн не является и первым претендентом на руководство Ликуд даже в случае отставки Б.Нетаньяху. При таком раскладе, 27 % голосов потенциально достается бывшему главе Моссада Й.Коэну. За ним с 16 % следует экс-мэр Иерусалима Н.Баркат. Их положение в списке за несколько месяцев не изменилось.

Впрочем, ситуация для Б.Нетаньяху выглядит не столь безоблачной, если обратиться к исследованиям общественного мнения, характеризующим потенциал Ликуда при формировании коалиции. Согласно данным того же 12 канала, партия способна получить 34 мандата. Это может обеспечить ей право сформировать следующее правительство, поскольку, при таком сценарии «Еш атид» набирает 18 мест. Однако в совокупности лагерь Ликуда получит лишь 56 мандатов в Кнессете из 120. Под предводительством Й.Эдельштейна партии достается лишь 20 мест в парламенте наравне с «Еш атид». Однако формируемая ими коалиция большинства получает, по данным опроса, уже 62 мандата.

Таким образом, Й.Эдельштейн своим заявлением о намерении оспорить позиции Б.Нетаньяху в партии и подстегнувший дискуссии по поводу скорых праймериз, пытается повторить опыт Н.Беннета в ходе последних по времени  коалиционных переговоров. При этом он строит свою агитацию среди однопартийцев на двух обещаниях. Первое из них – возвращение во власть, со всеми вытекающими из этого преимуществами. Второе – собственный «стиль и ценности», отличные от Б.Нетаньяху, сущность которых, впрочем, политик пока не раскрывает. При этом ближайшее окружение экс-главы правительства прочит ему, скорее, судьбу Г.Саара или Г.Эрдана.

Параллельно с этим карьеру в партии пытается выстроить и другой претендент на лидерство – Н.Баркат, который сегодня является своего рода «оппозиционером среди оппозиционеров», поскольку противостоит не только внешнему давлению коалиции, но и своим однопартийцам. В отличие от Й.Эдельштейна главный инструмент в его борьбе за власть – финансы. Как рядовой член Кнессета он имеет штат из трех оплачиваемых из бюджета помощников, а вот как миллионер вкладывает собственные средства в проведение дорогих и запоминающихся мероприятий, стараясь таким образом повысить лояльность к себе в партии. В результате еще один ликудник Д.Амсалем внес в Кнессет законопроект, предполагающий потолок в 100 тыс. шекелей для вложений в избирательную кампанию из личных и спонсорских средств. При этом как действующие, так и бывшие члены партии, включая И.Каца и Г.Саара, в один голос заявляют, что эта инициатива не направлена против конкретного политика.

Любопытно, что этим приемом Н.Баркат пользовался довольно давно, включая и подготовку к прошлым праймериз, на которых победу одержал Б.Нетаньяху, однако на тот момент его персональные вложения мало кого из коллег по партии волновали. Нарушения были зафиксированы лишь Госконтролером. Более того, на тот момент за превышение лимитов вложений и непрозрачность расходования средств были оштрафованы А.Кара, О.Марк и К.Шитрит, а также сама партия, которая также обвинялась в использовании своей символики на государственных мероприятиях с членами правительства.

Снижает его популярность и то, что имя политика фигурировало в т.н. «Документах Пандоры» — файлах об оффшорных операциях, собранных международным объединением журналистов. Это подстегнуло внутренний интерес к происхождению активов Н.Барката и тому, какое отношение он имел к бизнесу в годы исполнения обязанностей мэра и депутата.

Впрочем, помимо финансовых у Н.Барката есть еще один инструмент укрепления популярности – территориальный. Как бывший мэр Иерусалима он стремится привлечь внимание в ситуации в городе, причем не только в самом Израиле но за рубежом. В частности, он совершил уже две поездки в США, где пытается использовать местные еврейские лоббистские организации для противостояния планам открытия американского консульства по работе с палестинцами в израильской столице. Также в его активе программа развития периферии страны, охватывающая как Иудею с Самарией и Голаны, так и Эйлат. Также немаловажно то, что в 2008 г. победу на муниципальных выборах в Иерусалиме он одержал за счет баланса между интересами светских и религиозных избирателей, внимание к которым не только привлекло к нему сторонников других кандидатов, но и в целом повысило явку. На фоне текущего негативного восприятия ортодоксов и маргинализации их политических представителей во власти такой ход потенциально мог бы принести очки в битве за Кнессет.

Третий претендент – Й.Коэн ранее считался чуть ли не официальным преемником Б.Нетаньяху тогда, когда тот решит уйти в отставку. Важно при этом, что бывший шеф «Моссада» пока не является членом партии, а его присоединение к ней старательно блокирует секретарь Ликуда И.Кац. Официальная версия, озвученная последним, проста: Й.Коэн должен вступить в ряды партии сейчас, когда блок находится в оппозиции и заниматься текущей работой, а не тогда, когда появится реальная возможность вернуться во власть и побороться за ключевые государственные посты. Аналогичный метод внутренней борьбы старые ликудники использовали против Н.Барката, что по сути и помешало ему претендовать на министерский портфель в последнем правительстве Б.Нетаньяху несмотря на то, что он был автором экономической программы партии.

Впрочем, вероятность того, что создание формальных барьеров принесет И.Кацу пост лидера, мала, поскольку рейтинг его популярности среди электората составляет около 5 %. Более того, не исключен обратный сценарий, при котором устав партии, требующий от кандидатов на вступление из спецслужб или оборонного истэблишмента 16-месячного периода, предшествующего возможности баллотироваться, может попросту быть переписан. Однако и с имиджем Й.Коэна не все гладко. В лучших традициях Ликуда в отношении него было начато полицейское расследование по факту получения дорогих подарков.

В целом, если сосредоточиться на текущей ситуации, то в партии Ликуд началась довольно агрессивная битва за власть, в которую активно включились два претендента на лидерство – Й.Эдельштейн и Н.Баркат. Первый не пользуется большой популярностью у электората, но весьма лояльно воспринимается однопартийцами, у второго все ровно наоборот. На этом фоне позиционную борьбу ведут другие кандидаты, при этом наиболее очевидными линиями разлома их интересов являются срок пребывания в партии и степень лояльности к действующему председателю.

Если взглянуть на будущее Ликуда более широко, то окажется, что определяющее значение имеет глава Центрального комитета, от которого,  собственно говоря, и зависит проведение праймериз. Более того, именно он встанет во главе движения в случае добровольного ухода в отставку его действующего лидера, как минимум, на 21 день, пока не пройдут выборы временного руководителя, а то и на 90 дней до избрания постоянного председателя. Пост этот в настоящий момент занимает малозаметный в текущей борьбе политик Х.Кац, присоединившийся к Ликуду в 2003 г., а впервые избранный в Кнессет еще в 1999 г. от партии «Ам эхад». Последнюю основал А.Перец, покинувший Аводу, а Х.Кац был председателем парламентской фракции. Больше от этого списка в Кнессет никто не прошел. На текущем этапе Х.Кац, как кажется, близок к Б.Нетаньяху, и вместе они работают над несколькими направлениями. Первое – введение в ЦК тех, кто может укрепить позиции действующего лидера. Однако это весьма затруднительно ввиду серьезной внутренней борьбы между старыми и новыми членами партии. Второе – блокирование возвращений экс-ликудников, здесь, по причине и без того высокой конкуренции, между однопартийцами наблюдается больше единодушия.