- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Израиле: сентябрь 2021 г.

В сентябре внешнеполитическая активность Израиля в значительной степени была сосредоточена в рамках Ближневосточного региона. Также продолжилось взаимодействие с ключевыми международными партнерами – США и Россией, в то время как деятельность на европейском и азиатском направлениях заметно сократилась. Н.Беннет впервые принял участие в 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в качестве премьер-министра. В области внутренней  политики приоритетное значение сохранили  принятие бюджета и борьба с COVID-19. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

За месяц из сектора Газа в направлении Израиля были выпущены три ракеты. Помимо этого с начала сентября проходили протестные акции на границе и участились случаи запуска шаров с горючими веществами, что привело к нескольким пожарам. Была зафиксирована попытка проникновения боевиков на территорию государства. Также участились атаки на представителей израильских сил безопасности и гражданских лиц. Наиболее напряженной ситуация отказалась в Иерусалиме. 10 сентября в условиях объявленного ХАМАС «дня гнева» террорист-одиночка напал с ножом на сотрудника израильской пограничной полиции. Двое мирных жителей были ранены при аналогичных обстоятельствах в районе Иерусалимского автовокзала в середине месяца. 30 сентября полицейские сорвали нападение женщины-террористки в Старом городе. Палестинские боевики были ликвидированы. В качестве ответных мер на ракетный огонь Израиль атаковал объекты  группировок в Газе. На Западном берегу были предприняты операции, позволившие ЦАХАЛ пресечь доставку в сектор оружия и материалов для строительства террористических туннелей.

Указанные обстоятельства в значительной степени стали следствием подстрекательств со стороны ХАМАС, в которых активно использовались лозунги борьбы с т.н. «оккупацией» на фоне побега из израильской тюрьмы Гильбоа 6 террористов и жертв с палестинской стороны в ходе столкновений с силами безопасности Израиля. Высокий уровень насилия оказался выгоден группировкам, контролирующим сектор, ввиду их угроз начать масштабную эскалацию, если израильское правительство не пойдет на новые послабления, а также в рамках продолжающейся борьбы за влияние на Западном берегу.

Официальные визиты и переговоры

В сентябре Н.Беннет посетил США. Несмотря на то, что основной целью визита стало его участие в ежегодной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, глава израильского правительства пообщался в Нью-Йорке и с представителями американских еврейских организаций. Помимо этого, отношения с Соединенными Штатами приобрели особую значимость в связи с попытками крыла прогрессистов Демократической партии заблокировать финансирование системы ПРО «Железный купол». Однако соответствующий законопроект все же был одобрен при поддержке 420 конгрессменов против 9. По словам Н.Беннета, прозвучавшим на традиционной пресс-конференции перед вылетом в США, «в момент истины мы видели, что представители американского народа подавляющим большинством поддерживают Израиль». Тем самым он намекнул на значимость для Иерусалима как факта двухпартийного консенсуса, так и того, что враждебные настроения в отношении ближневосточной страны имеет лишь «небольшая антиизраильская группа, которая создает много шума».

Министр иностранных дел Израиля Я.Лапид в начале сентября вылетел в Москву, где состоялась рабочая встреча с его российским контрпартнером С.Лавровым. В ходе встречи, проходившей на фоне празднования 30-летия дипломатических контактов, представители сторон обсудили перспективы двусторонних отношений и ситуацию на Ближнем Востоке. В том, что касается последнего, глава МИД Израиля сделал акцент на сирийской и иранской тематике. Началось выступление Я.Лапида на совместной пресс-конференции с констатации особой роли Красной Армии в «спасении мира от тирании и расизма».

В сентябре приоритетом во внешней политике государства продолжило оставаться наращивание сотрудничества с давними и новыми региональными партнерами. Н.Беннет 13 сентября посетил Шарм эш-Шейх, где встретился с египетским президентом А.Ф.ас-Сиси. Ключевыми в повестке дня беседы двух лидеров значились укрепление связей в экономике и взаимодействие с целью обеспечения безопасности на границах с сектором Газа. 17 сентября премьер-министр выступил с заявлением по случаю первой годовщины «Соглашений Авраама». Шанс пообщаться лично с представителями стран Персидского залива выпал политику на полях 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Там состоялись трехсторонние консультации Н.Беннета с главами внешнеполитических ведомств ОАЭ и Бахрейна, посвященные первой годовщине исторического шага. Помимо этого, израильский лидер ознакомил своих собеседников с итогами его переговоров с первыми лицами Египта и Иордании.

Я.Лапид в начале месяца в Кнессете встретился с первым послом Бахрейна в Израиле Халедом Юсифом аль-Джаламой. Затем по телефону он пообщался с египетским коллегой С.Шукри. Наконец, в конце сентября министр отравился в Манаму, где для него была организована встреча с королем и главой МИД Бахрейна и церемония открытия посольства Израиля в стране.

