Расчет на то, что региональная политика Ирана при консервативном президенте Эбрахиме Раиси станет более позитивной и страна сможет наладить отношения со странами суннитского ислама, в первую очередь – со своим многолетним недругом и конкурентом по ближневосточному пространству – Королевством Саудовская Аравия (КСА) — по всей вероятности, не сбывается. После первых недель громогласных заявлений о прорыве на этом направлении, похоже, все возвращается на круги своя, а может быть, конфронтация становится еще более жесткой. Факты последних дней убеждают, что власти Саудовской Аравии усилили антииранскую риторику, осуждая ядерные и ракетные программы режима Исламской Республики Иран. СМИ ИРИ пишут о том, что в своем недавнем выступлении в США министр иностранных дел Саудовской Аравии Фейсал бен Фархан открыто обвинил иранский режим в том, что реально поставил свою ядерную программу вне рамок контроля инспекторов Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) и осуществляет обогащение урана до 60%, тогда как в соответствии с документами заключенного в июле 2015 г. Венского соглашения – СВПД – Совместного всеобъемлющего плана действий — Ирану разрешено такое обогащение только в пределах 3,67%. Ранее, во время 76-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр в своей речи также коснулся нарушения иранским режимом обязательств по линии СВПД, заявив, что это представляет большую опасность для региона и мира. Тогда же, в Нью-Йорке, глава МИД Саудовской Аравии призвал иранский режим как можно скорее вернуться к переговорам в Совете Безопасности ООН и воздерживаться от затягивания переговорного процесса. По его заявлениям, несмотря на целый ряд проведенных в Вене раундов переговоров, происходит заурядное «топтание на месте».
Такими четкими и понятными заявлениями лидеры Саудовской Аравии дают понять, что они готовы оказать необходимое давление на исламский режим ИРИ, чтобы остановить продвижение его ядерной программы, беспокоящее и КСА. Министерство иностранных дел королевства объявило о встрече главы ведомства с госсекретарем США Энтони Блинкеном, чтобы обсудить ядерную программу иранского режима, и призвало к решительным шагам на этом направлении. Перед встречей было разъяснено, что будут обсуждаться и другие проблемы, в том числе – внутренние процессы в регионе, ситуация в Йемене, изменения мирового климата и др. Министры не обошли стороной пути укрепления взаимного сотрудничества, в частности, процесс полного вывода военного контингента США с Ближнего Востока. Эта проблема вызывает много опасений у КСА и других стран проамериканской ориентации региона. Важной для обсуждения путей оптимизации иранской ядерной программы явилась и встреча с координатором иранской ядерной программы со стороны Госдепартамента США Р.Мэлли. На ней еще раз была подчеркнута необходимость активизировать совместные усилия на глобальном и региональном уровнях для противодействия ядерной программе иранского режима. На всех встречах с участием главы МИД КСА обращалось внимание на то, что ИРИ последовательно и осознанно нарушила многие из своих обязательств перед Советом Безопасности ООН, что вызывает крайнее беспокойство и требует немедленной и жесткой реакции. Обе страны солидарны в том, что Тегеран быстрыми темпами продвигает свою ядерную программу и с каждым днем приближается к созданию ядерной бомбы. Мировое сообщество, отмечалось на встрече Фейсала бен Фархана с его американскими коллегами, ждет, когда же Тегеран вернется за стол переговоров, учитывая тот факт, что переговоры могут занять месяцы или годы.
Одновременно с осуждением Ирана, в выступлении главы внешнеполитического ведомства КСА отмечены ряд положительных моментов в региональной политике Израиля. В честности, саудовский министр высоко оценил его роль в региональной безопасности, выразил удовлетворение идущим с осени прошлого 2020 г. процессом взаимного признания между еврейским государством и арабскими странами, в том числе – зоны Персидского залива, и выразил надежду, что он будет расширяться в будущем. Конечно, было бы наивным думать, что доброжелательные высказывания министра можно интерпретировать как готовность и этой страны взаимодействовать в таком же духе, как ОАЭ и Бахрейн, подписавшие год назад соглашения о нормализации двусторонних отношений. Но важно другое: подобная риторика может побудить другие страны последовать примеру Абу-Даби и Манамы, добавить им уверенности в необходимости реализации «соглашений Авраама». Речь идет, к примеру, о Султанате Оман, влиятельной стране того же региона, известного переговорщика и медиатора многих ранее не решаемых международных проблем, сделавшего очень много для выхода из застарелых тупиков в ближневосточном регионе.
Отметим, что несмотря на ужесточение антииранской риторики со стороны Саудовской Аравии, Иран продолжает утверждать, что предпринимает необходимые усилия по разрядке напряженности на саудовском направлении, надеясь нейтрализовать все проблемы и трудности двустороннего диалога. В заявлениях нынешнего главы иранского МИДа Хосейна Амира Абдоллахияна не раз за последнее время звучали утверждения о том, что на этом направлении намечается позитивное развитие. Как пишут СМИ, пришедшее в августе правительство фундаменталистов во главе с Э.Раиси, сделав своим приоритетом отношения со странами-соседями ближневосточного региона, предполагало, что необходимо пойти на компромисс с Саудовской Аравией из опасения, что Эр-Рияд присоединится к фронту стран, желающих нормализации отношений с Израилем. Если КСА установит официальные отношения с Израилем, то это станет не только позитивным примером для стран Персидского залива, но будет означать укрепление возможного военного союза против ИРИ, призванного бороться с иранской экспансией в регионе. Для Израиля в нынешних условиях, когда США заявили и на деле реализуют намерение покинуть в ближайшие месяцы регион Ближнего Востока, важность укрепления своего присутствия здесь, как и расширения круга стран, с которыми установлен политический диалог, неизмеримо возрастает.