- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О потеплении отношений Сирии с ОАЭ

Последние месяцы стали поистине благоприятными для Сирии в плане результативности экономической дипломатии и налаживания взаимоотношений с соседями по региону, ранее с начала конфликта в 2012 году вставшими на сторону сирийской оппозиции. Вслед за успехами Дамаска по встраиванию в схему поставок египетского газа в Ливан через Иорданию и Сирию, что в перспективе обещает сирийскому руководству важные геополитические бонусы, в последние недели наблюдается потепление отношений с ОАЭ, которые ранее активно поддерживали сирийское оппозиционное движение. Очевидно, что соединение некогда важной торговой оси от Красного моря до Средиземного (Египет-Иордания-Сирия-Ливан) и далее в Европу активно лоббируется крупными экономическими корпорациями в регионе, которым удалось видимо заручиться поддержкой и пониманием со стороны новой американской администрации. Это получилось, поскольку совпало с важными геополитическими интересами Вашингтона торпедировать растущее монопольное влияние Ирана и шиитской «Хизбаллы» в Ливане, где на фоне энергетического кризиса и топливного дефицита Тегеран выступил в качестве главного (и на тот момент – единственного) спонсора и поставщика нефтепродуктов для спасения ливанской энергетической системы. В конце сентября 2021 года Иордания окончательно открыла пограничные пункты вдоль границы с Сирией, что стало важным сигналом для восстановления стабильных и устойчивых торговых связей после десятилетия конфликта.

Однако важность восстановления торговой оси через Сирию в Ливан, Турцию и Европу имеет также крайне важное экономическое значение для арабских стран Персидского залива.  Особенно важность этого маршрута возрастает в условиях продолжающейся пандемии коронавируса и торгово-транспортных ограничений. Абу-Даби одним из первых осознал эту новую перспективу и как наиболее прагматичный игрок в регионе, сразу же приступил к нормализации отношений с Дамаском.

В начале октября состоялся важный контакт между экономическими делегациями двух стран на Экспо-2021 в Дубае.  По итогам встречи министров экономики на сирийском павильоне Экспо стороны договорились восстановить работу двусторонней комиссии и делового совета. Министерство экономики ОАЭ выступило по итогам этих переговоров с заявлением о договоренностях с сирийскими партнерами расширять экономическое взаимодействие и распространять его за пределы нефтяного сектора. На сегодня ежегодный торговый оборот между двумя странами вне нефтяного сектора крайне невелик. По итогам первого полугодия 2021 года он  составил менее 300 млн долларов США. Таким образом, потенциал по наращиванию ненефтяной торговли между двумя странами огромен. В то же время, по поставкам нефти в Сирию Абу-Даби лидирует и в совокупности является важнейшим торговым партнером Сирии,  с суммарной долей 14%  от ее общего внешнеторгового товарооборота.

Нужно отметить, что несмотря на откровенную финансовую, политическую и иную поддержку со стороны ОАЭ сирийской оппозиции, особенно на первых этапах конфликта, Абу-Даби проводил весьма гибкий и прагматичный курс в Сирии. С момента установления президентом Б.Асадом контроля над большей частью территории Сирии, лидеры ОАЭ приступили к постепенной нормализации диалога. В 2018 году Абу-Даби восстановил работу своего дипломатического представительства в Дамаске после его закрытия в 2011 году. С тех пор ОАЭ стремятся – в том числе в противовес растущему влиянию Ирана в Сирии – плавно воссоздать экономическое взаимодействие с Дамаском. Активное вовлечение Сирии в работу Экспо-2021 и первые контакты на высоком уровне на его полях свидетельствуют о четком векторе дипломатии ОАЭ.

Также очевидно, что от позиции Абу-Даби во многом будут зависеть и шансы Сирии восстановить свое членство в Лиге арабских государств (ЛАГ). Ранее активно в поддержку Дамаска выступили некоторые, но не самые влиятельные страны региона  — Алжир, Ливан, Тунис и Судан. Важной явилась поддержка Ирака, а также позитивные сигналы в конце лета со стороны Иордании и Египта, которые пока несколько колеблются. Однако факт поддержки Сирии в плане ее возвращения в ЛАГ со стороны ОАЭ имеет важнейшее психологическое значение – это один из экономических и политических лидеров всего региона и ключевой союзник Саудовской Аравии, от окончательного вердикта которой во многом и будет зависеть итоговый результат. Как известно, для восстановления членства Сирии в ЛАГ необходимо единогласное решение всех ее членов, и поддержка со стороны Абу-Даби чрезвычайно ценна.

Таким образом, вслед за знаменательной встречей министров иностранных дел Сирии и Египта на полях 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке в сентябре с.г., первый официальный контакт экономических делегаций Сирии и ОАЭ в рамках работы Экспо-2021 в Дубае стал очередным важным сигналом о том, что арабские страны региона предпринимают активные шаги по реинтеграции Дамаска в торгово-экономическую систему. Цель многих из них – восстановить торговый путь и товарооборот из арабских стран Персидского  залива в Турцию и Европу. По-видимому, им также удалось заручиться неким предварительным согласием новой американской администрации, для которой в контексте противостояния с Китаем сирийский конфликт не входит в перечень главных геополитических приоритетов. Вашингтон здесь больше сфокусирован на удержании своих позиций в курдских анклавах Сирии, окончательном подавлении террористических остатков «Исламского государства» (организация запрещена в России) и гуманитарной поддержке лояльных оппозиционных групп. Очевидно, что администрация Джо Байдена не будет противиться растущему давлению со стороны многих крупных арабских региональных игроков, за исключением, пожалуй, Cаудовской Аравии, вставших на путь потепления отношений с Дамаском.