К работе на ближневосточном треке подключился президент страны И.Герцог. 4 сентября МИД Израиля опубликовал информацию о состоявшихся за несколько дней до этого в Аммане переговорах главы государства с королем Иордании Абдаллой II. Эта поездка, как и июльский раунд общения иорданского монарха с главой израильского правительства Н.Беннетом заранее не афишировалась. По данным СМИ, стороны обсудили роль Иордании в «региональной инфраструктуре», складывающейся в связи с процессом нормализации между Иерусалимом и умеренными региональными режимами. Также в повестке дня предположительно значились палестинская проблема и преодоление кризисных явлений в двусторонних отношениях Иордании и Израиля. Обещание продолжить диалог с ближневосточными лидерами И.Герцог выполнил уже 5 сентября, когда поговорил по телефону с президентом Египта А.Ф.ас-Сиси.

Отношения с международными организациями

Ключевым событием на данном направлении израильской внешнеполитической активности можно считать в сентябре выступление Н.Беннета на 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Отправляясь в Нью-Йорк, глава правительства подчеркнул, что воспринимает участие в мероприятии как «возможность рассказать нашу историю о месте Израиля в мире, об особом духе израильтян и вкладе в мир».

Важными акцентами его речи с трибуны ООН стали  построение широкой правительственной коалиции, отражающей интересы различных общественных групп, а также особенности подхода государства к борьбе с коронавирусом. Подобный фокус внимания спровоцировал критику со стороны израильским СМИ. Так, редакторская статья Jerusalem Post от 29 сентября обвинила политика в том, что он перепутал площадки и «произнес внутриполитическую речь перед международной аудиторией». Впрочем, основная волна возражений по поводу содержания данного выступления касалась того, что Н.Беннет максимально дистанцировался от палестинской проблемы. Наконец, не удалось ему избежать и сравнений с предшественником. Нынешнего премьер-министра обозреватели похвалили за отсутствие реквизита, намекая на ставший знаменитым макет бомбы, с которым Б.Нетаньяху с той же трибуны демонстрировал опасность иранской ядерной угрозы. Однако многие журналисты сошлись во мнении, что в харизматичности политик заметно уступает лидеру Ликуда.

Возвращаясь к палестинской проблеме, справедливости ради, стоит отметить, что она обсуждалась в ходе других мероприятий на полях сессии. В частности, во время встречи Н.Беннета с генеральным секретарем ООН А.Гутерришем. При этом глава правительства предпринял попытку перевести дискуссию в практическое русло, подняв вопрос о содействии международного сообщества в деле возвращения захваченных боевиками ХАМАС двух тел израильских военнослужащих и двух гражданских лиц, в обмен на которых группировка добивается освобождения из израильских тюрем палестинских террористов. Наконец, Н.Беннет и А.Гутерриш обсудили возвращение США в международные институты, решение о выходе из которых принял бывший американский президент Д.Трамп. Обращение к данной проблематике также имеет большое значение для перспектив палестинской проблемы, поскольку в настоящий момент ХАМАС предпринимает попытки заблокировать совместную активность США и БАПОР, т.к. она мешает группировке из Газы в борьбе за власть против М.Аббаса.

В сентябре возросло значение для Израиля Международного агентства по атомной энергии, которое рапортовало о нарушениях Ираном соглашения об инспекциях в Карадже от 12 сентября. Тегеран объяснил свое поведение тем, что сначала МАГАТЭ должно четко обозначить свою позицию в отношении «террористической атаки» на данном объекте, которую ИРИ приписывает Израилю. Иерусалим со своей стороны использует односторонний отказ Ирана от договоренностей как еще один признак того, что его ядерная программа представляет опасность, не только для Израиля или Ближнего Востока, но и всего международного сообщества, в том числе западных стран, продолжающих отстаивать целесообразность сохранения СВПД.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

Одной из ключевых тем во внутренней политике страны оставалось бюджетное планирование. 2 сентября парламент в первом чтении утвердил проект главного финансового документа. Представляя его пленуму Кнессета, министр финансов А.Либерман сделал акцент на том, что вынесенный на рассмотрение бюджет стал самым социально-ориентированным. По его словам, это достигается, прежде всего, за счет объемов финансирования гражданских министерств. Проблемы, которые правительство стремится решить в первую очередь – поддержка сельхозпроизводителей, улучшение ситуации на рынке жилой недвижимости для снижения ее стоимости, а также развитие транспортной инфраструктуры.

Продолжая данную тематику, парламентарии обсудили еще ряд законопроектов. Прежде всего, т.н. «налог на пробки», предлагающий взимать сбор с водителей, въезжающих на личном автомобиле в Гуш Дан. По мнению Минфина, эта мера позволит снизить загруженность дорог на 30 %. При успешном прохождении, инициатива может быть введена уже в 2024 г. Однако против нее выступает оппозиция, настаивающая, что предложение будет негативно сказываться на жителях периферии, вынужденных приезжать в центр для получения необходимых услуг, при этом транспортная сеть в государстве пока развита недостаточно, чтобы позволить им отказаться от личного авто.

Любопытно, что возражения оппозиции, которую теперь возглавляет Ликуд, содержали в себе отсылки к нескольким направлениям работы предыдущего правительства, на достижениях в рамках которых Б.Нетаньяху делал акцент в предвыборной гонке. В частности, партия включала в экономический блок своей платформы общее развитие периферии и совершенствование системы транспорта. Кроме того, упрек в том, что до введения нового налога не будет завершена сеть общественного транспорта, имеет прямое отношение к Китаю, вовлечение компаний из которого в указанные проекты сдерживается США. Причем в настоящий момент тендер в Тель-Авиве фактически заморожен именно по данной причине. Ранее Б.Нетаньяху уже высказывал мнение, что новое руководство страны не имеет достаточного политического веса для эффективного противостояния воздействию США в тех областях, где оно для Израиля неблагоприятно.

Деятельность правительства

Лейтмотивом заседания кабинета министров, состоявшегося в преддверии празднования Рош ха-Шана, стала стабилизация страны на различных направлениях. Прежде всего, речь шла о коронавирусе. Комментируя данную тему, Н.Беннет сообщил о 2,5 млн граждан, получивших третью дозу вакцины, а также подчеркнул, что приоритетом правительства является принятие всех необходимых мер для избежания локдаунов. Помимо этого, премьер-министр коснулся бюджетного процесса, где прохождение главным финансовым документом страны первого чтения в Кнессете также было сочтено свидетельством стабилизации.

Вскользь оказалась затронута и весьма спорная тема повышения пенсионного возраста для женщин, который должен подняться с нынешних 62 до 67 лет. Ранее в меморандуме, опубликованном министерством финансов, значилась цифра 65 лет. При этом правительство разработало пакет особой помощи для женщин старше 57 лет, которые остались без работы. На эти нужды из бюджета страны будет выделяться порядка 630 млн шекелей ежегодно. Общественность в Израиле весьма критично воспринимает реформу по разным причинам, в том числе из-за опасений за ситуацию на рынке труда, а также перспектив повышения пенсионного возраста для мужчин, который может быть доведен с 67 до 70 лет. Вместе с тем не исключено, что таким образом правительство пытается решить проблему, возникшую в связи с недостатком иностранных работников на фоне пандемии. Их нехватка ранее была констатирована парламентариями в секторе ухода за пожилыми и больными. При этом данный вид деятельности нередко выбирали для себя и репатриантки, приехавшие в Израиль в среднем и старшем возрасте.

12 сентября в центре внимания членов правительства был терроризм и насилие в арабском секторе. Н.Беннет сообщил о поимке четырех из шести палестинских заключенных, бежавших 6 сентября из тюрьмы Гильбоа, пообещав провести проверку по факт случившегося. Еще двое были задержаны 19 сентября. Несмотря на то, что поиск беглецов растянулся на две недели, что было использовано группировкой ХАМАС в подстрекательстве против Израиля, все же удалось избежать риска новых массовых волнений, который ранее не исключали израильские эксперты и журналисты.

В сентябре было объявлено о назначении заместителя министра общественной безопасности, экс-главы организации Lehav 433 Й.Сегаловича («Еш атид») главой рабочей группы по борьбе с насилием среди арабского  населения при министерской комиссии под руководством Н.Беннета. Стоит подчеркнуть, что речь идет именно о преступлениях арабов простив арабов, количество жертв которых, по данным СМИ, с начала года уже достигло 96 человек. По меньшей мере 15 человек погибли в сентябре.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Государству Израиль необходимо ответить самому себе на вопрос: что мы хотим делать с Газой? С тех пор, как Израиль покинул сектор Газа в 2005 г., мы были втянуты в серию раундов насилия, причиняющего страдания нашему народу и наносящего ущерб нашей экономике. Политика, проводимая Израилем, до сих пор существенно не изменила ситуацию… Нам нужно изменить направление. Что нам делать? Короткий ответ заключается в том, что нам нужно начать большой многолетний процесс развития экономики в интересах безопасности… Цель процесса – создать стабильность по обе стороны границы… Кроме того, этот процесс позволит Израилю сосредоточить свои ресурсы и внимание на реальной борьбе  — против ядерной программы Ирана и попытки Ирана стать региональной державой путем распространения терроризма и насилия», — таковы были тезисы выступления Я.Лапида на Международном саммите по контртерроризму 12 сентября.

Сказанное имеет значение по нескольким причинам. Во-первых, это доказывает, что в действительности Израиль работает над урегулированием, однако ищет пути практического решения палестинской проблемы. Во-вторых, несмотря тезис Я.Лапида о том, что ранее подобная мысль всерьез не обсуждалась, по сути, описанный им проект представляет собой квинтэссенцию различных планов, многие из которых связаны с поддержкой США, будь то подключение палестинцев к проекту «Канал двух морей» и Газовому форуму государств Восточного Средиземноморья или предложенный Дж.Кушнером принцип «сначала Газа», в соответствии с которым, урегулирование всего конфликта возможно после того, как будут разрешены специфические социально-экономические проблемы сектора. В-третьих, ранее, особенно после операции «Нерушимая скала», общественность и экспертное сообщество упрекали экс-главу правительства Б.Нетаньяху в неспособности решить проблему Газы. Тот факт, что призыв к обновлению стратегии на этом треке озвучил политики, который должен стать следующим премьер-министром, может говорить о существующей вероятности столь ожидаемых трансформаций.